Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Тема 4. Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Необходимо знать:

1. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД), их классификация и характеристика.

2. Невроз (срыв высшей нервной деятельности). Фазы невроза, механизм возникновения. Экспериментальные методы получения невроза.

.   Биологическая роль эмоций. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Эмоциональный стресс и его значение в формировании психо-соматических заболеваний.

.   Учение И.П. Павлова о 1 и 2 сигнальных системах. Взаимоотношение 1 и 2 сигнальных систем. Типы ВНД, свойственные только человеку.

.   Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина.

.   Понятие о высших психических функциях человека (ощущение, восприятие, представление, память, эмоции, мышление, речь, сознание).

.   Физиологические основы трудовой деятельности человека. Механизм адаптации организма к статическим и динамическим физическим нагрузкам.

.   Особенности умственного труда. Умственное утомление. Нервные, вегетативные и эндокринные изменения при умственном труде.

.   Адаптация организма к физическим, биологическим и социальным факторам. Виды адаптации. Значение нервных, эндокринных и генетических механизмов. Биологические ритмы, их классификация.

.   Стресс. Механизм общего адаптационного синдрома (Селье). Особенности адаптации человека к действию экстремальных факторов.


Ключевые понятия и определения:

Типы ВНД: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. В основе этой классификации лежат три характеристики: сила, подвижность и уравновешенность.

Невроз - патологическое состояние, возникающее в результате срыва ВНД.

Эмоция - специфическое состояние психической сферы, обусловленное потребностями организма и уровнем возможного их удовлетворения. Эмоция этореакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственной деятельности (удовлетворение или неудовлетворение). Эмоциональное возбуждение формируется первично в подкорковых структурах лимбической системы. Оно оказывает восходящее влияние на расположенные выше структуры мозга, а также нейрогуморальным путем - непрерывные, генерализованные нисходящие влияния на соматовисцеральные функции

Развитие представлений о механизмах формирования целенаправленной деятельности нашло свое отражение в теории функциональных систем (П.К. Анохин). По концепции Анохина, начальная стадия поведения осуществляется на уровне мозговых структур, формирующих афферентный синтез. Основными его компонентами являются мотивационное возбуждение, обстановочная афферентация, аппарат памяти (прошлый опыт) и пусковая афферентация (действие раздражителей, запускающих цепь рефлекторных реакций). Ведущая роль в формировании стадии афферентного синтеза принадлежит биологическим и социальным мотивациям (потребностям, влечениям).

Следующая стадия поведения включает в себя принятие решения и формирование программ действий. Принятие решения - это, согласно Анохину, «… уменьшение числа степеней свободы», когда на основе «перебора» информации происходит формирование определенного, конкретного способа действия. Одновременно с этим формируется аппарат предвидения результатов (акцептор результатов действия).В акцепторе результатов происходит отражение свойств, предстоящих результатов в процессах опережающего возбуждения (на основании предыдущего опыта, запечатленного в элементах памяти), а также сравнение параметров реально полученных результатов с параметрами ожидаемых. При их несовпадении возникает ориентировочно-исследовательское поведение, которое приводит к формированию нового афферентного синтеза. Сличение результатов деятельности с ожидаемыми осуществляется за счет обратной афферентации от рецепторов зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного и других анализаторов (Рис.2).

Биоритм - автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся чередованием фаз усиления напряжения и расслабления. Выделяют микроритмы, мезоритмы, макроритмы, мегаритмы.

Стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Согласно Г. Селье выделяют три стадии стресса: стадия тревоги, стадия резистентности и стадия истощения (Рис. 1).

Дистресс - это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Необходимо уметь:

. Овладеть методами исследования высших психических функций человека.

. Научиться определять тип мыслительной деятельности человека.

. Ознакомиться с психофизиологическим методом исследования силовых показателей в деятельности ЦНС.

. Овладеть психологическим тестом исследования внимания и подвижности нервных процессов.




2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Тема 4. Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)