Анализ программы кружка «МастерОк»
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных творческих способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. Технологическое образование осуществляется в образовательном учреждении города Бор (СОШ №4), паспорт которого представлен в Приложении 1. Экспериментальная работа проводилась на базе данных представленного образовательного учреждения. Курс кружка технического творчества «МастерОК» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике. В связи с этим задачами кружка являются: – развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); – формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; – воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, научить детей «чувствовать материал», умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; – овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; – расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. Для того чтобы представить адекватную программу кружка, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного образовательного процесса, обратимся к реально существующему тематическому плану программы дисциплины Технология с выделением часов на классную и внеклассную работу. За основу возьмем программу дисциплины Технология для 7 класса СОШ №4 города Бор Нижегородской области. (см. Приложение 2) Программа дисциплины Технология для 7 класса в данном общеобразовательном учреждении предусматривает, что на занятия по обработке древесины выделяется 20 часов, на занятия по обработке металла – 26 часов, на занятия по культуре дома – 6 часов, на творческие проекты выделено 16 часов. Итого 68 часов год. С учетом этих данных программа кружка «МастерОк» на один учебный год рассчитана следующим образом: Программа предусматривает занятия, ограниченные одним часом в неделю. Таким образом, 34 учебные недели * 2 часа в неделю = 68 часов в год. Сущность организации кружка заключается в том, что в кружке интегрируются теоретическая и практическая, творческая деятельность учащихся. Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно – технической деятельности. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике, химии, биологии, географии, математике, экономике. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит одной из своих целей – развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву, программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы. Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Технология»: ü материаловедение; ü технология обработки древесины; ü элементы машиноведения; ü графика; ü техническое творчество; ü введение в художественное конструирование. Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке воспитанников. В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний – инструктором по труду. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются: – учебники, справочники; – дидактический материал; – дополнительная литература. На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований, правил безопасности труда. По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Воспитанники должны знать: · принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; · основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); · физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; · способы разметки по шаблону и чертежу; · принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; · назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера); · иметь понятие о конструировании и моделировании; · способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; · основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; · историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края; · основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; · основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; · технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; · разные виды резьбы и их особенности; · способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; · правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. Воспитанники должны Уметь: · рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности; · уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; · определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; · производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; · применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку; · использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия; · выполнять простейшие столярные операции; · производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; · выполнять простейшие расчёты стоимости изделия; · выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы; · проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их; · самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их; · выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву; · затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; · бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; · экономно расходовать материалы и электроэнергию; Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки: · владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву; · выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики; · владения основными элементами графической грамотности; · выполнения плоскостной разметки; · разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы; · выполнение декорирования изделий – выжиганием, различными видами резьбы; Формы организации учебной деятельности: – индивидуальная; – коллективная. Критерии и показатели оценки знаний воспитанников. Прямые: – теоретический уровень знаний; – степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями; – применение полученных знаний на практике; – соблюдение технических и технологических требований; – качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия; – изготовление изделия в установленные нормы времени; – соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды. Косвенные: – экономия материалов; – желание трудиться; – познавательная активность и творческий подход; – самостоятельность; – партнёрские отношения при совместной работе. 2.2 Тематический план кружка «МастерОк»
Тематический план
Программа 1. Вводное занятие Демонстрация ранее изготовленных самоделок с целью показать основные этапы обучения. Организационные вопросы: режим работы кружка, правила поведения в рабочем кабинете. Практическая работа: Игры с готовыми поделками. 2. Материалы и инструменты Понятие о материалах, применяемых в промышленности и быту: древесине, пластмассе, бумаге, картоне, ткани. Элементарные представления о производстве древесины. Виды лесоматериалов. Основные сведения о древесине: породы деревьев; строение дерева; свойства древесины; пороки дерева и древесины. Инструменты и приспособления, используемые в кружке: нож, рубанок, молоток, лобзик, ножовка слесарная, электролобзик, инструменты для резьбы, дрель, сверлильный станок, токарный станок, тиски, струбцина, верстак. Организация рабочего места. Правила безопасной работы режущим и колющим инструментом. Практическая работа: Исследование опытных образцов пород древесины. Игра «Магазин Инструменты». Изготовление указки, разделочной доски прямоугольной формы. 3. Графическая подготовка Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Расширение понятий об осевой симметрии, заготовках и деталях простой формы. Первоначальные понятия о чертеже, техническом рисунке, эскизе. Знакомство с линиями чертежа: линией видимого контура, линией невидимого контура, центровой линией (осевой), сплошной тонкой. Правила и порядок чтения схемы, наглядного изображения, простейшего чертежа. Практическая работа: Упражнение по определению оси симметрии различных фигур и предметов. Упражнение по составлению симметричных фрагментов из геометрических фигур с одной или более осями симметрии. Упражнение в чтении чертежей, эскизов, схем наглядных изображений в процессе изготовления разделочной доски сложной геометрической формы. 4. Инструменты и оборудование, применяемые для обработки Закрепление, углубление и расширение знаний о деревообрабатывающих инструментах и оборудовании. Правила и приемы безопасной работы на электролобзике и на сверлильном станке. Ручной инструмент для резьбы, его конструкция. Порядок изготовления индивидуального режущего инструмента. Практическая работа: Отработка основных приемов работы деревообрабатывающим инструментом и на оборудовании в процессе изготовления шкатулок, вешалок, фигурных досок, игр лото, пятнашки и т.д. Соревнования «Острый глаз, твердая рука» (на точность разметки, скорость выпиливания). Изготовление индивидуального режущего инструмента. 5. Резьба по дереву Общие представления о различных видах резьбы: геометрической, контурной, плоскорельефной, объемной. Режущий инструмент, применяемый для различных видов резьбы. Правила, приемы и техника выполнения геометрической, контурной и плоскорельефной резьбы. Безопасные приемы работы резчика. Хранение и сушка материалов и готовых поделок Хранение инструментов, оборудования и приспособлений Разработка рисунков для резьбы. Практическая работа: Отработка техники выполнения геометрической, контурной и плоскорельефной резьбы в процесс отделки кухонных досок, панно, шкатулок и других изделий. 6. Экскурсии, конкурсы, соревнования Экскурсии: в музей «Нижегородские промыслы», на художественные выставки, выставки детского творчества. Конкурсы: «Умелые руки», «Деревянных дел мастер». Познавательная игра «Путешествие в Техноград». 7. Заключительное занятие Подведение итогов за год. Выставка поделок. Перспективы работы кружка в следующем году. Задание на лето. План-конспект занятия кружка «МастерОк»
Схема плана – конспекта кружка «МастерОк» Тема: Резьба по дереву; Цели: ü Обучающая: дать сведения о видах резьбы, научить приемам выполнения геометрической резьбы по дереву; ü Воспитывающая: воспитать чувство прекрасного, чувство вкуса, трудолюбие, чувство аккуратности; ü Развивающая: развить пространственное мышление, воображение; ü Профориентационная: знакомство с профессией резчика по дереву. Материалы: разделочная доска из липы; Оборудование: верстак, набор стамесок, киянка, карандаш, схема орнамента, набор напильников, наждачная бумага; Наглядные пособия: технологическая карта «Нанесение орнамента на древесину», технологическая карта «Резьба по дереву», плакат «Техника безопасности при резьбе по дереву», плакат «Виды стамесок»; время: 90 минут.
Ход проведения занятия
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |