Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания Конституционного права в школе



2020-02-04 253 Обсуждений (0)
Методика преподавания Конституционного права в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Исполнители 402 группа очное отделение

Уральский Государственный Педагогический Университет

Екатеринбург 2010 г.

1. Теоретические основы и особенности изучения конституционного права в школе.

1.1. Место КП как науки в системе Российского права.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно - политической системе, формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признанного приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важнейшего условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право - отрасль права, которое закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции РФ, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории.

Конституционное развитие каждой страны нельзя рассматривать обособленно от развития государства и общества. Очередной этап в этом развитии вносит новые элементы и черты в важные политические и социально - экономические отношения изменяет качественные характеристики государства, его функции и т.д. появление новой Конституции призвано закрепить все эти изменения, отразить в своём создании специфические особенности общественного строя.

Наука конституционного права в современном её понимании сложилось только в прошлом столетии. Её становление происходит параллельно формированию системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти.

Во второй половине 19 - начала 20 века господствовало направление в науке, которое получило название "юридическая школа". Её представители в зарубежных странах, прежде всего Эллинек, Эсмен, Дайси, Орландо, Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права. Трудами именно этих учёных была создана классическая теория, обоснованы конституционные доктрины правового и демократического государства, парламентаризма.

В первой половине 20 века в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление, ведущими представителями которого были Дюги, Орид, Гумплович и др. В их трудах нашли обоснования идеи социального права и социальной солидарности, учения о господстве права и подзаконности самого законодателя.

Наука конституционного права двадцатого столетия представлено, в частности, такими известными государствоведами, как Прело, Ведель, Филлипс, Маккинтош, Маршалл. Эти учёные разработали теории, обусловленные состоянием развития общества и государства.

Советская наука конституционного права, по существу, прервала нормальное развитие конституционно правовой мысли в России. Советские государствоведы доказывали необходимость диктатуры пролетариата, обречённость капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческая неизбежность установления во всём мире социализма и коммунизма. Естественные права и свободы человека не признавались, и фактически обосновывалось вмешательство государства во все сферы жизни общества.

В 20 веке в России сменилось два типа конституционного права:

-дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 - февраль 1917г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 - октябрь 1917г.),

-тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате совершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки ( вторая половина 80-х годов ).

Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.

Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Поэтому о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицательное или положительное) влияние на последующее развитие.

Нынешний, демократический тип принципиально отрицает тоталитарный тип, но через " отрицание отрицания " он как бы возвращает государство к этапу развития, прерванному большевистской революцией. Но это всё же не простое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией. Следовательно, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времён, а с другой - возрождает государство на новой исторической основе.

Крутые смены типов оказывали радикальные воздействия на науку о конституционном праве. Эта наука, наиболее политизированная из всех отраслей юридической науки. Она имеет своей задачей не только теоретическое истолкование действующих правовых норм, но развитие общественных представлений о свободе и справедливости. Эта наука ищет пути к усилению демократизма или занимается апологией насилия, скрывающегося под псевдодемократическим обличием. Но в любом случае она внедряет в общественное сознание определённые представления о принципах организации государственной власти, подсказывает законодателю пути совершенствования конституционного строя в соответствии с господствующими воззрениями о роли государства в общественном развитии. В этом её главная функция. Рассмотрим же подробнее этапы.

Этапы становления конституционного права России.

Дореволюционное конституционное (государственное) право

Со второй половины 19 века (с начала царствования Александра I I) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастание абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. Николаем II , был издан Манифест, провозгласивший незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашённые права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но всё же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым формальным актом.

Между тем, Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная Дума и Государственный Совет) при сохранении сильной власти царя, без его утверждения закон не мог войти в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царём и ответственным только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.

Вторая палата имела те же права, что и Дума. Состав Государственного Совета наполовину назначался царём, а другая половина избиралась от духовенства. Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.

Со второй половины 19 века (с начала царствования Александра I) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастание абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. Николаем II , был издан Манифест, провозгласивший незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашённые права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но всё же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым формальным актом.

Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная Дума и Государственный Совет) при сохранении сильной власти царя, без его утверждения закон не мог войти в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царём и ответственным только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.

Вторая палата имела те же права, что и Дума. Состав Государственного Совета наполовину назначался царём, а другая половина избиралась от духовенства. Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности.

Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. Положение в управлении было крайне не стабильным.

Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно партий конституционных демократов (кадетов). В программе этой партии выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в котором вторая палата формировалась бы из представителей органов местного самоуправления. Парламенту представлялось право утверждать любой закон и утверждать бюджет. Другая влиятельная партия центра "Союз 17 октября" также требовало принятие конституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавие, сильной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма, многими отвергались даже автономия территорий.

Правые же партии, черносотенцы ("Союз русского народа") упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пережитком и главным препятствием демократизации системы власти. Социал-демократы выдвинули идеи однопалатного законодательного собрания на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделение церкви от государства. Они поддерживали передачу власти Учредительному собранию, хотя в то же время большевики бичевали Государственную Думу, называя её лжепарламентом, и не признавали реальные перемены в государственном строе. Схожие с социал-демократами планы конституционно-правовой реформы выдвигали эсеры.

Таким образом, страна медленно, но определённо эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обстановка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против революционеров, использованию военно-полевых судов, других чрезвычайных мер поддержание порядка в обществе. Демократизация конституционного права сознательно срывалось усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своими революционными устремлениями.

В ходе Февральской 1917г. революции конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II специальным актом передавал власть брату Михаилу, который в свою очередь, отрёкшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному Собранию. Депутаты Государственной Думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, полиция и цензура. Это правительство проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на проведение Учредительного Собрания.

Первое сентября 1917г. Россия провозглашается республикой, к этому времени прекратило свои заседания Государственной Дума. Правительство носило коалиционный характер, что было связано со стремлением объединить демократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных законов, отказалось от применения чрезвычайных мер. Специальным актом август 1917г. были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений.

Временное правительство при содействии общественности и созываемых им Совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики широкими полномочиями, от имени которого в Учредительном Собрании должны были вноситься законопроекты. Учредительное Собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Это были только намётки, и трудно сказать, какая форма правления, в конечном счете, была бы избрана Учредительным собранием. В начале 20 века конституционный строй с такими институтами прочно утвердился в Великобритании, Франции и других странах Западной Европы, что не могло не оказать влияния на конституционно- правовое развитие России. Реформы конституционного строя, проводившаяся с начала 20-го века, были в значительной мере подготовлены предшествующем развитии науки конституционного права. Среди её представителей были учёные-юристы, составившие оригинальную русскую школу государственного права. Эту школу отличали склонность к высокой теории и приверженность демократическим идеалам. Почти все государствоведы занимались и общей теорией права. Они хорошо знали иностранное государственное право, были всесторонне образованы. Практически никто из них не воспринял марксизм с его классовой теорией государства и права.

Развивающаяся на базе университетских кафедр и тесно связанная с демократически настроенной молодёжью русская школа государственного права сосредоточила внимание на проблемах самодержавия и народного представительства, которые лежали в центре внимания российского освободительного движения.

Хорошо зная западные конституционно-правовые воззрения, русские ученые привнесли в научный оборот актуальные для России теории естественного права, разделение властей, правового государства, независимого правосудия, парламентаризма. Эти общепризнанные ценности свободного общества предопределили методологическую основу русской науки государственного права, которая была чужда какой-либо идеологической односторонности. Поэтому ни у кого не было попыток приписать государственному праву функцию закрепления основ общественного строя, подчинять права и свободы граждан идеологическим целям. Предмет этой отрасли права виделся, хотя и в разных вариантах в устройстве власти, положением граждан и организаций управление территориями. Все исследователи видели Россию единым унитарным государством, впрочем, и здесь возникала сложность в связи с её императорским статусом. О проблеме федерализма применительно к России никто и не думал.

Русское государствоведение конца 19в. начало 20в. образует единый этап развития науки государственного права. В то же время этот этап можно разделить на два периода: до издания Манифеста 17 октября 1905г. и после. В первый из этих периодов наука делала акцент на изучение' зарубежных форм правления: подчёркивало преимущество английской конституционной монархии, что способствовало осознанию отсталости российского самодержавного строя и подталкивало власти к реформам. Во втором периоде началась разработка теории новой формы правления в России. Для русской школы государственного права была характерна тесная связь с философскими учениями, развивавшимся в российском и европейском обществе. Отсюда три основных направления в науке государственного права: либерализм; позитивизм; социологический позитивизм. Эти направления не были лишены взаимопроникновения идей. Среди учёных либерального направления выделился Б.Н. Чичерин (1828-1904гг.). Он стремился перенести на российские условия западную модель государственной власти. Как истинный либерал, стоял на позициях естественного права, правового государства, разделения властей, отстаивал обязанность государства охранять гражданские политические свободы, особенно выделяя для этого независимость суда. Крупнейшим представителем юридического позитивизма был Н.М. Коркунов (1853-1904гг.). Как все позитивисты он был против естественного права. Государственное право, по его мнению, регулирует её деятельность и устанавливает права и обязанности граждан. Он внёс большой вклад в разработку вопроса о подзаконности указов и других актов государственного управления, считая это важным условием конституционной законности.

Сторонники социологического позитивизма как бы уходили от игнорирования социальных фактов, вносили в государственное право социально-политические акценты. Представитель этого направления А.С. Алексеев, у которого исследователи отмечают также значительное тяготение к юридическому позитивизму, много сделал для разработки теории правового государства с его правлением через приоритет законов.

В своих учебных лекциях он различал науку общего государственного права и науку русского государственного права. В первую он включил политические и правовые учения, основные категории и понятия государственного права в их связи с социологией и историей. Рассуждения А.С. Алексеева сводились к идее конституционного государства.

Последовательным сторонником социологического позитивизма выступал М.М. Ковалевский (1851-1916гг.). Он развивал резко аппозиционные взгляды по отношению к самодержавию, находился под влиянием революционных идей.

До 1905г., создав интересные работы по государственному праву европейских держав, он обосновывал необходимость конституционного правового государства по английскому типу, но критиковал западную систему гражданских свобод за её формализм, подчёркивая, что правительство служит не столько интересам всего народа, сколько интересам тех классов, которые сосредотачивают в своих руках капитал и земельную собственность. Но в целом теорию классового государства он не разделял.

Другой представитель - В.В. Ивановский считал, что государственное право не чисто юридическая наука, а часть обществоведения, её предметом является не только форма государства, но и государство в целом.

После 1905г. круг проблем правовой науки во многом меняется. Её представители сосредотачиваются на проблемах народного представительства и его соотношении с верховной самодержавной властью. Манифест 17 октября 1905г. отличался неопределённостью формулировок, он установил власть монарха как самодержавную, но изъял слово "неограниченная". Н.М. Коркунов ещё до издания Манифеста высказывался о том, что власти неограниченного монарха не может быть противопоставлена никакая другая ограничивающая её власть. Создание же думы многие видные учёные справедливо расценивали как ограничение власти царя. Они полагали, что новый конституционный строй складывается на основе принципов западных конституционных монархий. М.М. Ковалевский, обосновывая преимущества конституционной монархии по сравнению с республиканской формой правления, отмечал, что дело не в порядке замещения поста главы государства, а в существовании ответственного перед парламентом правительства. Он уделял большое внимание принципу разделения властей, народному суверенитету, народному представительству. Он же доказывал, что государство не может в интересах самосохранения упразднить личные права, что право имеет приоритет перед государством, и в этом ясно проявляется его приверженность демократическим идеалам.

Русская школа государственного права развивалась в трудных условиях самодержавной власти. Её представители не были революционерами, они верили в эволюцию государственного строя по западному образцу. Они не успели создать теорию российского республиканизма, слишком коротким оказался этот период, сменившийся большевистским тоталитаризмом.

Тоталитарное конституционное (государственное) право.

Оно начинает складываться с 25октября 1917г., когда 2-ым Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922г. т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, не было даже своего партийного высшего органа. Всем вершил союзный ЦК ВКП (б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союзных конституций 1936 и 1977гг. были приняты слепки для РСФСР 1937 и 1978гг., объявившие Россию суверенным государством и создавшим свою систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жёстко встроены в централизованную систему власти фактически унитарного государства.

Как исходные принципы, так и последующее развитие тоталитарного государственного права обусловились учением марксизма - ленинизма, которое рассматривает государство, как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с целями коммунизма.

Общий подход большевиков к государству был не просто далёк от распространённой на западе концепции правового государства, но прямо противоположен. На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворении общих интересов.

Эта концепция - плод классовой теории, она полностью подчинила себе человека, создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы.

Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов. В сущности, с января 1918г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятое в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила. Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к этому времени демократические принципы представительной системы. Не о каких парламентских учреждениях, признание прав оппозиции, подчинение государства праву не было и речи. Проблема превышения власти или её злоупотреблений не вставало, а потому оказался не нужным принцип разделения властей. Неограниченная исполнительная власть стала самой характерной чертой нового государственного устройства. Большевики быстро разделились с политическими партиями. Диктатура пролетариата, таким образом, вырождалась в диктатуру партии, а через неё в диктатуру вождей, но государственное право об этом молчало.

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно - правовых формах, установленных Конституциями РСФСР 1918г. и СССР 1924г.. но И.В. Сталин провозгласивший курс на всемирное укрепление государственной власти, со временем пришёл к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936г., действительно очень демократическая для своего времени. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин, как был, так и остался фактически бесправным.

Таким же формальным являлся новый советский федерализм, лёгший в основу государственного устройства СССР после его образования в 1922г. Россия продолжала оставаться федеративным государством, но мало кого заботил странный характер этой "федерации". В ней не было равноправных субъектов, а были образованы отдельные автономные республики и автономные области, создавшие видимость национальной государственности.

Известное обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после 20 съезда КПСС 1956г., отражало политику верхов, которые стремились отбросить некоторые стороны сталинизма, но сохранить тоталитаризм. В 1977г была принята конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила антидемократическую машину власти и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. Но и на них легла печать двойственности: к формулировкам из международных документов добавлялись цели коммунистического строительства. В Конституции была включена статья 6-я, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. Социализм без свободы доживал свои последние годы. Общественное мнение в этот период ещё не обрело силы, чтобы заставить власти дать народу права и свободы, но добилось многого, и, прежде всего дискредитации сталинского тезиса о мнимой свободе при социализме и несвободе при капитализме, который стал восприниматься наоборот, овладевая массами, это был главный сдвиг, подготовивший перестройку. Вот что происходило в обществе, что же творилось в науке. А наука государственного права является поистине печальным зрелищем в тоталитарном обществе. Её удел обоснование демократизма очевидной диктатуры и разгула насилия. В рамках постоянной борьбы против буржуазного юридического мировоззрения несколько поколений советских государствоведов развивали ложные теоретические концепции о демократической природе советского государственного права, его тесной связи с массами.

На протяжении всех 70-ти лет российского тоталитаризма обслуживающая его наука подчёркивала его противоположность по отношению к дореволюционной науке. Главным образом отличие в различие методов изучения права: диалектического материализма и идеализма, в несовместимости социально- политической природы государственного строя капитализма и социализма. На практике сотни работ были написаны с единственной целью - доказать, что государственная дума не была подлинным парламентом, что гражданские права и свободы жёстко подавлялись вплоть до бессудных расстрелов, репрессий. Работы зарубежных учёных, написанные с позиций современной им цивилизации, преподносились как собрания классовых интересов буржуазии.

Фальсификация российского дореволюционного государственного строя была одной из основных задач советской науки с её первых до последних дней. Тон этому идеологическому террору задавала теория марксизма-ленинизма, видевшая в государстве "Машину для подавления одного класса другим".

Эту теорию активно развивали В.И. Ленин и его соратники (Л.Д. Троцкий, Я.М. Свердлов, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин), принуждавшие исследователей смотреть на государственное право через призму диктатуры пролетариата. После образования СССР редкие исследователи вспоминали о суверенитете России, и её праве на национальную государственность; даже Конституцию РСФСР никто уже не воспринимал всерьёз.

Становление советского государствоведения, исключавшего всякое инакомыслие, происходило в ленинский период. Крыленко, Курский и другие утверждённые партией лекторы Коммунистического университета начали создавать и пропагандировать государственно-правовые формы диктатуры пролетариата. Представляя какому-либо институту слово "социалистический", пытались увести его смысл от общечеловеческого. В первые советские годы кое-кто из государствоведов пробовали как-то совместить диктатуру пролетариата с необходимостью "правового государства", но этому быстро был положен конец.

В течении двадцатых начале тридцатых годов в юридической литературе ещё были возможны какие-то споры о предмете государственного права, его структуре, ещё сохранялось влияние старой школы, что с принятием сталинской Конституции положение в корне изменилось. Страницы учебников и научных изданий заполнили схоластические рассуждения об якобы демократической природе союзного государства, невиданном расцвете полновластия народа. Государственно-правовая наука превратилась в своеобразный комментарий идей И.В. Сталина, культ которого попирал элементарную логику и здравый смысл. В науке же царил полный террор против инакомыслия. Сотни учёных и террористов были репрессированы, погибли в застенках ГУЛАГа в соответствии с тем правом, которое они же и утверждали.

Как и другие отрасли юридической науки, наука государственного права утратила реалистический подход к праву и законности. В послевоенный период науку государственного права не миновала борьба с космополитизмом. Под этой ширмой были свёрнуты многие исследования, а из науки изгнаны крупные специалисты.

В 60-80гг., когда партией было объявлено о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, наука государственного права тщетно пыталась найти свою "нишу" в том явлении. Стали пробиваться отдельные идеи, отражавшие некоторую демократизацию политического режима. Но никаких принципиально новых категорий и подходов выдвинуто не было, ибо государственный строй и политическая система остались прежними. Наука тоталитарного государственного права так и остались служанкой тоталитаризма.

Следует учитывать и то, что тоталитарное государственное право при всей своей антидемократической сущности служило коммунистической идее о царстве свободы и социальной справедливости. К тому же это право, хотя и основанное на насилии, все же устанавливало определенный общественный порядок, который, отвечая на практические запросы, нуждался в каком-то теоретическом осмыслении. Отдельные проблемы науки, как бы стоявшие в стороне от идеологической демагогии, насилии либо отвлечённый, либо сугубо прагматический характер. Свободное русское государствоведение продолжали развивать его зарубежные представители. Н. Тимашев и Н. Алексеев в середине 20-х годов издали за рубежом двухтомный сборник о праве Советской России, где аргументировано, критиковали большевистский государственный строй, основанный на диктатуре, за что были подвергнуты демагогической критики П. Стучки. И, наконец, наступал следующий период развития.

Демократическое конституционное право.

С конца 80-х годов в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством.

Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак и др.). Съезд избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

В апреле 1990г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991г. впервые всенародно избран ее Президентом Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991г. закончился провалом. Произошёл распад СССР.

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права.

12 декабря 1993г. была принята новая Конституция. Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути формируется новое конституционное право, соответствующее избранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строительство демократического государства. Институт гражданских прав и свобод получает такое развитие, которое никогда не было в истории России.

Современная наука конституционного права переживает трудный период. Перед ней стоит задача решительно перестроить свою методологическую базу, освободившись от тоталитарной методологии. Но для этого, по-видимому, должно смениться поколение ныне работающих государствоведов, которые в своём большинстве не знали реалий и теорий зарубежного конституционного права или занимались его сознательной фальсификацией.

Многочисленные произведения марксистко-ленинистской науки государственного права стали достоянием истории. Они останутся памятником того, во что превращается наука, когда она теряет свободу. В этих произведениях можно почерпнуть информацию о правовых актах и теориях прежних лет, но их теоретическое значение практически полностью утрачено.

Вместе с тем в юридической науке нарождаются принципиально новые подходы и концепции, увязывающие развитие российского права с достижениями мировой правовой науки и целям демократического переустройства общества. Работы учёных-правоведов демократической ориентации создают общую методологическую базу изучения права с позиции правового государства. Появляются ростки новой теории конституционного права, решительно порывающей с тяжёлым наследием прошлого. Изучение новых российских конституционно-правовых институтов уже началось. Возник огромный интерес к дореволюционной и эмигрантской русской государственно-правовой мысли. Свежие идеи, не всегда, но всё же пробивают себе дорогу. Наука конституционного права не должна играть роль прислужницы властей, она может стать подлинной наукой только на основе разумного плюрализма мнений, практического отношения к правовой действительности. Никто не в праве "ликвидировать" марксистов, ибо марксизм был и остаётся одним из крупных политических учений, и никто не может лишить его права на существование. Другое дело - практика марксизма - ленинизма, доказывая, что его цели неотъемлемы от насилия. Марксизм, как и другое учение, не имеет права на монополию, и никогда больше народ не должен допустить создание государственно-правового механизма для навязывания этого учения тем, кто его отвергает.

Теоретическая мысль, способная более или менее адекватно объяснять и осмысливать современный российский конституционализм, ближе всего к современному западному либерализму.

Именно это учение, корни которого уходят в философию древних греков, выдвинуло идею парламентаризма, разделение властей, правового государства и других, которые легли в основу новой российской государственности. Вместе с тем она также испытывает влияние социального либерализма и социал-демократии. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает лучшее, что накопило за столетие демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

Современное конституционное право-совокупность правовых норм охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти. Один из важных постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для <



2020-02-04 253 Обсуждений (0)
Методика преподавания Конституционного права в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика преподавания Конституционного права в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)