Демократия и гражданское общество
Термин «демократия» связан с термином «политический режим», Демократия выступает как форма политического режима. Политический режим - это обобщенная функциональная характеристика существующей в обществе политической системы. Это - совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти. Если мы обратимся к американской политологии, то главные достоинства западной демократии, ее приверженцы из противоречивого лагеря плюралистов и элитистов видят в органическом сочетании, с одной стороны, присущего этой демократии плюрализма позиций и интересов, находящих свое отражение и выражение в демократически организованной власти, а с другой стороны, в ее способности поставить во главе управления страной образованную элиту, лучшим образом учитывающую как потребности и интересы разных общественно-политических сил, так и общие интересы страны. Те политологи, которые делают акцент на плюрализме интересов и сил, участвующих в западной (американской) демократии, названы сторонниками «плюралистической демократии», а те, кто акцентирует внимание на элитарном характере управляющего политического слоя причислены к сторонникам «элитарной теории демократии». В чем же видят те и другие суть демократии? Незыблемым и тут и там оказывается плюрализм, это - неотъемлемая черта любых построений. Однако демократия не принимается как власть народа, как определение народом сути осуществляемой политики. Оказывается, демократия, согласно современным западным стандартам, это - власть, считающаяся с волей народа, но эта воля сведена к голосованию, когда решается вопрос, делается выбор, какая часть представителей богатых будут вершить свою собственную власть. «В современном мире демократия больше не понимается как непосредственное определение народом правительственной политики. В современных демократических государствах народу отводится более общая роль, под демократией сейчас понимается политическая система, предполагающая наличие конституционных возможностей для замены государственных служащих и социального устройства, гарантирующего большей части населения возможность воздействовать на решение основных вопросов посредством выборов: между кандидатами на правительственные должности». Вот еще один взгляд на то, что подразумевают под демократией».[8] Термин «демократия» не является термином научным в силу аморфности его смысла даже в рамках сочинений одних и тех же авторов. Он является характерным термином идеологии. Употребляя его, различные люди вроде бы имеют в виду один и тот же объект, но при этом видят его с разных сторон, понимают его размыто, испытывают к нему различные чувства и имеют различные цели при его описании... Так что бессмысленно искать какое-то одно значение слова «демократия» как единственно правильное, - его просто не может быть по самому способу оперирования словом... Необходимо различать идеологическое описание демократии (идеологическую демократию) и демократию как реальность (реальную демократию). Первая есть лишь абстракция от второй. Первая отражает отдельные черты второй, причем в идеализированном виде. Если людям рассказывать всю подноготную реальной демократии, они придут в ужас и разрушат всю систему государственности, устроив затем еще худшую. Так что идеализация демократии в идеологии есть защитная реакция общества от разрушительных умонастроений. Демократия в реальности может выжить лишь со всем тем, что образует ее «ужасную подноготную». Если бы она в реальности была именно такой, как ее изображают в идеологии, она не просуществовала бы и нескольких лет. В странах, заинтересованных в сохранении демократического режима, используется система гарантий, обеспечивающих его существование. Содержание гарантий состоит в том, что они вытесняют из общественной жизни те отношения и традиции, которые способны породить бесконтрольность и монополию власти: - государственное право устанавливает запрет на произвольное присвоение политической власти. Посягательство на суверенитет расценивается как узурпация, тягчайшее преступление и соответственно преследуется; - устанавливается запрет на осуществление подрывной деятельности, направленной на насильственное изменение государственного строя; - особый порядок изменения конституционных норм препятствует радикальному реформированию государственного строя, основ демократического режима; - система государственно-правовых отношений работает против концентрации власти. Прежде всего, следует назвать систему разделения властей, основанную на механизме «сдержек и противовесов», действующем во взаимоотношениях высших государственных органов. Первоначально система разделения властей была описана Ш. Монтескье на основе современной ему английской демократической системы дуалистической монархии, а затем последовательно разработана и реализована в президентской республике, учрежденной в США. В системе разделения властей высшие государственные органы юридически и политически обособлены друг от друга, каждый из них обладает относительной независимостью, парламент может быть разделен на палаты. Нередко каждый из элементов государственного механизма составляют представители разных партий. Это объясняется тем, что сроки полномочий главы государства, а также депутатов в обеих палатах парламента и судей не совпадают. Выборы президента, каждой из палат законодательного органа, замещение судейских должностей производятся в разное время и по различным процедурам. В результате каждая из ветвей власти получает поддержку от разных групп избирателей, отражает не совпадающие политические интересы. Предполагается, что ни одна политическая партия не имеет возможности одновременно получить господство во всех системах, «ветвях власти» на волне временно достигнутой популярности. Система разделения властей выглядит настолько эффективной, что ее порой рассматривают как совершенно необходимое условие демократии. Еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 года было заявлено, что общество, где нет разделения властей, не имеет конституции». На самом деле это утверждение слишком категорично и не вполне соответствует действительности, Если иметь в виду принцип независимости правосудия от политики, то разделение властей и в самом деле следует считать непременной гарантией демократического режима. Однако «классическое», завершенное разделение законодательной, судебной и исполнительной властей отсутствует, например, в ФРГ, где правительство и парламент органически связаны, а не обособлены друг от друга. И уж тем более оно отсутствует в современной Великобритании, поскольку там не только существует политическое соединение кабинета и Палаты Общин, но и Палата Лордов не способна противостоять Общинам и к тому же является высшей судебной инстанцией. По проблеме разделения властей интересны мысли Александра Зиновьева. Он пишет, что свойство власти с разделением на три вида сложно истолковывать не как средство ограничения власти, а как показатель единства власти, внутренне расчлененной в силу разделения функций. Об этом говорит тот факт, что в правительствах многих стран Запада доминирует одна часть, обычно законодательная. Она тут имеет высшую власть над другими частями. При этом остается разделение функций между различными учреждениями власти как чисто деловое удобство. В Великобритании законодательная и исполнительная власть сосредоточены в одном органе - в кабинете. Если партия выигрывает большинство голосов на выборах, парламент назначает ее лидера премьер-министром, а тот назначает министров - кабинет. Последний несет коллективную ответственность. Главная фигура во власти - премьер-министр, кабинет - его кабинет. Он представляет нацию. Исполнительная власть здесь есть придаток законодательной, а законодательная - продолжение исполнительной. Последняя действует в соответствии с первой, которая дает согласие. Законодательная инициатива исходит от исполнительной власти. Далее исследователь пишет, классическая теория разделения власти между законодательным и исполнительным органом судебной власти и говорить не воплотилась в жизнь[9]. Современные законодательные органы занимаются не столько разработкой и одобрением общего кодекса поведения, сколько решениями, направляющие конкретные действия исполнительной власти, исчезла разница между законодательством и текущими распоряжениями властей, между общими и частными задачами власти. Главной задачей представительной власти стало не законодательство, а управление. Все то, что теперь штампует законодательный орган, стало называться законом. Правительство получило возможность издавать для самого себя удобные ему законы. Правительство вышло из-под контроля закона. Сама концепция закона потеряла значение. Правление стало главной задачей законодательного органа, а законодательство - его побочной функцией. Зиновьев считает это нормальным явлением для современного западного общества. Разделение властей - дело второстепенное, раздутое в идеологии и пропаганде. Сейчас наступил такой период в развитии государственности западнизма, когда главной функцией государства становится управление внутренней жизнью общества, а законодательство превращается в средство управления. Законодательство уже сыграло свою основную историческую роль, установив рамки деятельности государства. Оно вошло в плоть и кровь западного общества. Остается необходимость охраны его и корректировки в связи с важными переменами. Перевороты эпохального значения, требующие решающей роли законодательной власти, в рамках западнизма не предвидятся. Новый период в истории государства западнизма еще только начался. Претензии государства на роль правителя всей внутренней жизни общества встречают, естественно, сопротивление. Пока тут можно говорить о стремлении государства к максимально возможному для него контролю над подвластным обществом, и о стремлении каких-то сил общества к максимально возможной для них независимости от государства. В результате их борьбы рождается какой-то компромисс и срастание государства с противоборствующими силами. Но что бы при этом ни произошло, любой результат так или иначе будет развитием государственности, пока она не достигнет логического предела. Разделение властей сохраняет, конечно, какое-то значение. Но не то, какое этому придается в речах и сочинениях теоретиков и политиков. Оно сохраняет, в частности, значение внутренней самозащиты одних частей системы власти от заселения других, то есть роль средства предохранения не столько от тирании системы власти по отношению к подвластному обществу, сколько от тирании в рамках самой системы власти независимую от ее отношения к обществу. Приведенные факты подтверждают мысль о том, что государство расширяет свои функции в жизни западного общества, а идея о разделении властей на практике оказалась нереализованной. Реалии оказались далеки от первоначальной идеи. Что скрывается за словосочетанием «гражданское общество»? Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. Политические характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются ныне в понятии правового государства. Правовое государство, по сути дела, политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания.[10] Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце» (см. приложение 3). Снова приходится согласиться с автором книги «Запад», который пишет, что «гражданское общество», как и большинство понятий социальных наук, является смутным и много - мысленным. Еще с ХVIII века идет традиция включать в гражданское общество экономические, религиозные, моральные, национальные и другие негосударственные феномены. Это словоупотребление объяснимо условиями тех веков, когда западнизму приходилось еще утверждаться в борьбе с феодализмом, который олицетворялся государством. В XX веке западнизм победил бесповоротно.[11] Государственность стала адекватной социальной организации и экономике. И уже в рамках западнизма стали выделять некоторую совокупность социальных явлений, отличающихся как от явлений государственности, так и от экономики. Но и в этом случае, как правило, происходило и до сих пор происходит смешение двух словоупотреблений - нового и старого. Вышеупомянутый автор употребляет выражение «гражданское общество» как обозначение совокупности добровольных негосударственных и неделовых (неэкономических) объединений граждан с целью защиты своих частных интересов, а также с целью защиты общих интересов, игнорируемых государством и деловыми кругами. Таким образом, единого понятия термина «гражданское общество» не существует. Но, тем не менее, совокупность всех социальных явлений, которые связывают с гражданским обществом, играют немаловажную роль в функционировании правового государства. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Уже десяток лет Россия усиленно строит правовое государство. Западные учителя нам усердно помогают в этом строительстве. Больших результатов позитивного характера Россия не достигла. Зато негативными «успехами» Россия поразила даже наших западных партнеров. Возможно, в России построить правовое государство? Принципиально это осуществимо при наличии ряда условий, сходных с условиями, при которых сформировалось западное общество. Нужно длительное время, минимум лет сто. Нужен соответствующий человеческий материал с психологическими чертами современного западного человека. Нужна соответствующая организация общества с преобладанием делового аспекта в первичных клеточках общества. Нужны зависимые народы для успешной экономической деятельности. Для формирования всех необходимых условий десятка лет явно недостаточно, А какого вида демократию можно построить довольно быстро? Предлагаю к рассмотрению ситуацию, которую опишу ниже. Намного ли такая картина далека от действительности? Стране навязываются внешние атрибуты западной политической системы - многопартийность, парламент, свободные выборы, президент и т.п. Но они тут являются лишь прикрытием режима совсем не демократического, а скорее диктаторского (авторитарного). Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незначительной части населения, наживающейся за счет этой нации. Эти люди имеют высокий жизненный стандарт, сопоставимый с таковым самых богатых слоев Запада. Колонизируемая страна доводится до такого состояния, что становится неспособной на самостоятельное существование. В военном отношении она деморализуется настолько, что ни о каком сопротивлении и речи быть не может. Вооруженные силы сохраняются лишь для того, чтобы сдерживать протесты населения и попытки оппозиции изменить ситуацию. До жалкого уровня низводится национальная культура. Место ее занимают самые примитивные образцы западной культуры, вернее - псевдокультуры Запада, массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны властей, доступные развлечения, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и от моральных ограничений. Эту картинку изменить ее в лучшую сторону будет проблематично по той причине, что западные страны сформировались исторически в национальные государства: как социальные образования более высокого сравнительно с прочим человечеством уровня организации, как своего рода «надстройка» над прочим человечеством. Они развили в себе силы и способности доминировать над другими народами, покорять их. А историческое стечение обстоятельств дало им ... возможность использовать свои преимущества. Западные страны сложились не сами по себе, не изолированно от окружающего мира, а как часть суперструктур, имевших иерархическую структуру зависимости и подчинения: 1)метрополия; 2) зависимые страны и народы различной степени зависимости; 3)колонии различного уровня. Это стремление западных стран к образованию мировой суперструктуры не исчезло, а приняло новую форму и усилилось. Основные черты нового периода этого процесса таковы: 1) западные страны покоряют планету не поодиночке, а совместно; 2) теперь они стремятся организовать все человечество так, как это соответствует их интересам. Россия в качестве равноправного партнера Западу не нужна, это очевидно. Место России уже определено. Это место сырьевого придатка Запада и его экспансионистских устремлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство – это форма организации общества. Развитие и становление государства – естественно исторический процесс, связанный с крупным общественным разделение труда. По своему устройству государство есть многоаспектное социальное образование, имеет свои задачи, функции, формы. Формирование правового государства в нашей стране жизненная необходимость. Только правовое государство делает общество гражданским. Делает возможным свободное развитие каждой личности и всего общества. Подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленные задачи выполнены, а цели - достигнуты. Границы исследования были оговорены во введении. Сущность правового государства была выявлена, источники, условия и тенденции развития этого социального феномена - определены. Конституция, разделение властей, многопартийность, демократический режим, права и свободы - все это внешние стороны правового государства. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными и законными способами. Конституция РФ признает право гражданина защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый гражданин может использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами механизмы их защиты. При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый в праве обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[12] Граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти и не принимает к рассмотрению обращения, направленные против частных лиц и негосударственных организаций. Все выше перечисленные явления и являются показателем, что Россия стремится к построению правового государство БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ. М., 2004. 2. Всеобщая декларация прав человека. М., 2005. 3. Европейская Конвенция о защите прав человек и основных свобод 1950 г. М., 2004. 4.Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. 5. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989. 6. Борисенков А.С. Политическая Россия сегодня. М., 1993. 7. Гоббс Т. О государстве. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1991. 8. Джон Локк. Сочинения: В 3-х т. М., 1988. 9. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества \\ Гос-во и право. 1994. №7. 10. Зиновьев А. «Запад». М., 2001. 11. Ильин А.Н., Коваль В.И. две стороны одной медали: гражданское общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1. 12.Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. 13. Комаров С.А. Советское общенародное государство и личность. Красноярск, 1986. 14.Кудрявцев В.Н. Лукашова Е.А. Новое политическое мышление и права человека \\ Вопросы философии. 1990. №5. 15. Кучинский В.А Личность. Свобода. Право. М., 1978. 16. Малько А.В. Об ограничении прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ \\ Гос-во и право. 1993. №3. 17.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. 18. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание \\ Сов. гос-во и право. 1990. №2. 19.Нерсесянс В.С. Правовое государство: история и современность. \\ Вопросы философии. 1989. №2. 20. Ордещук П. К. Американская политическая система: поиск эффективной демократии // Свободная мысль. 1991. № 14. 21. Право и власть. М., 1990. 22.Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. 23. Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961. 24.Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001. 25.Теория государства и права \ Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001. 26. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990. 27. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985. 28. Язык закона. М., 1990. Приложение 1
Приложение 2
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |