Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность рыночной экономики



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Сущность рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), это одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, которое было достигнуто путем невероятно длительного процесса. Причем надо учитывать, что понятие, признаки рынка на разных исторических этапах развития общества различны. Нынешний рынок несравненно сложнее, чем, например, 30-50 лет назад, и характеризуется рядом специфических черт.

Рыночная экономика свободной конкуренции фактически никогда не функционировала в чистом виде. Государство вмешивается в регулирование рыночных отношений по многим причинам. С конца ХIХ в. происходит расширение государственного вмешательства в экономику. Меры, принимаемые государством в этом направлении, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольное регулирование, регулирование цен, протекционизм, квотирование, социальная защита населения и т.д. Роль государства в регулировании экономических отношений зависит от типа, характера существующей социально-экономической системы - систем, переходных к рынку (к ним относится современная Россия), и систем стран со сложившимися рыночными отношениями (Германия, Франция, США, Великобритания, Испания, Канада и др.).

Поскольку Россия находится только на этапе формирования рыночной экономики, встает проблема, по какому пути ей развиваться.

В советский период в условиях отсутствия частной и господства государственной собственности государство в полном объеме регулировало экономику с использованием авторитарных, административно-командных методов. В нынешних условиях практически отсутствует прямое, директивное управление экономикой со стороны государства. Одновременно нельзя допускать стихийного процесса создания рынка, ибо это может привести и порой приводит к возрастанию роли и значения криминальной экономики, уклонению от уплаты налогов, к появлению новых монополистов-частников и т.д. Главными направлениями экономической политики должны быть: развитие подлинной конкуренции, увеличение доли частного капитала, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, создание эффективной, разумной системы налогообложения, системы социальной защиты населения. Государство решает при этом основную задачу - создание правовых основ рынка, без которых невозможно функционирование рыночного механизма.

Важное значение имеет определение рыночных отношений как правоотношений. Они характеризуются как экономическими, так и правовыми признаками. С экономической точки зрения рыночные отношения признаются таковыми при следующих условиях: неограниченное число участников конкуренции; свободный доступ на рынок и такой же выход из него; мобильность трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов; полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками; свободное предпринимательство и возмездность и др. При этом надо иметь в виду, что рыночные отношения не тождественны экономическим, последние значительно шире по своему содержанию и существуют в любом обществе, при любой экономической и политической системе. Рыночные же отношения действуют лишь при определенных условиях и характеризуются чертами, указанными выше. По своей структуре их можно понимать в узком и широком смысле слова. В узком - имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон; в широком - это рыночные отношения в узком смысле плюс налоговые, финансовые, банковские, трудовые (например, по социальной защите безработных), отношения, возникающие из приватизации, и др.

Поэтому нельзя согласиться с авторами, которые рассматривают рынок лишь как товарный рынок, то есть как сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части. В соответствии с этим определением из структуры рыночных отношений исчезают те отношения, без которых немыслима предпринимательская деятельность, - банковские, налоговые, финансовые, лицензионные и др. Тем более что рыночные отношения никак не могут ограничиваться предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Надо иметь в виду, что в литературе проводится различие не только между рыночными и предпринимательскими отношениями, но и между предпринимательскими и коммерческими, торговыми отношениями, которые также являются составными частями рыночных отношений.

Активными субъектами рыночных отношений признаются многие государственные органы, например, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Таможенный комитет РФ, которые своими решениями в значительной степени определяют условия предпринимательской деятельности, но сами непосредственного, прямого отношения к производству, обмену, купле-продаже товаров не имеют.

Рыночные отношения существуют в объективной реальности, обладают специфическими чертами, регулируются нормами права, которые представляют собой целый комплекс, именуемый в литературе нередко как «рыночное, экономическое законодательство».

Если существуют гражданско-правовые, финансовые, налоговые, банковские и другие правоотношения, регулирующие отдельные виды отношений в сфере рынка, то почему нельзя все правоотношения, складывающиеся в этой сфере, определить как рыночные правоотношения?

Рыночные правоотношения характеризуются либо наличием специальных субъектов права, правоспособность которых направлена преимущественно на участие в рыночных отношениях (акционерные общества, коммерческие организации, производственные кооперативы, банки, государственные и муниципальные предприятия и т.д.), либо участием в этих отношениях государственных органов, учреждений, органов местного самоуправления, обладающих по своему правовому статусу определенными правами в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в денежно-кредитной сфере.

Право, как известно, делится прежде всего на две «суперотрасли» - публичное и частное. В СССР категории «публичное право» и «частное право» были фактически изъяты из научного оборота известным высказыванием В. И. Ленина при принятии ГК РСФСР 1922 г.: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». То есть после революции 1917 г. в России деление права на публичное и частное было категорически отвергнуто, и только сейчас, в условиях становления правового государства, стали выделяться эти две основные группы отраслей российского права.

В начале 90-х годов господствовала идея преобладания частноправовых начал в регулировании общественных отношений. Так, С.С. Алексеев настаивал на необходимости отказа от правовой системы, где доминируют публичные начала и превалируют конституционные вопросы, управленческие проблемы, уголовное преследование и т.д. По его мнению, право только тогда право, когда в нем центральное место занимает частное право. Гражданский кодекс - своего рода конституция гражданского общества.

Более обоснованным представляется подход ученых, которые возражают против противопоставления публично-правовых и частноправовых начал в регулировании общественных отношений. Ю.А. Тихомиров считает, что не следует искусственно абсолютизировать «личное начало» в обществе и органически противопоставлять права и интересы человека и гражданина интересам общества и государства, а резкое возвышение частного права за счет противопоставления и умаления роли публичного права чревато недооценкой внутренних связей между ними. Частное право не может существовать без публичного права, его институтов. Такой же позиции придерживается и С.В. Поленина, предлагающая устранить наметившийся в нашей стране в последние годы частноправовой крен в процессе развития системы права и построения системы законодательства.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлев подчеркивает, что формирование системы нормативно-правового регулирования экономических отношений идет стихийным образом, без опоры на тщательно отработанную теоретическую концепцию. Главная трудность создания такой концепции - решение проблемы соотношения публичного и частного права, от которого зависит содержание нового законодательства, механизм воздействия государства на общественные отношения и степень его эффективности. Он считает ошибочным негативное отношение к публичному праву, публичное право представляет не меньшую социальную ценность, чем частное. Основное значение частного права для отечественного правопорядка, исторически всегда строившегося на жестких, централизованных началах, заключается, как правильно отмечает Е.А. Суханов, прежде всего в устанавливаемых им ограничениях необоснованного, произвольного вмешательства государства в экономику, имущественный оборот. С другой стороны, механизм свободного рынка и государственное регулирование должны работать во взаимодействии. Важная роль при этом принадлежит нормам публичного права, в частности, нормам административного права, которые регулируют взаимоотношения органов исполнительной власти и основных рыночных структур.

Необходимо четко разграничивать сферы частного и публичного права и применять соответствующие механизмы регулирования там, где они уместны. Публично-правовые механизмы пригодны для регулирования управленческой деятельности государственных финансов и налоговых отношений, социального обеспечения, защиты прав собственников и предпринимателей, а нормы частного права опосредуют отношения собственности, товарно-денежного оборота, отношения сторон как равных партнеров и т.п. Нельзя при этом забывать, что публичный интерес как олицетворение государством интереса общества возникает только тогда, когда появляется частный интерес.

Наибольший массив правовых норм, регулирующих данные отношения, относится к гражданскому праву. Именно гражданское законодательство регулирует имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон, именно оно безоговорочно признается правовым фундаментом регулирования рыночных отношений. Вместе с тем предпринимательские договоры регламентируются не только гражданским законодательством, но и актами других отраслей: валютного, финансового, таможенного, налогового и др. В научной литературе в связи с этим совершенно правильно обращается внимание на ст.40 <garantF1://10800200.40> Налогового кодекса РФ, которая устанавливает определенные изъятия из общепризнанного принципа свободы договора. Все остальные виды рыночных отношений регулируются нормами различных отраслей права. Попытки некоторых ученых разработать какой-либо один нормативный акт, регулирующий рыночные отношения, нельзя признать удачными. Так, предлагается принять Предпринимательский или Торговый кодекс, которые бы наряду с ГК <garantF1://10064072.0> РФ регулировали все рыночные отношения. Если посмотреть структуру этих кодексов, то увидим, что они включают в себя и административно-правовые, и гражданско-правовые, и финансово-правовые нормы. Иначе говоря, они охватывают самые разнородные отношения. Это означает невозможность отнесения этих отношений к какой-либо отрасли права, поскольку важнейшим критерием подразделения системы права на отрасли наряду с методом является предмет регулирования. Как справедливо замечает С.В. Поленина, на практике достаточно часто именуют отраслью права то, что в действительности является отраслью законодательства. Она категорически возражает против попыток искусственного привнесения в процесс структурирования системы права не присущего ей на уровне отраслей и подотраслей признака комплексности. Таким образом, принятие Предпринимательского или Торгового кодексов в том виде, как сейчас предлагается, практически невозможно, поскольку они регулируют разнородные общественные отношения, тем более такие, которые уже урегулированы действующим законодательством. Можно говорить лишь о систематизации действующего законодательства в сфере рыночных отношений в форме инкорпорации, то есть об искусственном выделении предпринимательского законодательства на основе действующих правовых норм.

 



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Сущность рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)