Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития конституционного строя в России



2020-02-04 310 Обсуждений (0)
Особенности развития конституционного строя в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, рес­публикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позво­ляет говорить об определенной форме, определенном спосо­бе организации государства или о государственном строе[12]. Этот строй, закрепленный конституцией государства, стано­вится его конституционным строем. Таким образом, консти­туционный строй — это определенная форма или определенный способ организации государства, закреп­ленный в его конституции.

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституции — соответственно 1918г., 1925г., 1937г., 1978 г. и 1993г.

Сроки действия составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изме­нения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.

Наука конституционного права исследует особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источни­ка одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями[13]. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они раз­вивались в соответствии с принципом преемственности, отра­жающей сохранение социалистических ценностей, утвержде­ние советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руково­дящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значи­тельной мере фиктивный характер. Они провозглашали прин­ципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают су­щественных особенностей в содержании каждой из них, юри­дической специфики отражения государственно-правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска учредительного собрания.

Принятие Конституции РСФСР 1918г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 г. Он был связан как с образованием СССР и принятием первой его кон­ституции, которое обусловило внесение соответствующих из­менений в Конституцию РСФСР, так и с теми социаль­но-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР

Существенные изменения в практику закрепления государ­ственного строя республики внесла Конституция РСФСР 1937г. Она определила круг конституционных норм, закреп­ляющих основные устои государственного строя, выделив их в специальную, первую главу Конституции, носящую название «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий особой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие основные устои российского госу­дарственного строя. Однако Конституция РСФСР 1937г. не ограничилась закреплением ставших уже конституционными принципов российского государственного строя. Она ввела в оборот такие новые понятая, как «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР, со­гласно Конституции (ст. 2), составляли Советы депутатов тру­дящихся, а экономическую основу (ст. 4) — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на ору­дия и средства производства.

Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в конституции принципы государственного строя, Конституция РСФСР 1937г. сформулировала те глав­ные устои, на которых базировался российский государствен­ный строй в тот период.

Конституция РСФСР 1978г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституцион­но-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Они охватывают не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепив наряду с основами общественно­го строя и основы политики РСФСР, Конституция тем самым выразила динамику развития общественного строя, содержа­ние направляющего воздействия государства на их развитие[14].

Последующие изменения и дополнения, внесенные в Кон­ституцию 1978 года законами РСФСР и законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года, внесли ряд существенных новшеств в содержание рассматриваемого конституцион­но-правового института, не изменив структуру этого института.

Суть этих новшеств состояла в том, чтобы вместо фор­мально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся фиговым листком тоталитаризма, сформулировать в конституции важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства, конституционный строй.

Изменения, внесенные в действующую тогда Конституцию Российской Федерации, лишь частично сумели, решить эту задачу. В полной мере она была решена действующей Кон­ституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году и за­фиксировавшей основы конституционного строя Российской Федерации.

 

Заключение

Направления развития конституционного строя в России можно определить через уточнение функций Конституции. Последняя может представить и стратегический путь к лучшему состоянию, и стать ключевым инструментом преодоления кризиса в требующем прочной и справедливой основы Российском государстве. Ослабленное разнонаправленными реформами, тяготами переходного периода государство наше продолжит путь к упадку, если мы не создадим живительную совокупность здоровых и твердых правил, порядков и обычаев, известных и постоянных для всех.
Вопрос о функциях Конституции имеет в России большое научное и политическое значение. В ходе преобразований постоянно возникает вопрос: для чего нужна новая Конституция?

Подводя итоги, выделим несколько основных функций Конституции России применительно к задаче становления в ней правового строя. Поясним, что критерием их выделения, мерилом оценки являются требования, выдвигаемые политиком и законодателем к справедливому Основному Закону с целью приближения практики жизни к общественному идеалу.
I. Конституция как комплексное отражение конституционного строя и инструмент его становления (системо-образующая функция).

Выполняя актуальнейшее требование общества, Конституция способна утвердить конституционный порядок, дав целостное видение ключевых его характеристик. Порядок невозможен без системного определения роли Российского государства как суверенного, правового, демократического, республиканского, с разделением властей, федеративного (или: союзного), социального, светского.

Подчеркнем, что наличие Конституции как свода общеобязательных "правил игры" - лишь предпосылка реального становления основополагающих принципов. Позитивная системо-образующая роль Конституции состоит именно в том, что она способна послужить инструментом такого становления, играя учредительную роль в широком смысле.

II. Конституция как документ равновесия между основными подсистемами общества и государства, обеспечивающий регулирование общественных отношений (функция обще-социального регулирования и баланса).

За счет направленного регулирования она могла бы обеспечить устойчивое развитие социальной системы "человек - гражданское общество - государство - мир". Она призвана закреплять баланс между политическими силами; покоем, порядком и прогрессом; федеральной властью и интересами субъектов федерации; ветвями и институтами центральной власти; каталогом прав человека и механизмами их гарантий и защиты; свободой труда, предпринимательства и социальной ответственностью собственников, участием государства в регулировании хозяйственной жизни в интересах общества; защитой национальных интересов и участием в союзе республик и мировом сообществе.

Устанавливая условия для всех "актеров" социальной системы, Конституция выполняет роль обще-социального регулятора общественных отношений, поскольку упорядочивает, налаживает и направляет их в нормативную плоскость.

III. Конституция как документ согласия и гражданского мира, механизм согласования интересов и поиска социального компромисса (политическая функция).

Конституция - плод сочетания разнонаправленных социальных интересов, юридическая форма их соединения и консенсуса. Необходимый показатель действенности Конституции заключается в том, чтобы ее защита сопровождалась бы не гражданской войной, а развитием институтов, охраняющих гражданский мир.

Грядущая Конституция России может стать средством достижения национального согласия, если ее разработка и принятие станут процессом открытым, коллективным, идущим с привлечением различных сил и учетом противоположных подходов. Ее можно будет назвать созревшей, справедливой и не эффективной, если вокруг заключенных в ней идей сложится согласие в основных слоях общества: в различных элитах, в интеллигенции, в массах. Требованию справедливой Конституции сегодня созвучны слова Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года: "...призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле".

IV. Конституция как высший закон страны, основа правовой системы государства (юридическая функция).

Добротная формальная Конституция призвана служить базой всего законодательства и определять несущие конструкции правового регулирования различных сторон общественной жизни. В системе источников права она является верхним звеном, законом законов. Обладая высшей юридической силой и прямым действием, она применяется на всей территории страны; законы и иные правовые акты, противоречащие ей, не имеют юридической силы. Она устанавливает основы других отраслей права - гражданского, административного, трудового, уголовного, уголовно - и гражданско-процессуального, и иных.

 

 

Глоссарий

Основы конституционного строя находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования.
Конституционный строй система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Государственный строй система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.
Общественный строй охраняемая государством и правом организация общества, обусловленная: - определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов; - характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.
Социальный строй система общественного государственного устройства, характеризующаяся определенными производственными, общественными отношениями и политической системой общества.
Конституционные принципы выраженные в конституциях конкретных государств общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования.
Государство основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.
Конституция писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые: - провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; и - определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.
Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различают две формы государственного устройства: федерация и унитарное государство.
Политическая система общества совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций.
Политическая власть власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

Нормативный материал:

 

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.

 

Дополнительная литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

2. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

3. Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 11-22.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

5. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. – С. 42-50.

6. Николаев Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 1.

7. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М, 1994.

8. Самочкин. А.Н. Собственность и право собственности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. – С. 14-20.

9. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993.

10. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1996. С. 464-480.


Приложение А

 

 


[1] Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993.

[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

 

[3]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

 

[4] Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

[5]Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 11-22.

 

[6] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М, 1994.

[7] Конституция Российской Федерации 1993г.

[8] Конституция Российской Федерации 1993г.

[9] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710

[10] Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.

[11] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1996. С. 464-480.

[12]Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. – С. 42-50.

 

[13] Николаев Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 1.

 

[14]Самочкин. А.Н. Собственность и право собственности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. – С. 14-20.



2020-02-04 310 Обсуждений (0)
Особенности развития конституционного строя в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития конституционного строя в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)