Примеры заданий теоретического тура для 8 класса
ББК 24 О-54
Олимпиадные задания по химии/ Сост.: Глазкова О.В., Лазарева О.П.; МО РМ, МРИО.- Саранск, 2005. – 43 с.
Целью настоящего пособия является оказание помощи в подготовке школьников к теоретическим и экспериментальным этапам олимпиад разного уровня посредством ознакомления их с рациональными способами и путями решения сложных задач и упражнений по химии. В процессе разработки пособия были использованы материалы конкурсных заданий республиканских и зональных туров химических олимпиад, задачи городских школьных олимпиад, усложненные задачи из сборников и пособий.
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом МРИО
©Мордовский республиканский институт образования Примеры заданий теоретического тура для 8 класса
Задача 1. Специальный сосуд по очереди заполняли газами (при н.у.) и взвешивали. Масса сосуда, заполненного углекислым газом, азотом и неизвестным газом А, составляла: 48,8 г, 45,6 г, 48 г. Определите молярную массу неизвестного газа А. Решение: Обозначим через х массу сосуда, через у количество газа в сосуде. Так как газы занимали один и тот же объем, их количества одинаковы. Выразим через у массы углекислого газа и азота: m(CO2) = 44 y m(N2) = 28 y Составим систему уравнений, учитывая, что масса сосуда, заполненного газом, равна сумме масс сосуда и газа: x + 44 y = 48,8 x + 28 y = 45,6 x =40; у = 0,2 Вычислим массу неизвестного газа: m(A) = 48 г – 40 г = 8 г Вычислим молярную массу неизвестного газа: М(А) = 8 г / 0,2 моль = 40 г/моль
Задача 2. Для спаивания стекла с металлом часто пользуются сплавом, в состав которого входят свинец, висмут и олово. Определите состав этого сплава, если известно, что из 1 г его можно получить 0,577 г PbS и 0,148 г Bi2O3. Решение: Определим, сколько Pb и Bi содержится в соединениях. 239 г PbS содержат 207 Pb г 0,577 г » » х г » х=0,5 г; 466 г Bi2O3 содержат 418 Bi г 0,418 г » » х1 г » х1 = 0,375 г Это же количество свинца и висмута содержится в 1 г сплава; следовательно, олова будет 1 – 0,5 – 0,375 = 0,125 г 1 г – 100 % 0,375 г – х3% 0,5 г – х2 % 0,125 г – х4 % х2 = 50 % Pb; х3 = 37,5 % Bi; х4 = 12,5 % Sn.
Задача 3. Определите количественный состав смеси оксида железа(III) и СuO, если при восстановлении 31,9 г ее водородом образовалось 9 г воды. Сколько граммов железа можно получить из этого количества смеси? Решение: CuO + H2 = Cu + H2O (1) 79,5 г (1 моль) 18 г (1 моль) х моль Fe2O3 + 3 H2 = 2 Fe + 3 H2O (2) 160 г (1 моль) 2 моль 3 моль у моль При восстановлении получено 9 г H2O (0,5 моль), тогда х + у = 0,5 или у = 0,5 – х. Если при восстановлении CuO получено х моль H2O, значит, восстановилось х моль CuO, или 79,5× х г (1). Fe2O3 в смеси было 31,9 – 79,5 ×х г. Из уравнения (2) можно записать (31,9 – 79,5 х)× 3 = 160 у, или (31,9 – 79,5 х)× 3 = 160 ().5 – х). Решив уравнение относительно х, получим, что х = 0,2 моль, т.е. CuO в смеси было 0,2 моль (15,9 г), а Fe2O3 - 16 г (0,1 моль). Из уравнения (1) видно, что из этого количества оксида железа (III) можно получить 0,2 моль железа (11,2 г).
Задача 4. В начале XX века английский химик Уильям Рамзай проводил опыты с образцами радия. Ученый измерял радиоактивность образцов, когда они находились в закрытом сосуде и на воздухе. Оказалось, что в первом случае их радиоактивность была выше, чем во втором. Объясните результат эксперимента. Как повлияло открытие Рамзая на подтверждение и развитие периодического закона Д.И. Менделеева? Решение: Радий – радиоактивный элемент. Один из продуктов его распада – радиоактивный газ радон, поэтому в замкнутом сосуде радиоактивность выше, чем на воздухе: Ra ® He + Rn, или 22688Ra ® 42He + 22286Rn У. Рамзай впервые получил радон, который был ранее предсказан Д.И. Менделеевым как экаксенон с порядковым номером 86. Задача 5. Объем смеси сероводорода с кислородом при н.у. равен 100 мл. После сгорания всего сероводорода за счет находившегося в смеси кислорода и приведения к н.у. получено 62,5 мл новой газовой смеси. Определите объемные доли газов в исходной смеси. Решение: Vв-ва j = Vсмеси
2 x 3 x 2 x 2 H2S + 3 O2 ® 2 H2O + 2 SO2 Обозначим через 2 х объем сероводорода в исходной смеси и выразим через х объем кислорода, вступившего в реакцию, и объем образовавшегося оксида серы (IV). V1(O2) = 3 x V(SO2) = 2 x Обозначим через y объем кислорода, не вступившего в реакцию. V2(O2) = у Составим систему уравнений с двумя неизвестными: 2х +3х + у =100 2х +у = 62,5
х =12,5 у =37,5 Вычислим объемы газов в исходной смеси. V3(O2) = 3 x + y = 75 мл V(H2S) = 2 х = 25 мл Вычислим объемные доли газов в исходной смеси. j (O2) = 75 мл/ 100 мл = 0,75 j (H2S) = 1 – 0,75 = 0,25
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |