Существует много инстинктов и делятся на 2 группы: Эрос и Танатос.
Эрос - инстинкт жизни, самосохранения и сохранения рода, любви к себе и к объекту. Энергия этого инстинкта - либидо. Инстинкты Эроса стремятся объединять и умножать все живое, а инстинкты смерти противостоят этому и ведут живое назад к неорганическому существованию. Танатос - инстинкт смерти.Лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Они биологически обусловленны и также важны в регуляции человеческого поведения. Инстинкт смерти - навязчивое стремление повторить раннюю неорганическую стадию существования до момента возникновения жизни. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: "Цель всей жизни - смерть". Агрессия направлена прежде всего на себя; она обращается на других в целях самосохранения.Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из кот.они вышли. Фрейд верил, что людям присуще стремление к смерти. Современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти (это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда). Структура личностиЛичность состоит из 3 основных систем: Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я). У каждой из этих систем собственные функции, принципы действия, динамика и механизмы. Они тесно взаимодействуют между собой. Поведение - результат взаимодействия этих систем. 1. Ид (Оно) - источник энергии для личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид (мысли, чувства, воспоминания, события из жизни) - бессознательны, т.к. никогда не осознавались или были отвергнуты как неприемлемые, но воздействуют на поведение без контроля сознания. Ид – хранитель всех врожденных инстинктов, главные из кот. - Эрос и Танатос. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению. Ид иррационально, обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются Эго. Ид находится на бессознательном уровне психики. 2. Эго (Я) - часть личности - своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности. Вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача - регулирование напряжения между внутренними (влечениями) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид. 3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести. Включает традиционные нормы, как их понимали родители, выступает цензором поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу. Отсюда главные внутренние конфликты личности: Ид стремится к удовлетворению своих желаний, игнорируюет любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, кот.ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго - поле битвы и противостояния Ид и Суперэго. Развитие личностизаканчивается к 5 годам, а последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, кот.называютсяпсихосексуальными, т.к. на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности. Фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера. Лица обоих полов имеют элементы противоположного пола, поэтому все индивиды бисексуальны; т.о., гомосексуальность явл. врожденным качеством. Окончательно сексуальное поведение определяется конституциональной предрасположенностью, жизненным опытом и ограничениями в том или ином направлении. Женщиныи мужчины с детства имеют бисексуальные наклонности. Оральная стадия (0 - 1). Для удовлетворения сексуальных инстинктов ребенок использует мать, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность. Анальная стадия (1 - 3). Ребенок научается самоконтролю, формируется чувство собственности.Роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствуют этому процессу аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение. Фаллическая стадия (3 - 5). До сих пор детская сексуальность становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. Первые люди, кот.привлекают внимание ребенка, - родители. Стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. Т.е. мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери. Латентная стадия (5 - 12). Сила сексуальных инстинктов слабеет под действием общественно-социальных факторов (обучение, школа, активное физическое и интеллектуальное развитие). Генитальная стадия (12 - I8). Внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при к.-л. отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью. Самые значимые факторы становления личности – биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем. Защитные механизмы- средства, направленные на устранение неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта. Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности: • имеют бессознательную природу - индивид не осознает их действия и влияния; • искажают действительность, препятствуя нормальной адаптации и функционированию индивида; • могут быть как полезными, так и вредными для общей адаптации личности; • могут иметь внутренние и внешние источники. Механизмы защиты выполняют следующие функиии: • ослабляют стресс и тревогу; - направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира; • могут нести позитивную функцию, т.к. помогают индивиду бороться с тревогой. Выделяются следующие защитные механизмы личности: • вытеснение - непроизвольное устранение в бессознательное мыслей, событий, кот.индивид не желает осознавать, т.к. они причиняют угрозу психологической стабильности; • реактивное обучение- принятие мыслей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены. Защита строится из 2х шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное, затем в сознании формируются противоположные тенденции; • регрессия- неосознанный отход поведения, мыслей на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетворения насущной потребности; • отрицание- отказ от осознания нежелательных мыслей и построение своего поведения вопреки существующей проблеме. Часто используется при болезни, смерти близкого; • сублимация- замещение неприемлемых импульсов на более приемлемые для личности формы поведения, приносящие реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних конфликтов; • замещение-замена недостижимой цели, которую индивид не может достигнуть по разным причинам, на такие, удовлетворение которых представляется возможным; • проекция-бессознательное наделении др. людей собственными мыслями, эмоциями, мотивами, кот.неприемлемы для индивида; • рационализация- поиск удобных причин для оправдания и объяснения поступков или их приемлемости, тогда как они не являются таковыми. Помогает индивиду избежать чувства вины и ответственности; • интеллектуализация- применяется для подмены проживания чувств размышлениями о них; • интроекция- включение во внутренний мир взглядов, мотивов, установок (интрое́ктов) других людей без предварительного осмысления или анализа. • компенсация- бессознательное стремление преодолеть реальные или воображаемые физические или личностныенедостатки. В основе - чувство (комплекс) неполноценности, корни кот.враннем детстве, а такжево взрослом опыте. Компенсаиия может быть: • негативной - осуществляется с помощью неприемлемых с соц. или моральной т.з. способов (проявление грубости и агрессии как компенсации к.-л. дефекта); • позитивной - преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, напр. высокие спортивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве. Неврозы. Развитию способствуют биологические, филогенетические, психологические факторы. Типы неврозов: Психоневроз – причина в прошлом и объясним в терминах личности и истории жизни. Существуют 3 типа: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Формы: неврастения - результат половых излишеств и невроз тревоги - результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Нарциссический невроз, при кот.человек не способен к образованию переноса. Невроз характера - в этом случае симптомы являются чертами характера. Травматический невроз - вызывается потрясением. Терапия – психоанализ: Цель: помощь в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний. Задачи:вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, способствовать осознанию. Применение:терапия неврозов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |