Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная система Германии



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Государственная система Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление кредитными учреждениями      

В Германии управление кредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных ведомства — Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Между ними законодательно распределено исполнение функций управления.

Центральный банк

     Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года (Bundesbankgesetz )(далее — ЗФБ) (Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Октябрь 1995 года.)

   Немецкий Федеральный банк — федеральное юридическое лицо публичного права. Основной капитал банка, полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет 290 млн. немецких марок. Однако прав, которые нарушали бы независимость Федерального банка. Федерация не имеет.

    Как и все центральные банки других стран. Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей (ст. 3 ЗФБ). В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.   

В органы управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров и Правления Центральных банков земель (ст. 5 ЗФБ).     

Верховный орган Федерального банка — Совет Центральных банков — определяет денежную и кредитную политику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел и административного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. В его состав входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и президенты Центральных банков земель. Председательствует на заседаниях Президент, а во время его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким образом, закон обеспечивает представительство всех экономических регионов страны в высшем органе Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в основном принимает решения простым большинством голосов (ст. 6 ЗФБ), решения Совета Центральных банков учитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны.     

Совет директоров — центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнение решений Совета Центральных банков. Он осуществляет деловое и административное управление банками, за исключением тех вопросов, которые находятся в компетенции Правлений Центральных банков земель. К компетенции Совета директоров, в частности, отнесены:   

операции с Федерацией и ее специальными фондами; 

операции с кредитными институтами, выполняющими задачи федерального значения;

валютные операции и операции за границей; 

сделки на открытом рынке.

В состав Совета директоров входят Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров (не более шести человек). Они должны быть известными специалистами в сфере банковского дела. Президент (или в его отсутствие вице-президент) является, таким образом, председателем и Совета Центральных банков, и Совета директоров. Членов Совета директоров предлагает на должности Федеральное правительство после слушания кандидатов на Совете Центральных банков и назначает Президент ФРГ сроком на восемь лет, во как минимум на два года. До истечения этого срока их нельзя отозвать; как исключение возможна личная инициатива или инициатива Совета Центральных банков (ст. 7 ЗФБ).

    Центральный банк земель возглавляет правление, состоящее из Президента к вице-президента. В состав более крупных Центральных банков земель входит дополнительно еще один член правления. Члены правления, как и члены Совета директоров, должны иметь высокую профессиональную квалификацию. Назначение Президентов, являющихся по Закону одновременно членами Совета Центральных банков, протекает так же, как и назначение членов Совета директоров. Однако здесь право предложения принадлежит не Федеральному правительству, а бундесрату (палате парламента).

    Бундесрат, со своей стороны, обязан согласно законодательству каждой земли следовать предложениям компетентного органа, как правило, правительства земли. Таким образом. Закон о Федеральном банке исключает главенствующую роль Федерального правительства при назначении членов Совета Центральных банков, что отражает федерализм выбора руководящих органов Федерального банка.    

Задача Центральных банков земель — совершение сделок и административное управление в своем регионе. В частности, в их компетенцию входит заключение под свою ответственность сделок с администрациями земли и кредитными институтами своего региона, если они вне компетенции Совета директоров (ст. 8 ЗФБ).     

При каждом Центральном банке земли создан совещательный орган — Совет, который обсуждает с Президентом Центрального банка земли вопросы валютной и кредитной политики, а с Правлением банка — пути решения задач, входящих в компетенцию банка. В состав Совета входят 14 человек, обладающих особыми знаниями в области кредитного дела. Не более половины из них выбирают из кредитных институтов земли, остальных — из сферы промышленности, торговли, системы страхования, свободных профессий, сельского хозяйства, а также из наемных работников.     

Центральным банкам земель подчинены филиалы, которые Немецкий Федеральный банк имеет в крупных населенных пунктах страны (ст. 10 ЗФВ).

      Немецкий Федеральный банк известен как самый независимый центральный банк в мире (Тосунян Г. А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США. — М., 1994). Правда, Федеральный банк обязан поддерживать общую экономическую политику Федерального правительства, но только при условии выполнения своих задач. При Исполнении своих полномочий Федеральный банк не зависит от указаний Федерального правительства (ст. 12 ЗФВ).       

Закон о Федеральном банке не содержит каких-либо предписаний на случай значительного расхождения мнений и возникновения напряженности между Федеральным правительством и Федеральным банком, однако устанавливает правила, призывающие обе стороны к сотрудничеству и взаимным консультациям.      

Так, Федеральный банк обязан консультировать Федеральное правительство по важным валютно-политическим вопросам и давать по его требованию справки.

Роль Федерального банка в германском обществе очень высока: по закону Совет Центральных банков и Совет директоров приравнены к верховным федеральным ведомствам, то есть министерствам Федерации, а Центральные банки земель — к уровню федеральных ведомств (ст. 29 ЗФВ).     

Немецкий Федеральный банк выполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности валюты и осуществляет такие основные функция центрального банка, как эмиссионный банк, банк

Обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в Немецком Федеральном банке, — важный инструмент кредитно-денежной политики центрального банка. Федеральный банк может устанавливать процентные ставки на обязательства но вкладам до востребования в размере не больше 30, на срочные обязательства — не больше 20 и на сберегательные вклады — не больше 10 процентов (ст. 16 ЗБД). На обязательства перед иностранными институтами (п. 1 ст. 4 Закона о внешнеэкономической деятельности) банк может устанавливать процентную ставку до ста процентов.

      С августа 1995 года процентные ставки минимальных резервов составляют: по текущим счетам — 5 процентов, по срочным счетам — 2 и сберегательным счетам — 1,5 процента (Uberprufung des Geldmengenziels und Neuordnung der Mindestreserve, Deutsche Bundesbank, Banking Act, Juli, 1995). Безусловно, политика центрального банка по минимальным резервам влияет на денежную массу в стране.      

Основной объем чековых и безналичных расчетов, а также оборотов векселей государственного сектора внутри страны осуществляется через Немецкий Федеральный банк и его филиалы. Федерация, особые фонды Федерации и земли должны выпускать долговые обязательства и казначейские векселя в первую очередь через Федеральный банк, в противном случае выпуск надо согласовывать с Федеральным банком (ст. 20 ЗФБ).      

Наблюдательный орган

Наряду с общими предписаниями гражданского и публичного права, а также специальными законами для отдельных банковских групп существует специальный Закон о кредитном деле от 10 июля 1961 года (Gesetz uber das Kreditwesen) (Deutsche Bundesbank. Banking Akt. September 1994)(действует в редакции от 30 июня 1993 года), который имеет первостепенное значение для деятельности кредитных учреждений (далее — ЗКД).     

Как и в ряде других стран, в Германии действует принцип двойного вне-отраслевого контроля за кредитным делом — со стороны специального государственного органа и со стороны центрального банка. Согласно Закону о кредитном деле исполнение одной из самых важных функций по управлению кредитными учреждениями — функции надзора — является прерогативой специально созданного для этого в 1961 году в Берлине Федерального ведомства по надзору за кредитным делом (Bundesverband deutscher Banken).     

Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом осуществляет государственный контроль всех кредитных учреждений.      

Создание универсальной банковской системы объясняется тем, что Германия со времени ее промышленного развития не располагала в достаточном размере собственным капиталом, что вызывало необходимость использовать банковские кредиты в больших объемах.      

Свою эффективность немецкая система финансирования промышленности доказала в особенности во времена восстановления после двух мировых войн.    

Основное преимущество универсальной банковской системы по сравнению с англо-саксонской банковской системой с разделением банков состоит в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и в связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Кроме того, отсутствие внутреннего разделения по направлениям деятельности банков обеспечивает возможность предоставления клиенту обширного сервиса "из одной руки" и за счет широкого ассортимента предлагаемых услуг банк продает свои услуги в удобное для клиента время.    

Универсальные банки можно разделить на три основные группы:     

около 350 частных коммерческих банков, в которые входят три крупных банка, региональные банки и прочие кредитные учреждения, а также филиалы иностранных банков, доля которых в деловых операциях банков составляет около 30 процентов;    

свыше 700 публично-правовых кредитных учреждений [сберегательные кассы и земельные банки (жироцентрали)], доля которых составляет около 50 процентов;     

приблизительно 3000 кооперативных банков (Фольксбанки и Райфайзенбанки) с их центральными банками, доля которых составляет около 20 процентов(там же, с. 10).      

Частные коммерческие Банки

    Как было указано, группа частных коммерческих банков охватывает около 350 универсально действующих кредитных учреждений, имеющих свыше 7000 филиалов и свыше 200 000 сотрудников. В эту группу входят три крупных банка, около 200 региональных и прочих банков, около 80 частных банкиров и приблизительно 60 филиалов иностранных банков. Однако между отдельными кредитными учреждениями и группами частных коммерческих банков существует целый ряд различий, в особенности в отношении размеров банков, организации их деятельности, охвате территории и др.     

Исследователи немецкой банковской системы среди крупных частных коммерческих банков выделяют Дойче Банк, Дрезднер Банк и Коммерцбанк — три наиболее известных и крупных немецких банка, которые начали свою деятельность еще во времена создания Германской империи в 1871 году. Указанные банки — акционерные общества, капитал которых рассеян как внутри страны, так и за рубежом. Каждый из этих банков имеет от 200 000 до 300 000 акционеров, среди которых большое количество сотрудников этих банков.    

Крупные банки входят в состав банков мира с высоким капиталом. Например, активы Дойче Банка к маю 1999 года составят 843 млрд. долларов(Финансовые известия, 1998, 24 ноября, № 75 (525). Дойче Банк официально объявил о покупке американского инвестиционного банка Bankers Trust. В результате данной сделки указанный банк станет самым крупным, его персонал будет насчитывать более 95 тысяч служащих (Финансовые известия, 1998, декабрь, № 76 (526).  

Основную группу специализированных банков составляют 30 частных ипотечных банков, специализированных банков по предоставлению кредитов на земельные участки и коммунальных кредитов. Они выдают долгосрочные кредиты для финансирования жилищного строительства и реконструкции жилых домов, а также для промышленных и сельскохозяйственных капиталовложений (под залог земельных участков). Второй основной вид операций — предоставление коммунальных кредитов Федерации, землям и муниципалитетам, прочим корпорациям и учреждениям публичного права. Коммунальные кредиты в значительной степени превышают кредиты на жилищное строительство. Два кредитных учреждения этой группы финансируют в качестве ипотечных банков судостроение (на базе среднесрочных и долгосрочных кредитов). Необходимые средства для кредитования указанные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.  

Из общего числа частных и публично-правовых сберегательных касс, выдающих кредиты для индивидуального строительства, свыше 30-ти осуществляют финансирование частных домов и квартир по принципу коллективного накопления сбережений. Привлекательность накопления денежных средств состоит, прежде всего, в праве вкладчика на получение кредита для жилищного строительства со сравнительно невысокой и твердой процентной ставкой на весь срок действия кредита. Накопительные взносы на строительство жилья в сберегательной кассе при определенной величине дохода вкладчика поощряются государственной премией (в размере до 10 процентов) или эти взносы (до определенной максимальной суммы) не облагаются подоходным налогом.

К группе специальных банков отнесены и около 30 гарантийных банков и гарантийных обществ по кредитованию. Они представляют собой учреждения самопомощи для средних и малых предприятий. Основная задача этих кредитных учреждений, которые существуют с середины 50-х годов, — устранение неблагоприятных условий для мелких и средних предприятий, которые могут возникать из-за их слабой финансовой обеспеченности. Кроме того, указанные банки и общества дают гарантии на случай возникновения убытков у предприятий ремесленной, торговой и промышленной сфер деятельности. Последние, в свою очередь, служат гарантиями для банков, предоставляющих им кредиты.    

В начале 1990 года свою коммерческую деятельность начал почтовый банк в качестве специализированного банка расчетов и сделок по вкладам. До этого времени в Германии существовали 2 почтовых сберегательных банка и 14 почтовых жироучреждений. Они были предприятиями немецкой федеральной почты. Почтовый банк представляет собой публично-правовое учреждение, имущество которого принадлежит Федерации. Почтовый банк имеет в своем распоряжении свыше 20 000 отделений по всей Германии.    

 



2020-02-04 215 Обсуждений (0)
Государственная система Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная система Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)