Конкуренция за рынок вместо конкуренции на рынке
Принципиально новое решение проблемы регулирования - замена конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. Даже если конкуренция на рынке нецелесообразна (одно предприятие-монополист в состоянии удовлетворить рыночный спрос дешевле, чем несколько конкурентов), в ряде случаев есть возможность провести конкурс на право обслуживать рынок. В этом случае право на обслуживание рынка получает тот конкурент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества обслуживания.[8] Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях. За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность. Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права. Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. Административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения: - завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда; - неисполнение решения выданного органом регулирования естественной монополии, в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда; - представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда; - непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда; - непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.[3,ст 16] Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за: - неисполнение в срок решения соответствующего органа регулирования естественной монополии – в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда; - непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений – в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.[3, ст 18] Административная ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной власти и местного самоуправления – из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в доход федерального бюджета. Взыскание штрафов с государственных органов нередко означало бы «перекачку» денег из федерального бюджета в федеральный же бюджет. Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.[3, cт 19]
Заключение. Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг. Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций. Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.
Список литературы. 1. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. - М., ТЕИС, 2002. 2. Королькова Е.И. Естественная мополия: регулирование и конкуренция//Экномический журнал.2000. 3. Закон РФ "О естественных монополиях" от 17.08. 1995 г. № 147-ФЗ. 4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М., 1998. Интернет-ресурсы 5. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_34259.html 6. http://polbu.ru/akulov_torganizat/ch23_all.html 7. http://www.fas.gov.ru/about/overview/ 8. Мировой опыт регулирования естественных монополий http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=26
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |