Общее время занятия (мин.)
Рецензенты: Кузнецова Г.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
Бочкарева А.Г., к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных Московского Педагогического Государственного университета
I. Пояснительная записка Методическое пособие разработано для открытого урока по теме «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта»; занятие имеет целью применение студентами новых знаний и умений. Актуальность темы определяется значением пищеварительной системы в жизнедеятельности организма и той ролью, которую играет пищеварение в ротовой полости для работы пищеварительной системы в целом. Ротовая полость представляет собой начальный отдел желудочно-кишечного тракта; здесь определяется пищевая пригодность продуктов, осуществляются начальные процессы механической обработки пищи и расщепления биополимеров пищи, частично идут процессы всасывания; отсюда берут начало многие пищевые рефлексы. Пищеварение в ротовой полости отражается на работе всей пищеварительной системы. Знания о структуре пищеварительной системы и процессах, составляющих сущность ее нормальной деятельности, необходимы для понимания нарушений пищеварения, их причин и механизмов развития. Необходимость этих знаний закреплена в ФГОС и связана с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников: «Область профессиональной деятельности выпускников: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах» [Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 970 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33808)]. Учебное время – 2 академических часа (90 минут). В результате изучения данной темы студент должен (Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология человека») знать: органы, находящихся в ротовой полости (отделы, стенки, язык - строение, функции; зев, миндалины, зубы - строение, зубы молочные и постоянные, их количество и наименование; крупные слюнные железы - положение, протоки) уметь: показывать и называть органы пищеварительной системы, составлять схемы зубной формулы для постоянных и молочных зубов. Методическое пособие состоит из ряда блоков для последовательного усвоения материала: · Методический блок содержит информацию о цели занятия, перечне необходимых знаний и умений студентов, межпредметных и внутрипредметных связях темы, требованиях к оснащению занятия. · Блок контроля исходного уровня знаний студентов содержит контролирующие материалы, предназначенные для определения базового уровня знаний (инструкция, вопросы для проведения фронтального опроса, эталоны ответов, критерии оценки). · Информационный блок содержит материал по теме занятия, представленный в текстовом варианте, схемы и рисунки для активного восприятия информации. В нем выделены следующие разделы: теоретический материал, перечень вопросов для самопроверки, список терминов по теме занятия. · Блок контроля эффективности обучения содержит материалы для проведения практико-ориентированного контроля, к ним относятся инструкция, карточки для самостоятельной работы, эталоны ответа, критерии оценки; тестовые задания разного уровня сложности, инструкцию к ним, эталоны ответов и критерии оценки. · Приложение содержит материал для проведения практико-ориентированного контроля методом «ЛОТО», лист рейтингового контроля (бланк), критерии оценки. Для повышения качества усвоения практического материала используется мультимедийная презентация. II. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 1. Название дисциплины: «Анатомия и физиология человека» 2. Тема занятия: «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта» Занятие № 24 4. Тип занятия: урок применения новых знаний и умений 5. Форма проведения: практическое 6. Количество часов: 2 академических часа (90 минут). 7. Место проведения занятия: учебный кабинет «Анатомии и физиологии человека» 8. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Общая цель: способствовать формированию компетенций будущего выпускника
Общие компетенции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Разъяснение значимости темы для медицины и будущей профессии. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Самостоятельное выполнение практического задания, изучение планшетов и муляжей (под контролем и с помощью преподавателя). Самооценка результатов деятельности. Работа по составлению терминологического словаря. |
Конкретные цели (задачи):
Дидактические цели:
с целью формирования указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать :
- значение пищеварения для жизнедеятельности, составные элементы пищи;
- отделы и строение пищеварительной системы;
- отделы, стенки, органы полости рта, крупные слюнные железы.
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
- узнавать и правильно называть органыпищеварительной системы.
Развивающие цели:
- анализировать полученную информацию.
Воспитательные цели:
- оценивать результаты собственной познавательной деятельности.
9. Уровень освоения: 2
10. Оснащение занятия:
№ п\п | Наименование | Количество |
1. | Столы учебные | 15 |
2. | Стол преподавателя | 1 |
3. | Стулья | 38 |
4. | Доска учебная | 1 |
5. | Компьютер персональный | 1 |
6. | Мультимедийная система | 1 |
7. | Мультимедийная презентация по теме урока | 1 |
8. | Перечень вопросов для контроля исходного уровня знаний студентов | 30 |
9. | Набор тестовых заданий различной степени сложности для контроля заключительного уровня знаний | 2 варианта |
10. | Набор картинок для практико-ориентирования контроля уровня знаний | 12 комплектов |
Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин.) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент. | 3 | - | Проверяет внешний вид, готовность к уроку. Фиксирует в журнале отсутствующих. | Готовятся к работе на занятии. |
2. | Сообщение темы и цели занятия, мотивация изучения темы. | 10 | Видеометод (мультимедийная презентация). | Беседует со студентами на тему значимости пищеварения для жизнедеятельности организма, демонстрирует слайды по теме занятия | Слушают, смотрят презентацию, записывают тему и цель занятия в тетрадь, участвуют в беседе. |
3. | Актуализация знаний по теме предыдущего теоретического занятия. «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта». | 15 | Фронтальный опрос | Последовательно задает вопросы, корректирует и оценивает ответы студентов, заносит баллы в лист рейтингового контроля знаний. | Отвечают на вопросы, повторяют учебный материал. |
4. | Практико-ориентированный контроль знаний по теме «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта». | 30 | Метод «ЛОТО» | Раздает планшеты для закрепления знаний по анатомии пищеварительной системы. Озвучивает инструкцию по применению метода «ЛОТО» и раздает карточки с рисунками. Следит за работой студентов, корректирует ответы, оценивает работу каждого студента, заносит баллы в лист рейтингового контроля знаний. | Изучают расположение органов пищеварительной системы по планшетам, сдают их. Выполняют задание по методу ЛОТО. |
5. | Итоговый контроль усвоения полученных знаний. | 20 | Решение разноуровневых тестовых заданий | Зачитывает инструкцию, раздает варианты теста. Следит за порядком. После окончания тестирования выводит на экран критерии оценки и читает эталоны ответов. | Выполняют тестовые задания. Проверяют ответы по предложенным преподавателем эталонам ответов. |
6. | Итоги занятия. | 10 | Рефлексия | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, производит итоговую рейтинговую оценку каждого студента на основании листа рейтингового контроля знаний. | Оценивают степень достижения поставленной цели, анализируют допущенные ошибки. |
7. | Домашнее задание. | 2 | Задает задание на дом и объясняет его выполнение | Записывают домашнее задание. | |
Общее время занятия (мин.)
Задание на дом:
Выполните зубную формулу для зубов постоянного прикуса и молочных зубов.
13. Оборудование и учебная литература к занятию :
Материальное обеспечение:
· рабочая тетрадь, карандаш, ручка,
· анатомические планшеты пищеварительной системы,
· раздаточные листы для практико-ориентированного контроля по методике ЛОТО.
Учебная литература:
Основная
· Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: ОНИКС, 2010.
· Смольянникова Н. В., Фалина Е. Ф., Сагун В. А. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей, М., «ГЭОТАР-Медиа», 2011
· Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ, М.: ТИД «Альянс», 2009.
Дополнительная
· Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.
· Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2008.
2020-02-04 | 189 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Общее время занятия (мин.) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы