ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Диагностика познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 2. Содержание психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. 3. Методы исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. 4. Характеристика наглядно-образного мышления детей с отклонениями в развитии. 5. Характеристика изобразительной деятельности детей с отклонениями в развитии. 6. Характеристика речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. 7. Характеристика вербального поведения детей с речевыми нарушениями в процессе проведения диагностического исследования. 8. Характеристика продуктов деятельности ребенка с отклонениями в развитии в системе методов диагностического исследования. 9. Характеристика обучаемости детей с нарушениями речи. 10. Характеристика нарушений вербально-логического мышления у школьников. 11. Характеристика графической деятельности детей с нарушениями речи. 12. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте. 13. Характеристика коммуникативной деятельности в системе психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. 14. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислалией. 15. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. 16. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. 17. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислексией, дисграфией. 18. Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием.
19. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару- 20. Психолого-педагогическая характеристика детей с ри- ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Психология языковых нарушений у детей с дизартри-ческой патологией. 2. Развитие коммуникативно-познавательной способности ребенка. 3. Дифференциация речевых и языковых нарушений у детей. 4. Смысловая организация речевого высказывания у детей. 5. Характеристика памяти у детей с нарушениями речи.
6. Особенности воспитания личности ребенка с нарушениями речи. 7. Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при: дизартрии, ринолалии, алалии,заикании. 8. Особенности словесно-логической памяти у детей с речевыми нарушениями. 9. Исследование вербально-логической формы мышления у детей дошкольного возраста сречевыми нарушениями. 10. Диагностика внимания и особенности его характеристик (объем, распределенность, переключаемость, концентрация) у детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. 11. Психологические параметры дизонтогенеза. 12. Уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка с речевыми нарушениями. 13. Характеристика наглядно-образного мышления детей с речевыми расстройствами. 14. Характеристика, пространственных представлений дошкольников с речевыми нарушениями. 15. Диагностика психического развития учащихся с речевой патологией. 16. Диагностика психического развития учащихся с речевой патологией. 17. Наблюдение за ребенком с нарушением речи в процессе его свободной (направляемой педагогом) деятельности. СЛОВАРЬ 199
СЛОВАРЬ Агнозия — нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого полушария); 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов; 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь. Аграмматизм — нарушения грамматической стороны устной и письменной речи (экспрессивный А.), нарушение понимания значений грамматических оборотов (импрессивный А.)> Форма А. зависит от локализации поражения мозга. Аграфия (от греч. а — отрицательная частица, grapho — пишу) — нарушения письма. Форма А. зависит от локализации поражения мозга. Акалысулня (от греч. а — отрицательная частица я лат. calculatio — счет, вычисление) — нарушение счета и счетных операций. Форта А. зависит от локализации поражения мозга. Алексия (от греч. а — отрицательная частица, lego — читаю) — нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга. Амимия (гипомимия) — нарушение движений лицевой мускулатуры (мимики), приводящее к полному отсутствию или ослаблению (гипо-) выразительности лица. Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга. Анализатор (от греч. analysis — разложение, расчленение) — термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервных аппаратов мозга, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез раздражителей разных модальностей. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, кожный, двигательный и др. А. Апраксин (от греч. а — отрицание, praxis — действие) — нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая — распад нужного набора движений (в том числе оральная и артикуляторная); 2) конструктивно-пространственная — нарушение зрительно-пространственных координат; 3) кинетическая (динамическая) — затруднение серии последовательных актов, персеверации; 4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии,эхопраксии). Асимметрия функциональная головного мозга — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями. Аспонтанность (речевая) — отсутствие речевой активности, безынициативность. Астереогноз (тактильная агнозия) — нарушение узнавания предметов на ощупь как следствие нарушения синтетических симультанных процессов в тактильном восприятии, наступающего из-за нарушения сложных форм глубокой чувствительности при сохранности зрительного узнавания предметов. Афазия (от греч. а — отрицательная частица и hoses — речь, высказывание) — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях, мозга различной этиологии (черепно-мозговая травма, опухоли, нарушения мозгового кровообращения). Существует несколько форм А. (по классификации А.Р. Лурии), разные механизмы и структура которых зависят от локализации поражения мозга. Афферентный импульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный. Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого. Гнозис (от греч. gnosis — знание) — узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т. п.). Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение четкого артикулирования звуков; симптомы — смазан-ность, носовой оттенок произношения, монотонность. Отличается от афазии сохранностью структуры речи, письма и чтения. Возникает из-за нарушения иннервации артикуля-торного аппарата (мягкого нёба, языка, губ). Дисграфия (от греч. dys — расстройство, grapho — пишу) — см. аграфия. 200 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ СЛОВАРЬ 201
Дислексия (от греч. dys — расстройство, lego — читаю) — см. алексия. Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка. Интеллект (от лат. intellectus ) — ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека, совокупность всех познавательных функций человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. В более узком смысле:— мышление. Интеллектуальная деятельность — деятельность, в основе которой лежат познавательные мотивы, исследовательский импульс, теоретический интерес; служит для практического и теоретического познания действительности и для организации, планирования и руководства деятельностью человека. Интериоризация — процесс формирования внутреннего плана деятельности, преобразования внешних практических действий во внутренние умственные действия. Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Мыслительные процессы — процессы, реализующие особый вид целенаправленных действий и операций, адекватных познавательным целям. Нарушение высших психических функций — первичным в каждом конкретном случае выступает нарушение «собственной функции» пораженного участка, которая обеспечивает нормальное протекание процесса определенного звена функциональной системы (например, нарушение акустического анализа и синтеза при поражении 22 поля Вернике, т. е. Задней трети верхней височной извилины коры левого полушария и др.). Вторичное (или системное) нарушение — это нарушение всей функциональной системы в целом, возникающее вследствие и на основе первичного нарушения, нарушения фактора (например, на основе нарушения акустического анализа и синтеза (фактора) возникает нарушение понимания речи, письма, чтения и др.). Нейропсихологический синдром — симптомокомплекс, состоящий из внешне разнородных симптомов, но внутренне связанных между собой на основе общего фактора (механизма) их возникновения при локальных поражениях мозга. Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций. Парагнозии (от греч. para — возле, около, gnosis — знание, узнавание, восприятие) — неточное или неправильное понимание значения слов при слуховом восприятии речи. Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения. Парадигматические связи — симультанно, пространственно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой. Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга. Парафазия (от греч. para — возле, около, hases — речь) — замена одного слова другим, близким по смыслу (например, хлеб — булка, ложка — вилка и др.) — вербальные П.; замена одного звука в слове при его произнесении другим по фонематической близости или близким по месту и способу происхождения звука (например, пылинка — былинка, класс — глаз, баба — папа — мама, вар — фар и др.)— литеральные П. Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое, упорное повторение одних и тех же предыдущих движений, звуков, слов, фраз, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П. Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания. Просодия— интонационный, мелодический компонент речи. Речь — использование средств языка индивидом сообразно с задачами, которые перед ним стоят, и условиями, в которых эти задачи возникают. Этот процесс совершается4* виде речевой деятельности и выражается в речевых образованиях, посредством которых совершается общение; язык же — та совокупность средств, которые речь при этом использует (С.Л. Рубинштейн), и, различая язык и речь, надо и слово рассматривать в двойном качестве — как единицу языка и: единицу речи. 202 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ СЛОВАРЬ 203
Речь внутренняя — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации, типа внутреннего проговаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственная Р. в., когда она выступает как средство мышления; в) структурное программирование (замысел, программа речевого высказывания). Симптом (нейропсихологический) — нарушение той или другой психической функция, возникающее при локальных поражениях мозга (например, нарушение функции понимания речи, памяти, восприятия и др.)- Симптом не совпадает с локализацией данной функции. (Например, симптом нарушения функции письма может возникать при поражении височных отделов левого полушария мозга, однако локализация функции письма совсем иная.) Симультанные синтезы — объединение отдельных раздражителей в определенные группы, отражающие одновременные пространственные воздействия. Симультанное восприятие — одновременное, мгновенное восприятие. Симультанный — единый, пространственно организованный, например фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков. Синтагматические отношения — сукцессивно. Линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»; например, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне. Сукцесснвное восприятие — последовательное восприятие раздражителей, характеризующихся порядком следования. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства, включая и внешнюю (слышимую) речь. Фонема (от греч. phonema — голос, звук, речь) — различительная единица звукового строя языка; обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков или выделение и обобщение дифференциальных признаков звуков, несущих на себе значения, в отличие от других звуков, которые называются «варианты» и не несут смыслоразличительнои функции. Ф.— самое существенное свойство звука (Л.В. Щерба). Фонематический слух — смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока и восприятие фонем данного языка. Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи. Эфферентный импульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение. Эхолалия (от греч. echo — отражение, laleo — говорю) — автоматическое (бессмысленное) повторение слышимых звуков, слов, фраз, возникающее при заболеваниях мозга различной этиологии. Характерна для речи нормально развивающихся детей раннего возраста. Язык — социально-психологическое явление. Одним из проявлений языка является устная речь как словесное общение: язык является средством осуществления речи и вербального мышления. Язык — это средство, с помощью которого обобщается и передается людям опыт общественно-исторической практики, а следовательно, язык также и средство общения. Речь и язык связаны между собой (А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Ф. Де Соссюр). ПРИЛОЖЕНИЕ 205
ПРИЛОЖЕНИЕ Логопедическое обследование Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Логопедическое обследование предполагает определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но сгойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артику-ляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформирован-ности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматичес-кие расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как осо- Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоя- тельное расстройство, которое может сочетаться с дисгра-фией, а может проявиться и самостоятельно. Одной из задач является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы). Интеллектуальное снижение может сочетаться и с сенсорной недостаточностью (нарушения слуха или зрения). В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов. Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленное основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудностями словообразования и подбора антонимов и синонимов, затруднениями в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформиро-ванностью связной речи). Особенности речевой функции у каждого ребенка сопоставляются с показателями обследования других специалистов: психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-де-фектологов (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов). Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз. Схема обследования /. Цель посещения, жалобы родителей и ребенка. II . Ознакомление с педагогической документацией. III . Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза раз Особое внимание обращают на: • предречевые вокализации (гуканье, гуление); ■ появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; 206 основы логопсихологии ЛРИЛОЖЕНИЕ 207
■ качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопро-изношение). IV . Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком, 2. Исследование невербальных функций: изучение пси- 3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в 4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пун- 5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по кон- 6. Исследование мышления (расклад серий сюжетных, 7. Исследование импрессивной речи: ■ понимание связной речи; ■ понимание предложений; ■ понимание различных грамматических форм (предлож- ■ понимание слов (противоположных по значению, близ- 8. Исследование фонематических процессов, ■ выделение звука на фоне слова; ■ выделение звука* из слова; ■ определение места звука в слове по отношению к другим • определение количества звуков в слове; ■ дифференциация звуков по противопоставлениям (звон б) Фонематический синтез: ■ составление слов из последовательно данных звуков; ■ составление слов из звуков, данных в нарушенной после в) Фонематические представления: придумать слово на 9. Исследование экспрессивной речи. а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, ■ тонус; ■ активность; ■ объем движения; ■ точность выполнения; ■ длительность; ■ замена одного движения другим; ■ добавочные и лишние движения (синкенезии). б) Состояние звукопроизношения: ■ изолированный вариант; ■ в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; ■ в словах; ■ в речи; ■ произношение слов различной слоговой структуры. уподобление слогрв, перестановка слогов. в) Исследование словарного состава языка: ■ самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; ■ подбор синонимов, антонимов, родственных слов; ■ выявление общих категориальных названий. ■ соответствие словаря возрастной норме; ■ наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, ■ точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем. 208 ОСНОВЫ ЛОГШСИХОЛОГЙЙ ПРИЛОЖЕНИЕ 209
г) Обследование грамматического строя речи. Отметить! в характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более); • характер употребления предложно-падежных конструкций; ■ состояние функции словоизменения: ■ преобразование единственного числа существительных во ■ образование формы родительного падежа существитель- ■ согласование с числительными; ■ состояние функции словообразования: ■ образование существительных с помощью уменьшитель- ■ образование прилагательных (относительных, качествен- ных, притяжательных); ■ образование названий детенышей животных; ■ образование глаголов с помощью приставок. 10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказ- Отметить: ■ логическую последовательность в изложении событий; ■ характер аграмматизма; ■ особенности словаря.
11. Исследование динамических характеристик речи 12. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сип-
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |