Сущность, роль, цель и задачи маркетинга
Введение Соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки новых направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов для предприятий. Актуальность темы обусловлена необходимостью решать проблемы совершенствования маркетинговой деятельности. Объект исследования – ООО «Уралпром-Маркет», являющееся супермаркетом города Уфы. Предмет исследования – анализ и совершенствование маркетинговой деятельности на этом предприятии. Цель выполнения курсовой работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов проведения и совершенствования маркетинговой деятельности на данном предприятии. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, которые подлежат решению: - рассмотреть теоретические основы маркетинга и его особенности в сфере торговли; - изучить конъюнктуру рынка продуктов питания города Уфы; - оценить и проанализировать собственные возможности предприятия; - определить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях; - проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия; - разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия. Задачи курсовой работы обусловили ее структуру, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изучены теоретические основы маркетинга и его особенности в сфере торговли. Здесь раскрыты сущность, роль, цель и задачи маркетинга. Определены направления маркетинговой деятельности, его принципы, сферы применения, типы и виды, субъекты и функции маркетинга. Во второй главе проведен анализ маркетинговой деятельности в ООО «Уралпром-Маркет», где дана его организационно-экономическая характеристика, рассмотрена организационно-управленческая структура, показаны ее преимущества и недостатки, раскрыты функции подразделений. Здесь проанализирована материально-техническая база, рассмотрена динамика изменения стоимости основных фондов, оборотных средств, рассчитаны и проанализированы показатели эффективности использования основных и оборотных средств. В этой главе проведен анализ основных показателей деятельности организации в динамике и разрезе причинно-следственных связей, таких элементов как выручка (товарооборот), себестоимость продукции и прибыль. Проведен SWOT – анализ, при помощи которого была определена дальнейшая стратегия предприятия и выявлен ряд недостатков в работе службы маркетинга. В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «Уралпром-Маркет». Проведено прогнозирование результатов деятельности фирмы на основе ЭММ и с учетом мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности. Затем рассчитана экономическая эффективность от внедрения предлагаемых направлений повышения эффективности маркетинговой деятельности. В заключении сделаны определенные выводы и предложения. Основными теоретическими и методологическими источниками при выполнении работы послужили труды российских и зарубежных маркетологов, экономистов, посвященные управлению маркетинговой деятельностью. Источниками информации послужили документы предприятия, а также данные проведенных наблюдений (за покупателями, сотрудниками). Глава 1. Особенности маркетинга в сфере торговли Сущность, роль, цель и задачи маркетинга Маркетинг – это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей. [37, c.12] Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущностьмаркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию. Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга. (Рис.1) Рис.1 Совокупность основных принципов маркетинга С достаточным основанием можно сказать, что маркетинг «создает», а точнее, формирует потребителя. [6, с.167] Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают: Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них. На следующем рисунке показаны основные сферы применения маркетинга. (Рис.2) В каждой из сфер могут быть выделены ее составляющие — к примеру, маркетинг потребительских товаров включает как отдельные однородные группы товаров (одежда, обувь, телевизоры, легковые автомобили), которые являются объектом воздействия маркетинга, направленного на постоянное взаимодействие «товар—покупатель», так и «побочные», и смежные области, где создается, производится, продвигается, обеспечивается товар, формируется его имидж. Рис.2 Виды основных моделей (областей применения) маркетинга Методы маркетинговой деятельности (Рис.3) заключаются в том, что проводятся: - анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей; - анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров; - изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары, снимаются с производства и рынка. - планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей; - обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов; - обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п. - удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара; - управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений [20,c.25]. Маркетолог Котлер Ф. в книге «Основы маркетинга» считает, что «маркетинг есть деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта».[37, с. 35] Таким образом, маркетинг – это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей. Рис. 3 Схема маркетинговой деятельности предприятия [38, c. 32] Цели маркетинга — формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы, а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Маркетологи считают: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику». [37, с.156] Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друкер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить ему, и продавать себя сами». Речь скорее идет о том, что цели становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. [30, с.231] Таким образом, определим более конкретно цели маркетинга: 1. Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а, следовательно, и благосостояние общества. 2. Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей. 3. Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти: товары, в точности, удовлетворяющие их потребности. 4. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей. А для этого нужно изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необходимое условие и предпосылку производства. Поэтому все больше углубляется понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта концепция нашла свое воплощение в маркетинге. [37, с. 9]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |