Современное состояние и перспективы развития социально-культурной среды.
В профессиональной деятельности различных категорий специалистов социально-культурной сферы сегодня довольно легко можно выделить общее и особенное, реальное и идеальное, представить динамику изменения их состава по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. За последние десятилетия, несмотря на весьма ощутимые социально-экономические трудности, в стране сложилась относительно устойчивая система отбора, допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и аттестации специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Не последнюю роль в стабилизации этой системы сыграл переход обучающихся структур на полное или частичное самофинансирование, внедрение платных услуг. Из широкого диапазона целей и задач, практических навыков и умений, психологических мотивов и установок, интересов и увлечений складывается целая система приоритетов профессиональной деятельности специалистов. Эта система обусловлена наличием целого ряда факторов, но прежде всего - современным состоянием и перспективами развития социально-культурной среды конкретного региона (области, края, города, региона). Реализация социально-культурной политики в масштабах отдельно взятого региона, проведение в жизнь программно-целевого принципа финансирования объектов культуры и досуга делают необходимым выделение, в рамках кадрового ресурса, еще одной исключительно важной его составляющей - интеллектуального ресурса, того активного потенциала, которым обладают профессионалы и любители, выступающие в качестве авторов многочисленных социально-культурных проектов и программ. Как правило, эти люди представляют различные социальные и профессиональные слои населения. Введение в оборот интеллектуального ресурса, приобщение новых сил к генерированию инновационных проектных идей являются одновременно и средством, и результатом, и свидетельством достаточно сильной и эффективной социально-культурной политики в условиях того или иного региона. Формированию интеллектуального ресурса для региона в большой степени способствует закономерное, последовательное развитие социально-культурного контекста в профессиональном образовании. Сама логика процесса формирования специалиста в вузах и средних специальных учебных заведениях культуры и искусств выстраивается в совершенно оправданном во всех отношениях порядке - от комплекса его способностей, имеющих отношение к социальному самоопределению и самообразованию, к способностям, необходимым для включения в региональную систему деятельности, к способностям, связанным с поиском оптимальных проектных вариантов решения социокультурных проблем. Эффективность использования кадрового ресурса самым непосредственным образом связана с вопросом о современном юридическом, экономическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия «культурно-просветительный работник», но и с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона. В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих субъектов социально-культурной и индивидуально-культурной деятельности, включая как профессионалов, так и любителей, составляет следующие основные категории: - социальные заказчики (ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения – потенциальных пользователей социально-культурных проектов и программ, конкретных потребителей культурного продукта, благ и услуг; - менеджеры-организаторы социально-культурной сферы, являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых,спортивно-оздоровительных и других социально-культурных проектов и программ; - выступающие в качестве исполнителей специалисты - творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и программ. В каждой из названных категорий широко представлены как ; отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т. д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора-методиста. Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Наряду с социальным статусом культурного организатора наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает социальные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих существ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняшнему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.
Заключение При обучении и подготовке кадрового ресурса социально-культурной деятельности, основное направление работы которого - социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей, специалист социально-культурной сферы должен обеспечивать полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются: Таким образом, социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические, возрастные и другие группы населения, и при этом необходимо иметь квалифицированных специалистов в области социально-культурной сферы. Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств специалистов или кадров в социально-культурной сфере, которые обеспечивают выше перечисленные функции в свою очередь должны обладать идеальными качествами специалиста в этой области. 1.Специалист социокультурной сферы должен обладать широким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирующим действия коллег на повышение общекультурного уровня населения и развитие духовного потенциала. 2. Специалист СКС - человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот - общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни. 3. Специалист виртуозно владеет приемами, способами и методами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму. 4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выраженной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию. 5. Он широко использует социологические и другие исследовательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума. 6. Профессионал умеет «заразить» сотрудников своей идеей, 7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществлению, принять своевременные решения, актуальные для конкретного времени. 8. Он постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с аудиторией. 9. Такой идеальный специалист в совершенстве владеет организационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты 10.Он обладает высокими нравственными принципами, справедлив и объективен. Является примером ответственного отношения к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствованием собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и посетителей учреждения культуры. Таким образом, обеспечение учреждений социально-культурной сферы профессиональным кадровым ресурсом, профессиональными мастерами своего дела может решать огромное количество социально-экономических проблем современного общества. Список литературы Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.:МГУКИ, 2003 Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. М.:МГУКИ, 2003 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.М.: МГУКИ, 2004 Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом. М.:МГУКИ, 2002 Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004 Лукичева Л.И. Управление персоналом М.:Омега-Л, 2007 Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. М.:Альфа-Пресс, 2007
Г. Мисюченко И.С.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |