Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века.
Разные манеры выражение в нац. л-рах, но общий принцип и тенденция.
Размежевание с романтическим героем «необыкновенного героя» ----- обращение к последовательному реализму, к правде повседневного бытия.
«Чистый» романтизм \ реализм весьма редки: методы в различной степени взаимопроникаемы.
Происходит в л-ре «Дегероизация» - обыденный персонаж (связь с натурализмом).
Герои в 30 – 40-е годы и в 50 – 60-е годы 19 века различаются.
Проблема героя: концепция человека как предпосылка нового психологизма. Но прежде чем восторжествовал человек, должен был быть развенчан герой. Материалистическое (позитивистское) восприятие новой эпохи в соотв. с естественными науками поколебало романтические устои концепции исключительного романтического героя.
Возникает новое мироощущение с установкой на трезвость восприятия. Французы: провожают романт. героя с горечью, однако, по Флоберу, реализм – это долг времени. Англичане: нуждаются в добродетели, их герой – слепок времени; мотив утраты иллюзий намного позже, чем у французов (впервые у Диккенса).
Новые художественные манифестации в нач. 30-х годов 19 века: новое отношение к внешнему миру, среде, но не к герою. Реализм в этот период: эмоц. отрицание + исследование общества. Поэтому у Бальзака широта реалистического творчества на фоне романтиков. Реализм у Бальзака не из-за концепции человека, а за счет картины мира. Разрыв героя с романтической традицией не радикален, т.к. судьба героя подчеркнуто необыкновенно обычна. Герой всего лишь четче детерминирован (= обусловлен) средой и выглядит обыкновенней.
Крушение героя таит конфликт «индивид – мир»: только на смену абсолютно свободного героя приходит абсолютно несвободный герой. Такая дилемма воплотилась в творчестве Стендаля 30-х годов. Рассматривание героя как романтического драматичнее: Стендаль сосредоточен на анализе человеческой души, предвосхитил психологизм 50 – 60-х годов. Жульен Сорель – героическая натура, тщеславие и лицемерие навязанные, развитие души происходит под влиянием души. Исчерпывается логика реализма в более поздних произведениях (романтичность реализма поставлена в зависимость от среды). Все равно связь сромантизмом.
Новая концепция. Реализм через натурализм – флоберовская концепция героя. Эмма Бовари пыталась воплотить идеал, сформированный в пансионе. Бунтующая натура – «крушение надежд» - утраченные иллюзии. Флобер карает извращенное сознание. В романе «ГБ» романтизм во всех ипостасях - это источник извращенного и неадекватного сознания. – Новый вариант: отрицание романтического героя. Среда в романе торжествует, потому что протест Эммы романтичен. + В романе подмена героя: жизнь героя – история Шарля Бовари. «Главный герой» Шарль – негероичен. Шарля видим со стороны, но глазами Эммы. Шарль – самый обыкновенный и заурядный, но ч-к с естественными реакциями, меркнущий под взглядами Эммы. Смерть Эммы – выключается взгляд – Шарль такой, какой есть – исполненный душевного величия. Флоберовский психологизм специфически скуп, в его герое есть всегда «не свое» - «чужие внушения и влияния».
Перелом в традиции психологизма: худ. проблема – неоднозначность «негероического» героя. Разрушение модели романтизма = интересность негероев.
В английском романе 50 – 60-х не сильное отличие от Стендалевского и Бальзаковского героя. Ищут человеческое. У Теккерея в «Ярмарке тщеславия» тип героя с опорой на концепцию «суеты сует» = освобождение от твердого амплуа: реальная жизнь с обычными людьми.
Образ неисключительного героя: • Поведение непредсказуемо. • Движение души – не страсть, а дробные импульсы психики. • Не строит поведение как Бальзаковский герой, но результат тот же. • Кульминация вызревает в неспешном сюжете (самоубийство Эммы Бовари). • Не всегда говорит, что думает, не формулирует мысль.
Литература Франции 30-40-х годов Х1Х века. Общая характеристика.
Песня – Социальный роман - Новелла
Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа: а) Первый этап - становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) – представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Б) Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.
История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже, что вполне естественно и закономерно. Песня - малый и потому наиболее мобильный жанр литературы, мгновенно реагирующий на все примечательные явления современности. В период становления реализма песня уступает первенство социальному роману. Именно этот жанр в силу своей специфики открывает писателю богатые возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности, позволяя Бальзаку и Стендалю решить их главную творческую задачу - запечатлеть в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости. Более скромное, но тоже весьма значительное место в общей иерархии реалистических жанров занимает новелла, непревзойденным мастером которой в те годы по праву считается Мериме. Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, т. е, в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классицистами. Именно классицисты первых десятилетий XIX в., опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков - Предисловие к драме «Кромвель» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже давно отжившему свой век своду законов классицистского искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей ее полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи Возрождения Шекспир (воспринимаемый, впрочем, романтиком Гюго и реалистом Стендалем по-разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20-х годов сближает и общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и в острокритическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.
После революции 1830 г., явившейся значительной вехой в истории Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит отражение в их полемике начала 30-х годов. Свое первенство в литературном процессе романтизм будет вынужден уступить реализму как направлению, наиболее полно отвечающему требованиям нового времени. Однако и после 1830 г. контакты вчерашних союзников по борьбе с классицистами сохранятся. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу (именно такими, в частности, станут отношения Бальзака с Гюго и Ж. Санд). Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики - принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. «Классическая ясность» буржуазных отношений, особо «острая форма» выявившихся в них антагонистических противоречий и подготавливают исключительную точность и глубину социального анализа в произведениях великих реалистов. Трезвость взгляда на современную Францию – характерная особенность Бальзака, Стендаля, Мериме. Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм.
Теоретических работы, посвященные обоснованию принципов реалистического искусства: 1) «Расин и Шекспир» Стендаля предваряет собою наступление эпохи реализма во Франции, декларируя основные его постулаты 2) Труды Бальзака 1840-х годов «Письма о литературе, театре и искусстве», «Этюд о Бейле» и особенно - Предисловие к «Человеческой комедии» - обобщают богатейший опыт художественных завоеваний реализма, всесторонне и убедительно мотивируя его эстетический кодекс.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |