Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба Москвы с Литвой



2020-02-04 244 Обсуждений (0)
Борьба Москвы с Литвой 0.00 из 5.00 0 оценок





Княжество Великое русское и Литовское образовалось в 13 веке. После опустошительного набега монголо-татар появилось две Руси – Литовская и Московская. Русь Московская опиралась на союз с
татарами, на сотрудничество с ними, ибо располагалось на границах кочевий ордынцев. Литовская же Русь было динамично развивающимся государством, наращивающим территорию очень быстро. К Литовскому княжеству присоединились княжества Юго-Западной и Западной Руси. Это было добровольное присоединение (правда, не во всех случаях – Смоленск приходилось покорять силой оружия), так как союз Литвы и русских княжеств был взаимовыгоден: Литва укреплялась в борьбе с немцами, русские княжества получали защиту от татар. Именно фактор страха перед татарами вынудил столь большие государства Юго-Западной и Западной Руси присоединиться к Литве, создав огромное государство от Балтийского до Чёрного моря. Однако, литовские порядки не распространялись на вновь приобретённые земли, они были сплочены лишь властью великого князя литовского, но в целом не были объединены чем-либо ещё.
В 1385 году литовский князь Ягайло принял католичество и обвенчался с польской принцессой Ядвигой, была подписана Кревская уния. Ягайло стал польским королём, Литва приняла католичество. В то время русские князья сделали всё, чтобы сохранить православную веру в Московской Руси.
В 1413 году была принята Городельская уния, по которой всё население Литвы, принявшее католичество, получает права и привилегии; православные не допускаются в органы управления. При том, что большую часть населения Великого Княжества Русского Литовского составляли православные русские. Эта уния ущемляла их права, вызывая недовольство. С 1449 г заканчивается натиск крестоносцев на восток. Начинается сближение Литвы с Польшей. Создаётся польско-литовская уния, в которой православие ещё сохраняется русскими. С середины 14 века Москва начинает антиордынскую борьбу, а потом и антилитовскую, направленную на возвращение русских земель Литовского княжества к Москве. И в 15-16 веках Московское государство явно превалирует над Литовским не только благодаря военной мощи, но и благодаря стремлениям восточнославянских земель Литвы воссоединиться с национальным государством. В 1596 году была принята Брестская уния – и православная церковь в Литве попала в стеснённое и зависимое положение.
Конец 80-х 15 века – князья верхнеокских областей со своими отчинами один за другим пререходят под власть великого князя Московского. 1500 г – Чернигов и Новгород- Северский к Москве. Через три года – ещё 19 городов. Русско-литовская война 1512-1514: Смоленск к Московскому государству.
В 1569 году была принята Люблинская уния, по которой Литва и Польша образовывали государство Речь Посполитая. В этом государстве шло ополячивание, окатоличивание русских земель, на которых складывались два новых этноса – украинский и белорусский. С принятием в 1596 году Брестской унии православная церковь в РП стала притесняться ещё больше. Очевидно, почему возобладала позиция Москвы в споре за западнорусские земли. В Московском государстве сохранилось православие, феодальный гнёт там был слабее, так как крепостное право оформилось позже, в Литве (а потом и в РП) титульная нация была даже не восточнославянской, то есть присутствовал и фактор национального гнёта. Это и побудило народы западнорусских земель переходить к Московскому государю, а потом и бороться за воссоединение с Россией.

 

49. Московское княжество в период княжения Василия I.
Московский князь Василий 1 Дмитриевич
Годы правления Московского князя Василия 1 Дмитриевича – 1389 - 1425 гг. Женой князя Василия 1 была единственная дочь великого Литовского князя Витовта - Софья. Согласно краткой биографии Василия 1, этот брак был оговорен во время того, когда Василий бежал из Орды (там он находился из-за Московского долга в 8000). В результате этого брака с Софьей, Василий стал отцом 5 сыновей и 4 дочерей, но четыре сына не прожили дольше отца (3 погибли ещё младенцами), и унаследовал княжеский престол десятилетний Василий, именуемый позже Василием Темным.
Внутренняя политика
Во внутренней политике Василий 1 придерживался политики предков пообъединению земель
Руси. Благодаря своей деятельности Василий 1 присоединил Нижегородское княжество (без больших усилий) и Двинскую землю (за которую пришлось побороться с Новгородом Великим).
Внешняя политика
Не смотря на заключенный брак с Софьей Витовтовной, во внешней политике борьба велась как с Золотой Ордой, так и с Литовским княжеством.
Княжение Василия Дмитриевича проходило в непростой обстановке.
В 1395 г. к границам территории Руси выдвинулись орды Тимура (Тамерлана). Тамерлан разгромил Тохтамыша, вторгся на территорию Рязанской земли, захватил Елец.
Тогда князь отправился навстречу Тимуру и занял переправы на Оке. Но полки Тамерлана неожиданно развернулись и отступили. Удивительное спасение от Тамерлана объяснили защитой иконы Владимирской Божье Матери.
В 1404 г. Литовский князь Витовт отторгся от русских земель Смоленск, не смотря на брачные узы Василия с его дочерью.
Было напряжение в отношениях с новгородцами, которые противились стремлению князя ограничить их традиционные права и вольности.
1408 г. - нападение татарского полководца Едигея, разбившего свой лагерь в близости от Москвы. Его отряды разграбили города: Переяславль, Юрьев, Ростов, Серпухов, Нижний Новгород. Неожиданностью было предложение мира со стороны Едигея (связанное с начавшимся раздором в Орде). И не знающие причин москвичи отдали выкуп.
В поздние годы правления Василий стремился к миру в отношениях с Литвой, и даже с приближением своей кончины просил тестя взять опеку над малолетним наследником.

50. Династическая война в московском княжестве (1425-1453)

Династическая война в Московском княжестве во второй трети XV в.
Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) — война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичскимЮрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки.
В 1389 Юрий Дмитриевич по завещанию своего отца Дмитрия Донского был назначен наследником в случае смерти брата Василия Дмитриевича[2], что впоследствии, после смерти уже взрослого брата в 1425 году, дало ему основания претендовать на великокняжеский престол в обход сына того — Василия Васильевича. В 1428 году Юрий признал, однако, племянника «старшим братом», но в 1431 году пытался получить ярлык на княжение у ордынского хана, но ярлык достался Василию. Однако Василий не отдал Юрию Дмитрова, который приговорил отдать. В 1433 году на свадьбе Василия II его мать Софья Витовтовна публично сорвала с сына Юрия Василия золотой пояс, который якобы предназначался Дмитрию Донскому в качестве приданого во время его женитьбы на Евдокии Дмитриевне, но был подменён нечистым на руку тысяцким Василием. По утверждению матери Василия II, впоследствии драгоценный предмет одежды достался боярину Ивану Всеволожу, в свою очередь подарившему его мужу своей внучки Василию Юрьевичу. Скорее всего, история с внезапно обнаруженным спустя 65 лет золотым поясом была выдумана Софьей и её окружением из мести к Ивану Всеволожу, влиятельному московскому боярину, перебежавшему на сторону Юрию Дмитриевича. Вскоре после ссоры на пиру по приказу великого князя Всеволож был ослеплён.[3]
Оскорблённые Юрьевичи немедленно ушли к отцу в Галич, по дороге разграбив Ярославль, вотчину Василия Васильевича. Юрий Дмитриевич выступил на стороне сыновей, разгромил войско великого князя на берегу Клязьмы и занял Москву. Василий бежал в Тверь, затем в Кострому. Юрий отдал племяннику в удел Коломну и сел княжить в Москве. Однако москвичи не поддержали Юрия: московские бояре и служилые люди стали перебегать в Коломну; к ним присоединились и оба сына Юрия, Василий и Дмитрий, поссорившиеся с отцом. Юрий предпочёл примириться с племянником, вернув ему великокняжеский стол. Однако последовавшие затем преследования Василием бывших противников привели к выступлению в 1434 году против Василия сначала сыновей Юрия (в
битве на берегу реки КусьЮрьевичи взяли верх), а потом (после разгрома москвичами Галича) и его самого. В марте Василий был разбит подРостовом близ села Никольского на реке Устье, Юрий вновь занял Москву, но уже в июне умер (как полагали был отравлен), завещав Москву Василию Косому.[4]
Несмотря на это, его сын Василий Юрьевич объявил себя великим князем, но младшие братья его не поддержали, заключив мир с Василием II, по которому Дмитрий Шемяка получил Углич и Ржев, а Дмитрий Красный — Галич и Бежецк. При приближении соединённых князей к Москве, Василий Юрьевич, забрав казну отца, бежал в Новгород. Пробыв в Новгороде месяца полтора, пошёл вЗаволочье, потом в Кострому и вышел в поход на Москву. Разбитый 6 января 1435 года на берегу реки Которосль между сёлами Козьмодемьянским и Великим близ Ярославля, он бежал в Вологду, откуда явился с новыми войсками и пошёл к Ростову, по пути взяв Нерехту. Василий Васильевич сосредоточил свои силы в Ростове, а его союзник, ярославский князь Александр Фёдорович встал под Ярославлем, не пуская к городу часть войск Василия Юрьевича, пошедших взять его — в результате попал в плен вместе с княгиней, за них был дан большой выкуп, но отпущены они были не сразу. Василий Юрьевич думал застать Василия Васильевича врасплох, но тот выступил из Ростова и занял позицию в селе Скорятино, затем разбил войска противника в битве на реке Черёхе (14 мая 1436 года), а сам Василий Юрьевич был взят в плен и ослеплён, за что прозван Косым (умер в 1448 году). Василий II освободил Дмитрия Шемяку, содержавшегося в Коломне, и вернул ему все владения, к которым, после смерти Дмитрия Красного в 1440 году, присоединились Галич и Бежецк.
После того, как в 1445 году в битве под Суздалем сыновья казанского хана Улу-Мухаммеда разбили московское войско и взяли в плен Василия II, власть в Москве, согласно традиционному порядку наследования, перешла к Дмитрию Шемяке. Но Василий, пообещав хану выкуп, получил от него войско и вернулся в Москву, а Шемяка вынужден был покинуть столицу и удалиться в Углич. Но на сторону Дмитрия перешли многие бояре, купцы и представители духовенства, возмущённые «ордынским полководством» Василия Тёмного, и в 1446 году при их поддержке Дмитрий Шемяка стал московским князем. Затем он с помощью Ивана Андреевича можайского пленил в Троицком монастыре Василия Васильевича и — в отместку за ослепление своего брата и обвинив Василия II в благосклонности к татарам — ослепил, за что Василий II был прозван Тёмным, и отправил в Углич, а затем в Вологду. Но вновь к Василию Тёмному стали приезжать недовольные Дмитрием Шемякой, помощь оказали князья Борис Александрович (тверской), Василий Ярославич (боровский), Александр Фёдорович (ярославский), Иван Иванович (стародубско-ряполовский) и другие. 25 декабря 1446 года, в отсутствие Дмитрия Шемяки, Москва была занята войсками Василия II. 17 февраля1447 года Василий Тёмный торжественно въехал в Москву. Дмитрий, находившийся в это время у Волоколамска, вынужден был начать отступление от Москвы — ушёл в Галич, а затем в Чухлому. Позже Дмитрий Шемяка безуспешно продолжал бороться с Василием Тёмным, потерпев поражения под Галичем, а затем под Устюгом.
В 1449 году Василий II заключил с польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV мирный договор, подтверждающий московско-литовские границы и обещание не поддерживать внутриполитических противников другой стороны, также Казимир отказывался от претензий на Новгород. В 1452 году Дмитрий был окружён войском Василия Тёмного, потерял владения, бежал в Новгород, где умер (по летописным данным отравлен людьми Василия II) в 1453 году. В 1456 году Василий II смог навязать Новгороду неравноправный Яжелбицкий мирный договор.

51. Становление автокефалии Русской православной церкви.
Автокефалия Русской Православной Церкви
С именем митрополита Ионы связано важное событие в истории Русской Православной церкви. В 1439 г. во Флоренции прошел VIII Вселенский собор, принявший решение об унии православной и
католической церквей. Флорентийская уния предполагала признание латинского вероучения и главенства папы и была, по сути, им продиктована. На соборе присутствовал и митрополит всея Руси грек Исидор, горячий сторонник объединения церквей .
Однако в Москве не приняли унии. В условиях формирования национального самосознания она ассоциировалась с утратой самобытности и истинной веры, как отступничество от благодати. Исидор был арестован и позднее сбежал в Литву.
С низложением Исидора место митрополита оказалось вакантным. На традиционное назначение нового митрополита из Константинополя не приходилось рассчитывать – греки сами «отступились от веры», приняв Флорентийскую унию. Новый митрополит был выбран в 1448 году собором высших русских иерархов без формального согласия Константинопольского патриарха. Им и стал Иона. Со временем были восстановлены прежние отношения между Константинопольской патриархией и русской церковью. Однако это уже была скорее формальная зависимость: по сути. Русская церковь стала самостоятельной. Это событие неразрывно связано с именем митрополита Ионы, который возвысил духовный авторитет Москвы. Позднее он был канонизирован, став третьим, наряду с Петром и Алексием, святителем-митрополитом, особенно почитаемым московскими правителями.

52. Новгород и Псков в XIV-середине XV вв.: социально-политическая характеристика.

В начале XIV века за новгородское княжение развернулась борьба между тверскими и московскими князьями. Золотая Орда, стремясь не допустить заметного преимущества одного русского князя над другим, поддерживала в этой борьбе Москву, новгородская знать симпатизировала московским князьям. Попытка Михаила Тверского подчинить Новгород силой успеха не имела, поход был неудачным.
В 1326 году в Новгороде епископом Моисеем, посадником Олфромеем и тысяцким Остафием была подписана «Разграничительная (Рунная) грамота» о сферах влияния на Кольском полуострове с послом короля Норвегии, Швеции и Готов Магнуса VII Гаконом, по которой все права на земли Кольского полуострова отходили Новгородской республике.
Начиная с 1330-х годов, когда основными центрами русских земель стали Москва и Вильно, новгородцы стали призывать на княжение также и литовских князей. Юридически самостоятельность Пскова была утверждена в 1348 году (Болотовский договор).
По одной из версий, отражённой в первичных источниках, новгородцы участвовали в Куликовской битве в 1380 году.
В 1449 году Москва заключила с Великим княжеством Литовским договор, разграничивающий зоны влияния на Руси. В 1453 году в Новгороде был отравлен соперник московского князя Василия Тёмного Дмитрий Шемяка, а в 1456 году новгородцы вынуждены были заключить с Москвой Яжелбицкий мир, по которому полномочия московского князя в новгородских делах существенно расширились.

В 1470 году киевский митрополит Григорий Болгарин был признан вселенским патриархом Константинополя Дионисием VI, что ознаменовало собой отход православных Великого княжества Литовского от унии с католическим Римом. Новгородцы обратились к Григорию, чтобы тот прислал им нового архиепископа. В 1471 году войска Ивана III совершили первый поход на Новгород и одержали победу в Шелонской битве, а в 1478 году он был окончательно присоединён к Московскому княжеству.
Псков В ХII—ХIII веках основными торговыми партнёрами Пскова были города Нарва, Юрьев (ныне Тарту), Рига, Полоцк, Смоленск и в меньшей степени Новгород. Псковские земли обеспечивали город хлебом и другими продуктами, поэтому Псков экономически никак не зависел от Новгорода. Их связывали лишь общие военные интересы. Однако после Ледового побоища их общий враг — Тевтонский орден не представлял более опасности для Новгорода. Новгородцам оставалось вести борьбу только со шведами, а Псков один отражал наступление Ливонского ордена. Таким образом, военные связи Пскова и Новгорода были разрушены. К этому времени в Пскове сложилось своё боярство, довольно многочисленное и сильное, стремившееся взять всю власть в Псковской
земле в свои руки. Фактически Псков стал самостоятельным в конце XIII века, при князе Довмонте[22].

В 1348 году был подписан Болотовский договор, по которому Новгородская республика признавала независимость Псковской республики от новгородских посадников. В 1397 году народное вече (высший орган законодательной власти Псковской республики) приняло первую редакцию Псковской судной грамоты — свода законов[22].

К концу XV века население Пскова составляло более 30 тысяч человек. Большую часть городского населения составляли ремесленники и торговцы. Ремесло в Пскове было менее развито, чем в Новгороде, но и здесь было много искусных мастеров: кузнецов, каменщиков, кожевников, гончаров, ювелиров. Главными хозяевами псковской торговли были купцы. Псковское купечество вело торговлю с городами Прибалтики и Литвы, а также с русскими городами. В XV веке укрепились торговые связи Пскова с Москвой. Псковичи продавали лён, кожи, рыбу, мёд, воск, меха, а покупали соль, сукно, железо, изделия из металла и другие товары[22]. Развитие торговли в Псковской земле привело к созданию собственной монетной системы. С 1425 года псковичи стали чеканить свою монету.

  спорили об этнической принадлежности варягов. Однако, ссылаясь на летописный сюжет о походе Аскольда и Дира и захвате или Киева считали, что до появления варягов-норманнов в Киеве существовала своя княжеская русская династия. Исследователи, занимавшиеся норманнским вопросом, не обратили внимание на фактическую достоверность самого призвания варягов и вообще об иноземном происхождении княжеских династий. Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой легенды и только различным образом толкуют ее текст Таким образом, Древнерусское государство Киевская Русь было основано, по мнению Н.М. Карамзина, иноземцами, но не путем завоевания как многие другие современные ему государства, а мирным путем, через призвание князей. Новшеством XIX века пожалуй следует признать представление о славянском происхождении первых киевских князей, а кроме того появляется новое представление о том, что процесс образования государства явление довольно сложение, а поэтому при ведущей роли варягов не могло состояться без соответствующего развития общественных отношений самих славян. аким образом, в XIX веке дискуссия по вопросу об истоках русской государственности была продолжена русскими и зарубежными учеными. По-прежнему основным источником для норманнистов и антинорманистов остаются письменные источники, в основном Повесть временных лет, и по-прежнему все исследователи едины в признании реальным версии летописи о признании варягов новгородцами. При этом, представители норманнизма (Н.М.Карамзин) отнюдь не настаивали на отсталости славян, подчеркивая мирный характер призвания варягов, а не завоевательный. А у антинорманнистов появляется представление о сложном процессе создания государства и роли славянских общественных институтов в этом процессе, а так же мнения о ведущей роли Киевской династии в образовании государства. Перемены в русской исторической школе в начале XX в Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А.А. Шахматова ("Разыскание о древнейших русских летописных связях" (1908 г.) и "Повесть временных лет" (1916 г.)), который показал, что Сказание о призвании варягов это - поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Исследователь увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI - начала XII века Не обошлось, впрочем, и без крайностей. Некоторые исследователи отказались видеть в тексте отражение каких бы то ни было реальных фактов. В.А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения Наступление на норманнскую теорию началось в 30-е годы советские ученые. Она была провозглашена антинаучной, объявлена ее политически вредной и непатриотической. При этом отмечалась тенденциозность и «немецкий ученых: Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлецера, которые стремились с помощью истории оправдать засилье немцев при русском дворе в XVIII -ХIХ вв.». В советской историографии можно выделить три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие - полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI - начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. В настоящее    
                   


2020-02-04 244 Обсуждений (0)
Борьба Москвы с Литвой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба Москвы с Литвой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)