Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления.



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы. На Народный комиссариат внутренних дел, наряду с другими задачами, указанными в п.1 Положения о НКВД РСФСР, возлагалось выполнение по всей территории Советской России нижеследующих задач:

1) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

2) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

3) охрана железнодорожных и водных путей сообщения;

4) политическая охрана границ РСФСР;

5) борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений;

6) выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.

 

Для реализации этих задач при НКВД РСФСР учреждалось Государственное политическое управление (ГПУ) под личным председательством Народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя, а на местах - Политические отделы в автономных республиках и областях при Центральных исполнительных комитетах: и в губерниях - при Губернских исполнительных комитетах. Политические отделы при ЦИК автономных республик и областей находились в подчинении НКВД по линии ГПУ на тех же основаниях, как и другие объединенные народные комиссариаты и управления республик и областей. Политические отделы ГПУ Губернских исполнительных комитетов действовали на основании особого положения о них. Другие органы системы ГПУ, действовавшие на том или ином направлении обеспечения государственной безопасности, также осуществляли свою работу на основании особых положений, утвержденных Президиумом ВЦИК.

В непосредственном распоряжении ГПУ состояли особые части войск в количестве, определенном СТО, управляемым особым, входящим в состав учреждений ГПУ штабом войск ГПУ НКВД. Войска эти были необходимы для выполнения задачи по подавлению открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма. В данном нормативном акте устанавливались основания и порядок осуществления органами госбезопасности обысков, выемок и арестов.

Статья 8 декрета ВЦИК указывала, что все общеуголовные дела по спекуляции, должностным и другим преступлениям, находящихся до опубликования декрета в производстве ВЧК и ее органов, подлежали в 2-х недельный срок передаче в революционные трибуналы и народные суды по принадлежности. Впредь все дела о преступлениях, направленные против советского строя или представляющие нарушения законов РСФСР, подлежали разрешению исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами по принадлежности.

Государственное политическое управление создавалось как центральное учреждение, осуществлявшее возложенные на него задачи по всей территории республики. На местах создавались подчиненные ему местные органы госбезопасности. С упразднением ВЧК и образованием ГПУ, ВЦИК утвердил "Положение о Государственном политическом управлении", "Положение о губернских и областных отделах Госполитуправления", "Положения об уездных (кантонных, улусных) уполномоченных губернских и областных отделов Госполитуправления", "Положение об Особых отделах Госполитуправления (При нормальном положении)" и "Положение о Транспортных отделах Госполитуправления". То есть был принят пакет законодательных нормативных актов, в которых детально регламентировались задачи, права, обязанности, структура органов государственной безопасности.

В "Положении о Государственном политическом управлении" определялось правовое положение ГПУ аналогично декрету ВЦИК. Для разрешения основных вопросов и направлений работы органов госбезопасности при Председателе ГПУ учреждалась Коллегия, члены которой утверждались СНК РСФСР. Высшим органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, которая имела право издавать приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями. В состав коллегии в конце 1922 года входили: нарком внутренних дел и председатель ГПУ Ф.Э. Дзержинский; заместитель председателя И.С. Уншлихт; начальник Секретно-оперативного управления В.Р. Менжинский; начальник Особого отдела Г.Г Ягода; начальник Восточного отдела Я.X. Петерс; начальник Специального отдела Г.И. Бокий; начальник Петроградского губотдела ГПУ С.А. Мессинг; начальник Московского губотдела ГПУ Ф.Д. Медведь.

Для реализации возложенных на ГПУ задач, последнему представлялось право организовывать на местах: Губернские отделы ГПУ при Губисполкомах; Областные отделы ГПУ при ЦИК автономных республик и областей: Особые отделы фронтов, военных округов и армий, Особые отделения дивизий и охраны границ; Транспортные отделы ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщения: Полномочные представительства ГПУ для объединения, руководства и координации работы местных органов ГПУ на окраинах и в автономных республиках и областях.

В Положении на органы ГПУ возлагались задачи по предупреждению и подавлению открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических, а также раскрытию контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.

Средствами к осуществлению задач являлось:

1) сбор и сообщение подлежащим государственным учреждениям всех сведений, интересующих их с точки зрения борьбы с контрреволюцией, как в области политической, так и экономической;

2) агентурное наблюдений за преступным или подозрительными лицами, группами и организациями на территории РСФСР и за границей;

3) выдача разрешений на выезд за границу и въезд в РСФСР иностранных и русских граждан;

4) высылка из пределов РСФСР неблагонамеренных иностранных граждан;

5) просмотр почтово-телеграфной и иной корреспонденции, как внутренней, так и заграничной;

6) производство в целях розыска с соблюдением правил и порядка, установления статей 7 декрета ВЦИК от 6 февраля 1922 года, арестов, обысков, выемок, истребование справок, сведений и выписок из деловых бумаг, отчетов и докладов;

7) подавление при помощи войск ГПУ вооруженных контрреволюционных и бандитских выступлений;

8) производство дознания и направление дел о раскрытых преступных деяниях для слушания в судебные органы с соблюдением статьи 7 Декрета ВЦИК от 6 февраля;

9) регистрация уличенных и заподозренных в преступных деяниях лиц и их дел: регистрация неблагонадежного, административного и руководящего персонала в государственных учреждениях промышленных предприятий, командного и административно-хозяйственного состава Красной Армии.

ГПУ осуществляло также "статистическую и политическую разработку данных регистрации", вело "регистрацию и суммировку ненормальных явлений жизни РСФСР, в целях выявления их причин и последствий". Общий надзор за законностью действий ГПУ и его органов осуществлял Народный Комиссариат юстиции РСФСР. В целях осуществления возложенных на ГПУ задач на территории губерний при Губисполкомах, на территории автономных республик и областей при ЦИК организовывались губернские и областные отделы ГПУ, которые непосредственно подчинялись всем распоряжениям ГПУ и несли перед ним полную ответственность.

Согласно "Положению о губернских и областных отделах Госполитуправления" во главе губернских и областных отделов стояли их начальники, назначаемые местными Губисполкомами и утверждаемые ГПУ, которые несли ответственность за свою работу перед ГПУ-центра и перед Губисполкомами и ЦИК автономных республик. В этом плане начальники отделов обязаны были регулярно информировать ЦИК автономных республик и Губисполкомы, а также губернские и областные съезды Советов о политическом положении губернии и областей. То есть принцип двойного подчинения (общий для советского государственного аппарата в первые годы Советской власти и характерный в определенной мере для системы органов ЧК) сохранялся, но со значительными изъятиями в сторону еще большей централизации.

В целях осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории уездов (кантонов, улусов), в данной губернии или области отделы имели право создавать институт уездных (кантонных, улусных) уполномоченных, подчиненных исключительно начальнику губернского и областного отделов. Штаты губернских и областных отделов вырабатывались и утверждались ГПУ-центра, и изменение их допускалось только с его санкции. Для выполнения оперативных заданий губернским и областным отделам придавались части войск ГПУ в количестве, определяемом ГПУ.

 

 



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)