Теоретические основы профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение 1. Теоретические основы профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Понятие конфликта у детей дошкольного возраста 1.2 Возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников в межличностных отношениях 1.3 Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов 2.3 Оценка эффективности проведенных занятий по профилактике конфликтов Заключение Список литературы Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Ж Приложение и Введение
Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. У них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте. Дело в том, что возникновение и существование различных противоречий, приводящих к конфликтам дошкольников, является следствием объективных особенностей педагогического процесса. Но важны не столько сами противоречия, сколько острота их субъективных переживаний и характер влияния на поведение дошкольников. Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для дошкольника его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала конфликтов у дошкольников. Конфликты у дошкольников имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников. Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом работы педагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у дошкольника отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.[10, 52,19, 27, 31, 25] Однако, современные условия воспитания дошкольников требуют разработанности методик по профилактике конфликтов с учетом всех факторов, педагогических условий и особенностей дошкольников. Актуальность исследования определяется практическим отсутствием методик по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, как правило, не проводится, поэтому работа педагогов по профилактике конфликтов у дошкольников является малоэффективной. Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников. Предметом исследования является конфликты у детей старшего дошкольного возраста Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов у дошкольников, путем теоретического и практического изучения конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Задачи исследования: 1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов у дошкольников в игровой деятельности с целью: - дать понятие конфликтов у дошкольников в игровой деятельности - рассмотреть возрастные психолого-педагогические особенностей дошкольников; - выявить причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 2) определить формы и методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 3) разработать и реализовать систему занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 4) определить эффективность системы занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности Гипотеза исследования: профилактика конфликтов у дошкольников будет эффективной, если при активном участии педагогов и родителей: 1) учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; 2) учитывать факторы, влияющие на возникновение конфликтов; 3) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 4) применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива; В исследовании использовались методы: 1) анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы; 2) диагностические методы, направленные на изучение причин конфликтов у дошкольников в игровой деятельности: наблюдение, опрос-тестирование 3) математическая обработка и интерпретация результатов. База исследования: МДОУ детский сад № 3 «Надежда», г. Благовещенск. В исследовании принимали участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось с согласия родителей. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний по профилактике конфликтов у дошкольников не только в МДОУ, но и в других образовательных учреждениях. Выпускная квалификационная работа представлена на 90 с., состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, 5 таблиц, 6 рисунков, библиографический список содержит 52 источника литературы. Теоретические основы профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |