Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деполитизация и приватизация



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Деполитизация и приватизация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Деполитизация госбанков, в частности в сфере кредитной политики, на бумаге началась уже давно. В действительности же это чрезвычайно сложный процесс, поэтому не стоит удивляться тому, что «ожидаемые показатели» не достигнуты и все еще возникают невозвратные кредиты. Правительство КНР неизменно продолжает идти по пути реформ и оказывает давление как на собственные структуры, так и на госбанки в целях подготовки их к приватизации.

Ранее безнадежные долговые обязательства представляли собой политический фактор, источником которого были правительственные директивы. В настоящее время эти обязательства зависят от политических факторов, трудностей производственного характера и недостатков самих банков. Переход к чисто экономическому управлению банками и их ориентация исключительно на получение прибыли были и остаются одной из важнейших целей ближайшего будущего и одновременно предпосылкой для проведения правовой деполитизации.

Не решен ряд проблем, связанных с «политической приемлемостью». Даже если банкам в рамках коммерциализации были предоставлены большая свобода и большая мера ответственности, а политические указания были заменены экономически обоснованными директивами - это еще не значит, что данные возможности могли быть быстро использованы банками для достижения большей рентабельности. Государство игнорировало собственные указания и во многих случаях использовало старые рычаги власти для принудительного кредитования. Кроме того, правительству Китая до сих пор не удается убедить региональные власти в выгоде нового экономического пути, а бюрократический аппарат регионов почти повсеместно тормозит последовательную реализацию реформ и по-прежнему вынуждает банки выдавать экономически неоправданные кредиты. Ведь иначе избалованные дотациями региональные госпредприятия могут оказаться отрезанными от привычных источников ликвидных средств, что грозит банкротством. В явном противоречии с объявленной политикой коммерциализации находится также тот факт, что от государственных банков требуют новых программ кредитования для стимулирования конъюнктуры.

Еще одна проблема - «внутренняя слабость» государственных банков: после их коммерциализации были введены новые правила управления кредитными рисками, и некоторые кредиты по экономическим соображениям больше не предоставлялись. Также этим банкам не хватает еще внутренней надежности и достаточного опыта для санации государственных предприятий, знания современных методов составления балансов и систем оценок.

Ограниченная рентабельность государственных банков, ухудшившаяся в период с 1996 по 1998 г., объясняется следующими причинами:

- общими недостатками системы управления;

- плохим внутренним контролем расходов;

- неоправданно высокими налогами и сборами.

К тому же доходы государственных банков почти на 100% образуются за счет процентов; подобная монопольная зависимость делает их очень уязвимыми. Так как устанавливаемые государством процентные ставки по кредитам в интересах конъюнктуры снижались быстрее, чем процентные ставки по вкладам, произошло снижение уровня чистых доходов, получаемых за счет процентов и рентабельности.

Все же приватизация госбанков постепенно идет, несмотря на существующие проблемы. Центральный банк теперь допускает преобразование государственных банков в акционерные общества (принадлежащие министерству финансов), а также их выход на биржу уже в этом году. В Гонконге, например, есть некоторый опыт в этой области: четверть акционерного капитала банка Bank of China (Hongkong) Ltd. была частично приватизирована при значительном превышении лимита подписки.

Но существуют сомнения по поводу того, сможет ли произойти запланированный выход на биржу и сделает ли он китайские банки более прозрачными и рентабельными. Принципиальное значение имеет то, что китайское руководство открыто декларирует эту возможность в качестве элемента реформ. Придется пройти длинный путь, пока через эмиссию акций и частичную приватизацию в эти крупные банки придут новые капиталы, новые вливания и новые идеи.

Однако стремление государства к приватизации показывает, что оно и правительство продолжают систематически готовиться к смене экономической власти в духе рыночной экономики.

В течение последних 10 лет государственные банки в значительной степени изменили свой имидж с точки зрения оснащения оборудованием, внедрения банковских технологий и осовременивания офисных зданий. У них также, по сравнению с остальными китайскими банками, больший объем капитала, лучшая техника и хорошо обученный персонал. Шанхай уже буквально перегружен такими банками и более интернационален, чем Пекин. Гонконг занимает особое положение и служит образцом динамичного развития и консультантом по реформированию.

В результате неоднородности страны в целом и несовпадения региональных интересов центральные офисы банков и отдаленных провинций являют собой разноплановую картину. Если расположенные в суперсовременных зданиях центральные отделения работают с банковскими и кредитными карточками, а сотрудники важнейших отделов проходят обучение на Западе, то филиалы в сельской местности отстают от них в этом отношении на несколько десятилетий.

Для Китая различный качественный уровень столичных и провинциальных банков - это не противоречие, а проявление стремительного развития и экономической неоднородности страны. Большинство китайцев почти все свои покупки оплачивает наличными. Доля наличных платежей уменьшается очень медленно. Население начинает открывать для себя банки в качестве платежных институтов, получать зарплату на частные счета в банках и через банки же оплачивать счета за коммунальные услуги. Время безналичного платежного оборота только наступает.

Банки пользуются у населения высокой степенью доверия, в том числе и благодаря предполагаемой государственной гарантии сберегательных вкладов.

Государство серьезно относится к банковской реформе. Все изменения проводятся с большой осторожностью со стороны проектантов, политиков и банкиров. Быстрые и радикальные изменения считаются не подходящими для Китая и отвергаются. Нельзя не заметить при этом фрагментарность финансово-банковской реформы и отсутствие единой стратегии действий у госсовета, руководства провинций, планирующих реформу госслужбы и центра развития при Госсовете (State Council Development Centre). Несмотря на новые концепции и направленные на рыночные преобразования директивы, а также сложившуюся за последнее десятилетие независимость, основные причины нестабильности китайского банковского рынка не устранены. Существуют различные сценарии действий и готовность проводить реформирование одновременно по нескольким направлениям.

 

Вывод

 

Сегодня трудно найти человека, который бы не был наслышан о выдающихся экономических успехах Китая. Эти успехи вызывают в нашей стране неоднозначную реакцию, но в целом их принято воспевать и ставить в пример отечественным политикам и экономистам: дескать, смогли же китайцы перейти на рыночные рельсы без социальных и экономических потрясений.

 

Эволюция банковской системы КНР как раз представляет собой типичный случай истинно китайского варианта развития. Стремительно открывающийся внешнему миру, активно воспринимающий передовой опыт развитых стран, Китай в то же время пролагает свой путь к успеху по прочному грунту своих тысячелетних традиций и национального менталитета.

 

Так, окончательное открытие в 2006 г. финансового рынка КНР для иностранного капитала и допуск на внутренний рынок иностранных банков вполне сочетаются в этой стране с сохранением такого специфического инструмента кредитно-денежной политики как объявление по центральным телеканалам официальной просьбы правительства к населению нести деньги в банки вместо того, чтобы тратить их на потребительские товары.

 

С точки зрения классической макроэкономической теории это, по меньшей мере, странная мера, однако, как показал опыт 1990-х гг., китайское население послушно увеличивает свою склонность к сбережениям, денежная масса сокращается, а инфляция, соответственно, возвращается к приемлемому уровню.

 

Это говорит о том, что понять, каких сюрпризов можно ждать от банковской системы Китая, невозможно в отрыве от культурно-исторического контекста, потому что даже самый грамотный анализ, проведенный классическими методами, неизбежно оставит без внимания многие типично китайские факторы, что может роковым образом отразится даже на краткосрочном прогнозе.

 

 

Вывод

Еще совсем недавно, всего несколько лет назад, мы перестали опасаться иметь дело с валютой, а сегодня обменные пункты попадаются на глаза чаще, чем булочные. Еще совсем недавно мы познакомились с картами VISA, MASTERCARD, AMERICAN EXPRESS и другими, а сегодня пенсионеры получают по пластиковым картам пенсию. Еще совсем недавно перевести деньги за границу или получить их оттуда мы вообще не могли никак. Да многим это было и ни к чему. Сегодня даже в Сбербанке знают, как помочь нуждающемуся в этой услуге гражданину: хоть с открытием валютного счета, хоть без него. И что интересно, число нуждающихся постоянно растет. Это как с загранпаспортом: не было его - и ездить никуда не надо было, а появился - так и тянет снова удалиться куда-нибудь в жаркие страны.

Так вот, пока мы с большим трудом осваивали пластиковые деньги и туго осознавали, что хранить деньги в наличных под подушкой - самый тупиковый вариант в обращении с этим непростым инструментом, мир шагнул еще дальше и озадачил нас таким совершенно непонятным явлением как электронные или цифровые деньги.

Так что же это такое? Если переложить на доступный язык то, что по этому поводу разъясняют специалисты, то выглядеть это будет так. Развитие компьютерных технологий уже вчера лишило государственные центральные банки монополии на выпуск своих денег и позволило негосударственным организациям начать выпускать параллельно свои собственные. Особенность этих денег заключается в том, что их нельзя пощупать или просто подержать в руках. Их нельзя положить в карман. Они как бы материально не существуют. Тем не менее, эти деньги не только совершенно материальны, но и приобрели ряд таких замечательных качеств, которые обычной валюте недоступны. Какие проблемы могут возникнуть с электронными деньгами? На самом деле, таких проблем только две, и обе они сидят внутри нас. Первая - у вас нет персонального компьютера, или он у вас есть, но вы его боитесь и держите больше для мебели. Вторая - в вашем представлении компьютерные кошельки и всякая там экзотика в виде цифровых денег не для вас, поскольку то, что и в каком виде лежит в вашем бумажнике, вас устраивает гораздо больше. Здесь, как правило, на заднем плане прочно присутствует такой тормозной фактор, как необходимость платить за карты, с помощью которых пополняется кошелек: за наличные, вроде как, дешевле будет. Многих необходимость дополнительных затрат останавливает, а совершенно напрасно! Почему?

Во-первых, пора понять, что деньги тоже стоят денег. Деньги являются таким же товаром, как и йогурт. И это в рыночной экономике нормально. Вы же покупаете валюту в обменных пунктах, несмотря на то, что там взимается комиссия? Если вы перечисляете деньги через банк или получаете их из банкомата, вас не удивляет, что там тоже удерживают с вас комиссию? Любые операции с деньгами стоят денег. Все, что обычно люди делают, это ищут места, где стоимость услуг будет дешевле. Но чаще всего, не делают и этого, поскольку время, затраченное на поиск более выгодной разницы в курсах или процентах, не стоит самой этой разницы. Фраза «время дороже денег» уже давно обрела у нас в России для очень многих граждан вполне конкретный смысл.

Во-вторых, теряя в одном, вы выигрываете в другом. Так как «время - деньги» (а электронные платежи в отличие от банковских происходят мгновенно), продавцы товаров и услуг при расчетах за электронные деньги предоставляют своим покупателям более, чем серьезные скидки (дисконты).

Список использованной литературы

 

1.Егиазарян Ш. Понятие электронных денег. // Банки и технологии. №3-1999.

 

2. Логинов А.К., Электронные деньги. М., 2007.

 

3. Логинов Л.Н., Филимонов П.И. Особый путь развития экономики Китая: (Крат. обзор). - М.: КОСМО, 2001. - 52 с.

 

4. Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая // Банковское дело. - 2005. - №10.

 

5. Урусова Э.А. Китай: проблемы современного экономического развития // Проблемы современной экономики. - 2007. - №3.

 

6. Шульгин М.В., Новаторские банковские услуги. М., 2007.

 

7.Электронные деньги: накопление, использование, хранение, безопасность Под ред. В.П. Невежина - М., 1995.

 

8. Экслер А. Руководство по платежам в Интернете. – М.: Мысль, 2008.

 

9. В.А. Кузнецов, А.В. Шамраев, А.В. Пухов. Предоплаченные инструменты розничных платежей. М., 2008.

 



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Деполитизация и приватизация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деполитизация и приватизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)