Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ программы кружка «МастерОк»



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Анализ программы кружка «МастерОк» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных творческих способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Технологическое образование осуществляется в образовательном учреждении города Бор (СОШ №4), паспорт которого представлен в Приложении 1. Экспериментальная работа проводилась на базе данных представленного образовательного учреждения.

Курс кружка технического творчества «МастерОК» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике.

В связи с этим задачами кружка являются:

– развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

– формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

– воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, научить детей «чувствовать материал», умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

– овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

– расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Для того чтобы представить адекватную программу кружка, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного образовательного процесса, обратимся к реально существующему тематическому плану программы дисциплины Технология с выделением часов на классную и внеклассную работу.

За основу возьмем программу дисциплины Технология для 7 класса СОШ №4 города Бор Нижегородской области. (см. Приложение 2)

Программа дисциплины Технология для 7 класса в данном общеобразовательном учреждении предусматривает, что на занятия по обработке древесины выделяется 20 часов, на занятия по обработке металла – 26 часов, на занятия по культуре дома – 6 часов, на творческие проекты выделено 16 часов. Итого 68 часов год.

С учетом этих данных программа кружка «МастерОк» на один учебный год рассчитана следующим образом:

Программа предусматривает занятия, ограниченные одним часом в неделю.

Таким образом, 34 учебные недели * 2 часа в неделю = 68 часов в год.

Сущность организации кружка заключается в том, что в кружке интегрируются теоретическая и практическая, творческая деятельность учащихся.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно – технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам – физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит одной из своих целей – развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву, программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Технология»:

ü материаловедение;

ü технология обработки древесины;

ü элементы машиноведения;

ü графика;

ü техническое творчество;

ü введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний – инструктором по труду.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

– учебники, справочники;

– дидактический материал;

– дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны знать:

· принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

· основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

· физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

· способы разметки по шаблону и чертежу;

· принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

· назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

· иметь понятие о конструировании и моделировании;

· способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

· основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

· историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

· основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

· основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

· технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

· разные виды резьбы и их особенности;

· способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

· правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

· рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

· уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

· определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

· производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

· применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

· использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

· выполнять простейшие столярные операции;

· производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

· выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

· выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

· проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

· самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

· выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

· затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

· бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

· экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

· владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

· выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

· владения основными элементами графической грамотности;

· выполнения плоскостной разметки;

· разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

· выполнение декорирования изделий – выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

– индивидуальная;

– коллективная.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

– теоретический уровень знаний;

– степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

– применение полученных знаний на практике;

– соблюдение технических и технологических требований;

– качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;

– изготовление изделия в установленные нормы времени;

– соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

– экономия материалов;

– желание трудиться;

– познавательная активность и творческий подход;

– самостоятельность;

– партнёрские отношения при совместной работе.

2.2 Тематический план кружка «МастерОк»

 

Тематический план

Тема

Количество часов

п\п   Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. 0,5 2,5 3
2 Материалы и инструменты. 1 3 4
3 Графическая подготовка. 3 7 10
4 Инструменты, оборудование, применяемые для обработки 4 12 16
5 Резьба по дереву. 6 21 27
6 Экскурсии, конкурсы. 2 3 5
7 Заключительное занятие. 0,5 2,5 3
  Итого: 17 51 68

Программа

1. Вводное занятие

Демонстрация ранее изготовленных самоделок с целью показать основные этапы обучения.

Организационные вопросы: режим работы кружка, правила поведения в рабочем кабинете.

Практическая работа: Игры с готовыми поделками.

2. Материалы и инструменты

Понятие о материалах, применяемых в промышленности и быту: древесине, пластмассе, бумаге, картоне, ткани. Элементарные представления о производстве древесины. Виды лесоматериалов. Основные сведения о древесине: породы деревьев; строение дерева; свойства древесины; пороки дерева и древесины.

Инструменты и приспособления, используемые в кружке: нож, рубанок, молоток, лобзик, ножовка слесарная, электролобзик, инструменты для резьбы, дрель, сверлильный станок, токарный станок, тиски, струбцина, верстак. Организация рабочего места. Правила безопасной работы режущим и колющим инструментом.

Практическая работа: Исследование опытных образцов пород древесины. Игра «Магазин Инструменты». Изготовление указки, разделочной доски прямоугольной формы.

3. Графическая подготовка

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше.

Расширение понятий об осевой симметрии, заготовках и деталях простой формы.

Первоначальные понятия о чертеже, техническом рисунке, эскизе. Знакомство с линиями чертежа: линией видимого контура, линией невидимого контура, центровой линией (осевой), сплошной тонкой.

Правила и порядок чтения схемы, наглядного изображения, простейшего чертежа.

Практическая работа: Упражнение по определению оси симметрии различных фигур и предметов. Упражнение по составлению симметричных фрагментов из геометрических фигур с одной или более осями симметрии.

Упражнение в чтении чертежей, эскизов, схем наглядных изображений в процессе изготовления разделочной доски сложной геометрической формы.

4. Инструменты и оборудование, применяемые для обработки
древесины

Закрепление, углубление и расширение знаний о деревообрабатывающих инструментах и оборудовании. Правила и приемы безопасной работы на электролобзике и на сверлильном станке.

Ручной инструмент для резьбы, его конструкция. Порядок изготовления индивидуального режущего инструмента.

Практическая работа: Отработка основных приемов работы деревообрабатывающим инструментом и на оборудовании в процессе изготовления шкатулок, вешалок, фигурных досок, игр лото, пятнашки и т.д. Соревнования «Острый глаз, твердая рука» (на точность разметки, скорость выпиливания). Изготовление индивидуального режущего инструмента.

5. Резьба по дереву

Общие представления о различных видах резьбы: геометрической, контурной, плоскорельефной, объемной. Режущий инструмент, применяемый для различных видов резьбы.

Правила, приемы и техника выполнения геометрической, контурной и плоскорельефной резьбы. Безопасные приемы работы резчика.

Хранение и сушка материалов и готовых поделок

Хранение инструментов, оборудования и приспособлений

Разработка рисунков для резьбы.

Практическая работа: Отработка техники выполнения геометрической, контурной и плоскорельефной резьбы в процесс отделки кухонных досок, панно, шкатулок и других изделий.

6. Экскурсии, конкурсы, соревнования

Экскурсии: в музей «Нижегородские промыслы», на художественные выставки, выставки детского творчества.

Конкурсы: «Умелые руки», «Деревянных дел мастер». Познавательная игра «Путешествие в Техноград».

7. Заключительное занятие

Подведение итогов за год. Выставка поделок. Перспективы работы кружка в следующем году. Задание на лето.


План-конспект занятия кружка «МастерОк»

 

Схема плана – конспекта кружка «МастерОк»

Тема: Резьба по дереву;

Цели:

ü Обучающая: дать сведения о видах резьбы, научить приемам выполнения геометрической резьбы по дереву;

ü Воспитывающая: воспитать чувство прекрасного, чувство вкуса, трудолюбие, чувство аккуратности;

ü Развивающая: развить пространственное мышление, воображение;

ü Профориентационная: знакомство с профессией резчика по дереву.

Материалы: разделочная доска из липы;

Оборудование: верстак, набор стамесок, киянка, карандаш, схема орнамента, набор напильников, наждачная бумага;

Наглядные пособия: технологическая карта «Нанесение орнамента на древесину», технологическая карта «Резьба по дереву», плакат «Техника безопасности при резьбе по дереву», плакат «Виды стамесок»; время: 90 минут.

 

Ход проведения занятия

Этапы занятия Время, методы, приемы
1. Организация учащихся ü впустить учащихся в мастерскую; ü проверить и отметить присутствующих и отсутствующих; ü проверить готовность к занятию. 5 минут
2. Сообщение темы и целей занятия ü сегодня тема нашего занятия «Резьба по дереву». ü Цели: 1) Сегодня мы с вами узнаем, какие виды резьбы по дереву бывают; 2) А так же все вместе будем учиться правильно наносить орнамент на разделочные доски; 3) Еще мы узнаем о технике безопасности нанесения резьбы на изделие. 15 минут Рассказ
3. Объяснение нового теоретического материала 1. История возникновения резьбы по дереву уходит еще в древность веков. Искусство резьбы по дереву является одним из народных занятий, в которых отражаются народные художественные традиции. Резьбой украшалась не только утварь и предметы быта, но и индивидуальные дома. 1. Резьбу обычно подразделяют на пять видов: резьба прорезная, скульптурная, трёхгранно – плоско – рельефная, выемчатая, выемчатая рельефная. 2. Для резьбы по дереву применяются не все породы дерева, а лишь определенные их виды. Лучший материал для резьбы по дереву – мягкая древесина. К такой древесине можно отнести лиственные породы: липа, осина, ольха. В частности наша разделочная доска, как вам известно, изготовлена из липы. 3. Прежде чем приступать к резьбе по дереву, нам необходимо узнать и запомнить некоторые правила техники безопасности: ü Инструмент должен быть острым и обращаться с ним нужно очень осторожно; ü Чтобы избежать травм, нельзя работать на себя стамесками; ü Необходимо соблюдать порядок на верстаке; ü Необходимо соблюдать технику пожарной безопасности; ü До нанесения орнамента карандашом на доску нельзя приступать к работе стамесками; Таким образом, чтобы не получить травму необходимо хорошо знать и соблюдать технику безопасности. 15 минут
4. Вводное инструктирование учащихся и пробное выполнение работы учащимися 1. Повторяем технику безопасности; 2. Последовательность выполнения резьбы: – надежно закрепите разделочную доску на верстаке; – перенесите схему орнамента на разделочную доску с помощью карандаша; – последовательно выполняем все элементы геометрической резьбы; – обрабатываем напильником и наждачной бумагой элементов готовой резьбы, которые в этом нуждаются; 3. Пробное выполнение резьбы на разделочной доске самим учителем. 10 минут Объяснение Демонстрация Инструктаж  
5. Практическая работа учащихся А теперь если у вас не вопросов, можете занять свои рабочие места. Обход 1: учитель проверяет наличие на рабочем месте учащегося всего необходимого для работы: разделочная доска, набор стамесок, набор напильников, схема орнамента, наждачная бумага. Обход 2: резьба выполняется в строго определенном порядке: ü прежде чем приступить к работе, необходимо надежно закрепить доску; ü до нанесения орнамента карандашом на доску нельзя приступать к работе стамесками; чтобы не получит травму необходимо хорошо знать и соблюдать технику безопасности. 40 минут Объяснение Инструктаж  
6. Подведение итогов занятия и выдача домашнего задания Сегодня на уроке мы узнали много нового об истории резьбы по дереву, о ее видах. Мы научились самой резьбе по дереву. Обход 3. Необходимо проверить качество работы. Сравнить орнамент на схеме с резьбой получившейся на доске. У каждого из вас получилась своя, не похожая на другие разделочная доска. Молодцы. 5 минут Рассказ Инструктаж  

 



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Анализ программы кружка «МастерОк» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ программы кружка «МастерОк»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)