Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА,
ШТРЕМПЛЕР ГЕНРИХ ИВАНОВИЧ, МАНДРЮК ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
САРАТОВ 2010 Введение
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных дисциплин, в том числе, и в химиках. К сожалению, престиж химических специальностей среди молодежи на сегодняшний день невысок, а содержание современных школьных программ и учебников не позволяет в достаточной мере эффективно ориентировать и мотивировать школьников на химические профессии, к тому же в стране имеет место хемофобия. Возникло противоречие между ростом потребности общества в специалистах-химиках и недостаточной активностью успешных выпускников школ в выборе химических специальностей в качестве будущей профессии. На наш взгляд, одним из направлений устранения этого противоречия может стать планомерная работа учителей школ и преподавателей химических вузов по пропаганде и популяризации химических профессий среди учащихся и их родителей; необходимо уже в общеобразовательных учебных заведениях повышать заинтересованность учащихся в химических знаниях и давать им более полное представление о химии и её значении для человечества. Наиболее реальной и перспективной площадкой для этой работы являются элективные курсы, которые включаются в школьные учебные планы в связи с переходом системы общего образования на профильное обучение. С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и способствовать осознанному выбору школьника своей будущей профессии. Однако технология разработки элективных курсов, понимания их роли и места в учебном плане образовательного учреждения, особенности методики преподавания элективных курсов вызывают у учителей большие затруднения. Ситуация осложняется тем, что у учителей нет не только опыта работы с элективными курсами, но фактически отсутствует и банк элективных курсов, то есть учитель не имеет примеров, по которым он может работать. А без этого бόльшая часть учителей действовать не может. Отсюда вытекают, по крайней мере, три направления педагогических исследований, каждое из которых является актуальным. -Разработка общих рекомендаций по вопросам конструирования учебно-методических комплектов (УМК) элективных курсов химического профиля и методики их преподавания в профильной школе. -Разработка УМК по дисциплине "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ" для педагогических вузов (специальность 050101.00 – ХИМИЯ) и включение дисциплины в учебный план педагогического вуза. -Разработка УМК для элективного курса предопределенного содержания (названия) и испытание его на практике в школах. В данной работе приводятся результаты исследования, целью которого была разработка учебно-методического комплекта для преподавания элективного курса «Агрохимия в школе» и его испытание в условиях сельской школы. Была высказана гипотеза, что, имея в своем распоряжении УМК элективного курса «Агрохимия в школе», включающий учебный материал для ученика и методические рекомендации для учителя, преподаватель курса сможет повысить интерес школьников к предмету, расширить их знания, умения и навыки в области химии, оказать влияние на выбор учащимися будущей профессии. Объект исследования – обучение учащихся на занятиях элективного курса «Агрохимия в школе». Предмет исследования – процесс влияния элективного курса «Агрохимия в школе» на формирование познавательного интереса и мотивационной сферы учащихся. В соответствии с выделенной целью исследования определены следующие задачи: · провести анализ Концепции профильного образования, рассмотреть современное понятие элективного курса, разработать общие требования к их конструированию и организации проведения в школе; · определить состав УМК элективного курса «Агрохимия в школе»; · разработать программу элективного курса «Агрохимия в школе» с методическими рекомендациями для учителя; · составить учебные материалы для учащихся с содержанием теоретического материала, перечнем тем для проектов, рефератов, описанием практических работ, фото и рисунков; · экспериментально проверить отдельные модули элективного курса «Агрохимия в школе» во время педагогической практики в сельской школе. Для решения поставленных задач и выполнения исследований использовались общенаучные методы (анкетирование, собеседование, изучение и анализ научно-методической литературы), специальные – педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение с последующим количественным и качественным анализом полученных данных. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработан общий алгоритм конструирования Учебно-методического комплекта элективного курса химического профиля, включающий учебные материалы для учащихся и рекомендации по методике его преподавания в общеобразовательной школе для учителя. Практическая значимость заключается в разработке учебно-методического комплекта элективного курса «Агрохимия в школе», адаптированного к школьным условиям и уровню развития учащихся, что позволит учителям легко внедрять в сельских школах данный элективный курс. Отдельные модули элективного курса «Агрохимия в школе» были испытаны в 9 и 10 классах МОУ «СОШ с. Багаевка, Саратовского района, Саратовской области». По окончании педагогического эксперимента были получены следующие результаты: учащимся больше стала нравиться химия, у них возрос интерес к этому предмету, большее число ребят выразили желание в дальнейшем заниматься химией и поступить в ВУЗы на химические специальности. Работа будет полезна преподавателям общеобразовательных школ, методистам, студентам химических специальностей педагогических ВУЗов.
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА,
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |