Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сопоставление полных и кратких форм с т.з ЛЗ



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Сопоставление полных и кратких форм с т.з ЛЗ 0.00 из 5.00 0 оценок




Совпадают по ЛЗ .П и К формы одного и того же прил-го могут отличаться по ЛЗ.а)у П и К форм м.б разный набор лексико-семант. вариантов.Полные и краткие формы совпадают только в отдельных значениях, наблюдается это только в многозначных словах:

Круглый-1)имеющий форму шара2) полный;Видный-1)воспринимаемый зрением2)известный уважаемый.

б)П форма обозначает признак постоянный ,а краткие формы указывают на временной признак.в)Полный формы могут обозначать абсолютный признак предмета, краткие относительный. Не все качеств.прил образуют краткие формы.

 

№19.Собирательные числит. Проблема выделения порядковых и дробных числит. Склонение числит.

Собирательные числит(количественное значение. Количество предметов, как совокупность- двое друзей. Следует употреблять, если надо подчеркнуть внутреннюю связь предметов. Не употребляется без сущ-го за исключением субстантивации.

Их мало:И.п-семеро друзей(упр),Р.п-семерых друзей(согл),Д.п-семерым друзьям(согл),В.п-семерых друзей(согл),Т.п-семерыми друзьями,П.п-о семерых друзьях.

Собирательные числительные — это небольшая группа числительных, все они являются производными(два-двое). Собирательные числительные ограничены в своем употреблении. Чаще всего встречаются формы — двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба, обе.

Собирательные числительные употребляются:

1. С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола:двое учеников,трое зевак.2. В сочетании с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа:двое саней.3. В сочетании с личными местоимениями мы, вы, они: Нас было четверо.

Сочетаемость с сущ-ми ограничена-с сущ.м.р обозначающих лиц(трое учителей),с названиями детенышей животных, с названиями парных предметов.

Морфологические особенности:

1. Не имеют категории числа, т. к. представляют собой счетные понятия.2. Собирательные числительные, а также слова оба, обе, столько, сколько, столько-то, сколько-нибудь изменяются по падежам как прилагательные: трое, троих ,троим, троих, троими, о троих. 3. Собирательные числительные не имеют категории рода.
Исключение составляют слова оба, обе, имеющие словоизменительную категорию рода, представленную двумя рядами форм: мужской и средний род — оба, женский род — обе: оба студента,обе студентки

Значение рода выражено во всех падежных формах.

Порядковые числит.обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос какой? Оформлены как прилагательные.

Спорные явления в области числит.1)Следует ли вкл. порядковые числит. в данную часть речи. 2)спорный вопрос о дробных числит.Обоначают часть целого. (Дробные числительные обозначают число или количество в дробных величинах.Три четвертых бидона молока.)Номинации,состоящие из 2х компонентов-три пятых.трех пятых,трем пятым.Дробные числит.могут выражать абстрактное значение.Вступают в сочетание с сущ-ми.Во всех падежах дробные числит.управляют формой Р.п сущ-го-И.п-две пятых дома,Т.п-двумя пятыми дома.При сочетании с сущ-ми,дробное числит.обознач.не кол-во,а опред.часть.Граматика 80 предлагает рассмотреть дробные числит.как словосоч.на базе слабого управления.(одна третья-согл).

3)спорным явл.вопрос о слове-оба,обе.а)обе,оба-собират.числит.эти слова предлагают вкл.в разряд местоим.с кол-ой семантикой.Это слово обозначает не только кол-во предметов,а выполн.указ.функцию, оно отсылает нас к предыдущим словам текста.4)спорный вопрос-тысяча,миллион,миллиард.

Тысяча-тысячи,миллион-миллионы.Вместе с тем эти слова необходимы для обозначения соотносительных чисел.У слова тысяча есть форма Т.п-тысячью рублями. Учитывая эти обстоятельства, когда тысяча, миллион, миллиард обозначают точное кол-во-это числительное.Дай мне взаймы тысячу рублей.Если же тысяча,миллион,миллиард-обозначают абстрактное кол-во-это сущ-ое.5)Спорный вопрос-много,мало.1 т.з-слова вкл.в состав числительных(много книг-мало денег)-отвеч.на вопрос сколько?2 т.з-эти наречия явл.наречиями с кол-ой семантикой.

Слова много,мало-неизменяемые слова,у них нет категории падежа.Сочетаются не только с сущ.но и с глаголами.(много говорилось-мало записал)Числит.с глаголами не сочет.А с наречиями сочетаются.Числит-сложная часть речи.Есть узкое и широкое понимание числит.Узкое понимание вкл.только колич.числит.В широком смысле границы сущ-го расширяются.

Склонение числит.В целом для числит.хар-на разная степень цельнооформленности.Это неразделенность языковых компонентов.В РЯ цельнооформленные слова хар-ся тем,что с/и морфема стоит в самом конце слова(паровоз).Среди русс.чис-х выдел-я:а)цельнооформленные слова:семь-семи-семью)б)не совсем цельнооформленные:сложные числит-е,для которых хар-но частичная цельнооформленность-сложные числит.(пятьдесят-граф.цельнооформленность есть,а морфолог.нет).И.п-пятьдесят,Р.п-пятидесяти.Т.п-пятидесятью.Порядковые числит.будут входить в группу А):пятидесятый.Р.п-пятидесятого, Д.п-пятидесятым. в)нецельнооформленное числит. Составные колич. числит-ые.

И.п-пятьсот, Р.п-пятисот,Д.п-пятистам, Т.п-пятьюстами,П.п-о пятистах.

Составные порядковые числит.не имеют граф.цельнооформленности-триста сорок шестой,триста сорок шестого,триста сорок шестым.

Типы склон.числит

Порядковые числит- склоняются как относительные прилаг. (пятеро, пятерых, пятерым, пятерыми. пятерых).Количественные числит.-1)Один В.п и И.п- субстантивные флексии.2)два,три.четыре-у них особая парадигма окончаний, аналогов нет(Р.п-двух, трех, четырех,Д.п-двум, трем, четырем) 3)числит от 5 до 20 склоняются ,как сущ-ые 3 склонения.4)40,90,100-И.п,В.п-сорок,девяносто,сто,Р,Д,Т,П-сорока,девяноста,ста. 5)полтора, полтораста.И,В.п-а,ы-а.Р,Д,Т,П.п-а,пол заменяется на полу-полутора и полутораста.6)в совр.речи проявл. тенденция к несклоняемости.

 

№17Лексико-нрамматические разряды имен прилагательных. Семантико- грамм.и словообразоват. особенности относит. и притяжат. прил.Переход прил.из одного разряда в другой.

Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категория рода, числа и падежа, является носителем признака.
Отвечает на вопросы: какой? чей?

ЛГР

1)К качественным прилагательным относят слова. которые обозначают качество внутренне присущее предметам и имеющее разную степень интенсивности: пространственные хара-ки, размер предмета (тесный, большой), цвет(красный), запах(душистый) ,физические свойства(мягкий. упругий), свойства хара-ра(добрый), возраст(молодой), общая оценка предмета(годный).

Качественные прил-е обладают целым набором грамм.свойств:1) обладают полной(устойчивые) и краткой (устойчив) формой.2)могут образовывать формы степеней сравнения: интересный-интереснее-интереснейший.3)деривационный признак: образуются формы субъективной оценки.(белый-беленький-беловатый,белый-белый) 4) качественные наречия с о,е.(смелый-смело)5)отвлеченный имена сущ-ые (опредмеченный признак- хитрый-хитрость; изн,от).6)образуют антонимичные пары(холодный –горячий).7)сочетаются с наречиями меры и степени- очень, легка ,чуть-чуть(очень полезный).8)м.б производными ,так и не производными. Суффиксы выражают значение сравнения, склонный к какому-нибудь действию (ист,ав/яв,чив/лив,к).

Непроизводность- признак кач-го прилагательного.

2)Относительные прил.-обозначают такой признак,кот.основан на отношении данного предмета к другому предмету.действи. или признаку(зимняя олимпиада).

Лексико-семантические особенности относительных прилагательных:1 )отношение к лицу, животному(детская )2) отношение к месту и ко времени(прибрежное кофе) 3) сделанный из чего-нибудь(кожаный диван) 4) предназначенный для какого-либо действия (подготовительные курсы)5)отношение к количеству(тройная плата).



2020-02-03 236 Обсуждений (0)
Сопоставление полных и кратких форм с т.з ЛЗ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сопоставление полных и кратких форм с т.з ЛЗ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)