Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция политических прав и свобод в России



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Эволюция политических прав и свобод в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Обращение к проблемам формирования института политических прав и свобод в России в начале XX века имеет важное значение для понимания исторических и правовых процессов, которые происходят в настоящее время в данной области правового регулирования. В настоящее время Российская Федерация проходит период укрепления властных институтов, создания принципиально новой системы регулирования отношений между политическими партиями и общественными объединениями, упорядочивания избирательной системы. В этой связи нередко высказываются мнения о чрезмерном усилении вмешательства государства в политические права граждан, необоснованном их ограничении, отступлении от демократических подходов в данной сфере. Аналогичные мнения по рассматриваемым вопросам высказывались и в начале XX века, когда государство также стремилось к укреплению своего влияния в области реализации гражданами политических прав.

Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Существование демократического общества немыслимо без формирования политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демократическом государстве политические права и свободы воспринимаются массовым общественным сознанием не как нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических ценностей.

Политические права и свободы, провозглашенные изначально в рамках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развернутый конституционно-правовой статус и утвердились сначала в качестве важнейшего института национального, а позднее и международного права. Многие современные международно-правовые документы о правах человека универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие политические права, как свобода слова и убеждении, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством. [11]

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Трагический опыт революционного развития событий в последующем, одной из причин которых явилось недовольство населения ограничительной политикой в области политических прав, показывает сложность этой проблемы, её многогранность и необходимость исследования.

17 (30) октября 1905 г., император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший свободы гражданам России. Это была первая победа революции 1905-1907 гг. Текст манифеста вошедшего в историю под названием Манифеста 17 октября 1905 г. был подготовлен А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством С. Ю. Витте.

Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый представительный орган власти с законодательными правами — Государственная Дума, . Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению... неслыханной смуты» и вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».[12]

Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905 г. стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам факт его появления оценивались самым различным образом. Одни полагали, что принятие Манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались.

Из числа тех, кто расценил Манифест как победу революции, сформировались две правые политические партии — партия либерально-монархической буржуазии (конституционные демократы, или кадеты) и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии — «Союз 17 октября» (или октябристы).[13]

В соответствии с Манифестом в 1906 г. были приняты законы о выборах в Государственную Думу и о создании Государственного Совета, а также Свод основных государственных законов. Это были первые отчётливо выраженные конституционные документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало конституционному развитию страны, в общем, и развитию политических прав и свобод граждан в частности, был создан парламент, стали действовать политические партии. Вместе с тем, Основные законы по-прежнему устанавливали, что “императору … принадлежит верховная самодержавная власть”, повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает (ст. 4). Статья 9 гласила, что император “утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения”.

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права.[14]

Первым актом победившей в октябре 1917 г. социалистической революции был Декрет о власти. В середине 1918 г. Всероссийский съезд советов принял первую в истории страны Конституцию Российской Федеративной Советской Республики. Она провозгласила Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ст. 1). Была провозглашена диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим, а затем – со всем крестьянством). Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах (ст. 3). Также было постановлено, что “эксплуататорам не должно быть места ни в одном из органов власти” (ст. 7). Политические права и свободы (свобода слова, собраний, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например на образование) предоставлялось только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, прибегающие к наёмному труду в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осуждённые за корыстные и порочащие преступления; умалишённые.

После окончания длительной гражданской войны в 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В 1924 г. Съезд советов СССР принял первую Конституцию СССР, а Конституция РСФСР 1918 г. заменялась Конституцией 1925 г. Последняя строилась в соответствии с союзной Конституцией, но сохраняла принципы, заложенные в “ленинской” Конституции 1918 г. Сохранялись и прежние методы “классовой борьбы”.

Переломным моментом в развитии советского конституционного (государственного) права стал 1936 г. Генеральный секретарь ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) И.В.Сталин, в руках которого к тому времени сосредоточилась огромная власть , заявил, что социализм в СССР победил. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, отражавшая эту установку. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. была принята Конституция РСФСР 1937 г. В соответствии с Конституцией 1936 г.(а отчасти ещё до её принятия и принятия Конституции РСФСР 1937 г.) всем гражданам были предоставлены избирательные и другие политические права, провозглашено равноправие. Были установлены равные основы для представительства в советах городского и сельского населения, преимущества для рабочего класса в этой части были отменены. Демократизация же политического строя имела, однако, преимущественно внешний характер.

Одна из главных особенностей тоталитарных государств — стремление к ограничению, а то и полной ликвидации политических прав и свобод — носит отнюдь не случайный характер. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политическую свободу человека, освободить себя от демократических форм контроля, тем большее место занимают фактическое всевластие государства и применяемые им насильственные методы, направленные на отчуждение гражданина от реальной политической власти. [15]

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР и в соответствии с ней – Конституция РСФСР 1978 г. Они внесли некоторые изменения в регулирование экономической и политической систем общества, правового статуса личности. Конституция 1977 г. перенесла главу о правах и обязанностях граждан в первую часть текста, чем подчёркивалось значение этих положений в новой обстановке. Однако по-прежнему права гражданам (особенно политические) предоставлялись только в целях укрепления социалистической системы и строительства коммунизма. Использование их по иному назначению признавалось правонарушением с вытекающими отсюда суровыми наказаниями (например, за антисоветскую пропаганду и агитацию).

С конца 80-х гг. в СССР начался процесс реформ (перестройка). В Конституцию РСФСР 1978 г. в 1988 и 1990 гг. были внесены поправки, многие существенные изменения в обществе проводились законами и иными актами. В сфере политических прав и свобод было разрешено создание других партий, создана относительно свободная пресса, допущен идеологический плюрализм, перестали выносится суровые приговоры за антисоветские высказывания, а затем соответствующие статьи были вообще исключены из уголовного законодательства.

Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

После принятия Конституции 1993 г. закрепившей права человека на основе общечеловеческих ценностей и общих принципов международного права, каждый гражданин Российской Федерации стал обладать широким спектром политических прав и свобод в связи с чем П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что “каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

Вместе с тем, рассматриваемый период был ознаменован не только кардинальными изменениями в системе органов государственной власти и управления, закреплении нового порядка принятия и реализации законодательных актов, но и в том, что впервые в отечественной истории на общегосударственном уровне нормативно закрепляются и гарантируются политические права и свободы граждан в их классическом понимании. Данный шаг, будучи вынужденным для властей, тем не менее ознаменовал начало принципиально нового этапа развития российского государственности, когда население получало возможность участия в управлении делами государства, публичного выражения собственных мнений, совместного достижения собственных целей, в том числе и политических. Безусловно, закрепляемые в правовых актах того времени политические права и свободы, формы их ограничения со стороны государства и реализации самими гражданами были далеки от современных национальных и международных стандартов демократии.

В советский период права человека, хотя и получили правовое закрепление, многие из них не были наполнены реальным содержанием, абсолютизировались коллективные права в ущерб индивидуальным. Более того, в истории России были периоды чрезвычайного законодательства и антиконституционной практики массовых репрессий. Авторитарно-бюрократическая политическая система государства того периода вела к ограничению и даже попранию политических и личных свобод (в первые десятилетия советской власти само понятие "права человека" было исключено из политической и юридической терминологии как буржуазное и чуждое социалистическому образу жизни). Теория естественных прав человека категорически отвергалась.

Конституционные нормы о правах и обязанностях личности (появившиеся в текстах основных законов России начиная с Конституции 1937 года) в условиях антидемократических режимов вплоть до начала 90-х гг. носили сугубо декларативный характер. Ситуация стала меняться лишь в конце 80-х гг. XX столетия, с началом так называемой перестройки.

22 ноября 1991 российским парламентом принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая последняя повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции РФ 1978 года "Государство и личность". С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и международными стандартами. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой политические и личные права отодвигались как второстепенные на последнее место.

Принятие Конституции РФ явилось новым этапом в развитии конституционного законодательства, регулирующего права человека и гражданина. Начал развиваться интенсивно процесс обновления уже принятых законов и появления новых, особенно это коснулось правовой регламентации личных и политических прав.

Таким образом, каждый последующий Основной закон страны все больше внимания уделял именно правовому статусу человека и гражданина, его правам и свободам.

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с "прорывом" в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

 



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Эволюция политических прав и свобод в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция политических прав и свобод в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)