учреждений по изучаемой проблеме.
Программа «Валеология»
Введение курса валеологии в программы образовательных учреждений является жизненно необходимым. «Валеология – это здоровье через образование. При таком понимании все становится на свои места. Заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо учить» (Н.К. Смирнов, 1995). Изучив программу Г.К.Зайцева для начального звена общеобразовательной школы и программу «Познай себя» Американского фонда здоровья, автор пришла к выводу о необходимости и возможности адаптации курса валеологии для изучения в дошкольном возрасте, начиная с пяти лет. Это объясняется прежде всего тем, что именно дошкольный возраст является наиболее синзитивным периодом для формирования эмоционально-ценностных ориентаций, что определяет весь дальнейший образ жизни человека. В связи с этим, именно в этом возрасте необходимо начать формирование потребности в здоровом образе жизни, научить ребенка этому, перевести знания в устойчивый навык. Далее, пять лет являются определенным рубежом в развитии мышления ребенка: в недрах эмоционально-образного мышления начинается бурный расцвет мышления рационально-логического, что дает возможность дошкольнику этого возраста делать умозаключения. Помимо этого, к пяти годам заканчивается формирование морально-волевой сферы ребенка, что предполагает самостоятельность и проявление воли в достижении результата. Таким образом, наиболее оптимальным возрастом для осуществления работы по валеологии является старший дошкольный. Решение данной проблемы предполагает следующие направления: 1. Упрощение тематики и сокращение объема изучаемого материала до пасильного для детей дошкольного возраста уровня. 2. Максимальное увлечение количества наглядных материалов в методическом обеспечении внедряемого курса. Дети этого возраста не владеют навыками чтения и письма, поэтому возникла необходимость переработки текстового материала в иллюстративный. 3. Адаптирование лексики к данному возрасту. Например: замена специальной терминологии («сердечно-сосудистая система», и «функции сердца» и т.д.) на понятный для детей этого возраста язык («мотор нашего организма», «живая вода»). 4. Нет национальных особенностей: своеобразие жизни русского человека (окружающая фауна и флора, условия жизни, продукты питания и т.д.), родные персонажи, транспорнирование музакально-дидактических материалов, изменения слогового построения текстов. 5. Система медико-психолого-педагогических мероприятий с коллективом родителей, педагогов, специалистов и младшим обслуживающим персоналом ДОУ. 6. Принципы организации учебной деятельности, важнейшими среди которых является: - мотивация знаний, так как в этом возрасте потребность в предстоящей деятельности возникает только на основе положительного к ней отношения; - игровая форма учебной деятельности; - учет принципов сенсорного воспитания.
Исходя из вышеизложенного, целями данной работы по валеологии в старшем дошкольном возрасте являются: - формировать положительное отношение к здоровому образу жизни; - научить пользоваться полученными знаниями в жизни.
Программа «Валеология» адресована детям дошкольного возраста, их родителям и сотрудникам детского сада. В ней впервые знакомят маленьких детей с целым спектром проблем, связанным с их здоровьем, и не только со здоровьем физическим, но и психическим. Добрые мысли, добрые дела – это тоже здоровье.
Программа
«Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Козловой С.М.
Процесс становления Человека сложен, многогранен. Ребенку очень нужна при этом помощь взрослого, и потому педагог должен владеть методикой, обеспечивающей для ребенка процесс социализации, вхождения его в мир себе подобных – мир людей. Социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов для такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя. Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, внешнему виду и т.д. Процесс самопознания проходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя как существа социального. Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребенок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал, о своих человеческих возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками. Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: - организм человека; - мысли, чувства, умения, поступки; - место среди других людей. Все это вместе и поможет ребенку составить представление о себе как о человеке.
Необходимо понимать, что цели данной работы: - формирование у ребенка элементарных знаний о своем организме; - воспитание потребности и умение на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье, закладывание основ гуманного отношения к людям.
Задачи: 1. Формирование представлений о себе как мыслящем существе; 2. Воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими.
Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере ребенок будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.
Содержание занятий психосексуального развития Дошкольников Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Кому принадлежит?» Тип: занятия – игра Форма: групповая
Задачи:
1. Представление детей о предметах туалета мальчиков и девочек, мужчин и женщин; 2. Развивать мышление, внимание, речь детей посредством дифференциации предметов и обогащения словаря; 3. Воспитывать разумное внимательное отношение к своей половой принадлежности.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Дорисуй фигуру» Тип: занятия Форма: групповая
Задачи:
1. Представление детей о формах, частях человеческого тела; 2. Развивать воображение, мышление, моторику рук; 3. Уточнить элементарные знания о внешних особенностях мужчины и женщины.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (экскурсия в художественный музей) Тема: «Мужчина и женщина в скульптуре » Тип: занятия - экскурсия Форма: индивидуальная
Задачи:
1. Знакомство детей с элементами античного искусства: статуя Афродиты Мелосской и Апоксиомена; 2. Развивать воображение, мышление, внимание посредством знакомства со скульптурами античного искусства; 3. Представление ребенка о человеческой фигуре, ее внешних особенностей и различие мужского и женского тела.
Приложение 1 Концептуальная модель программы полового воспитания и сексуального обучения подростков в ОУ
Приложение 2
Приложение 3
Заключение.
Изучив литературу по проблеме полового воспитания и психо-сексуального развития детей, можно сделать вывод, что они актуальны. Кто из родителей не хотел бы видеть в подрастающем сыне настоящего мужчину – опору и радость стареющим родителям? К числу природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Психолог В.Е. Каган говорил: «Выйти в общество человек может, лишь так или иначе обретя половую принадлежность, лишь так или иначе отнеся себя к женскому или мужскому полу». Половое воспитание является одной из наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начало настоящих мужчин и женщин. От ступени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Проанализировав существующие программы, можно сделать вывод, что делаются первые попытки по реализации задач полового воспитания, которые необходимо решать систематично, планомерно во взаимодействии с семьей и другими социальными институтами. Таким образом, педагогам и родителям необходимо помнить, что половое воспитание и сексуальное образование должно: - начинаться с детского возраста и продолжатся до взрослой жизни; - являться составной частью процесса воспитания и обучения; - проводиться для всех детей, подростков и взрослых, в том числе имеющих психологические, эмоциональные и физические трудности; - рассматривать вопросы морали, межличностных и сексуальных отношений, которые будут способствовать принятию осознанных решений; - способствовать повышению самоуважения, чувства моральной ответственности и формированию навыков по избежанию негативного сексуального опыта.
Литература. 1. О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М: «Академия», 1999. 2. В.В.Зеньковский. Психология детства. – М: «Академия», 1996. 3. История педагогики в России / сост.С.Ф.Егоров. - М: «Академия», 1999. 4. Л.В.Ковинько. Растим здоровых, умных и добрых. - М: «Академия», 1996. 5. С.А.Козлова. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М: «Академия», 1998. 6. Т.А.Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М: «Академия», 1999. 7. С.Макаренко. // Воспитание школьников – 2001.- №9. 8. В.Марков. Здоровый образ жизни. - М: «Академия», 2001. 9. Н.Ю.Масоликова. // Психологическая наука и образование – 2000.- №4. 10.А.Молль. Половая жизнь ребенка: пер. с нем./ под ред. Б.И.Бентовина. - М: « Образование», 1994. 11.Половое воспитание: пособие для студентов педагогических вузов небиолог. фак./ Д.Б.Колесов. - М: 1998. 12.Популярная психология для родителей / под.ред. А.А.Бодалева. - М: «Педагогика», 1998. 13.А.Санников. Вопросы полового просвящения в деятельности соц.работника и психолога // Вестник психосоциальной работы - 1999. - №4. 14.Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс / сост.Э.К.Суслова. – М: АПО, 1994. 15.В.Собкин // ОБЖ. – 1999. №8. 16.И.Соковня // ОБЖ. – 1999. №8. 17.Э.Я.Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребен а. - М: «Академия», 2001. 18.Б.В.Чумаков. Валеология: Учебное пособие для преподавателей и студентов сред.- спец. и высш. учеб. заведений. - М: Педагогическое общество России, 1999. 19.Краткий словарь семейного воспитания. 20.Психологический словарь. 21. Энциклопедия сексуальной жизни. – М.- Волгоград: Дом; Струг, 1992.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |