Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и роль религии.



2020-02-03 252 Обсуждений (0)
Функции и роль религии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммар ный результат, последствия выполнения ею функций.

Функции религии               

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, ком муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание , миросозер цание,  мирочувствование, мироотношение и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, о беспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов контроля, поощрений и наказаний.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении - объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуретранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.

Роли религии     

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. её роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.

1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, или объявляет противоречащими «закону», «Слову Божию».
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные нерелигиозные сферы жизни.

3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на правлений и конфессии. Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные , мировые религии , их направления и конфессии. Имеются замет ные отличия в морали, в нравственных отношениях. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.

4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че ловека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и ду ховной культуры — освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались .

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. В религиозных системах отражаются, во-пер вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.[3]

Религиозное сознание

 

     Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан ные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.

Отличительной чертой религиозного сознания является религиозная вера . Такая вера существует благодаря наличию особенности психологии человека. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

  Религиозная вера — это вера: а) в объективное существование су ществ, свойств, связей, превращений; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные авторитеты. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Религиозное сознание выступает в чувственных и мыслительных формах. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скульптуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начертаниям и т. д. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека.

В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Религиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного. В религиозном мифе, притче воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном повествовании. В определенных условиях в них развивались естественнонаучные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает экономические, политические, нравственные, художественные, философские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире, обществе, выражали объективные тенденции развития.

Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем — предметов культа, символических действий и пр. Религиозная лексика — это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким образом, существующим и для индивида. На ранних стадиях язык существовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном виде, складывались сакральные тексты.

Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а фрагментарный вид — разрозненные представления, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. Религиозное сознание на концептуальном уровне — концепту ализированное сознание — это специально разрабатываемая, систе матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами ; 2) осуществляемая в соот ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно - эко номические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции ; 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии.[4]

Понятие право.

Понятие права является центральным, базовым понятием всей юридической науки. Потому уже много веков представители отраслей многих наук, пытаются дать его определение. История правовой мысли — это поиск сущности этого явления, попытка постичь и объяснить его природу. В современной юридической науке нет единого понимания права. Рассмотрим несколько основных теорий (школ) о праве.[5]

Теологическая (религиозная) школа права

Представители этой школы — Иоанн Златоуст (345-407 гг.), Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.), Фома Аквинский (1225-1274 гг.), Марсилий Падуанский (1280-1343 гг.) утверждали, что право изначально выражает божественную волю, наверху пирамиды всего законодательства стоит божественный закон. По мнению христианских теологов, право имеет своей основой те божественные заповеди, которые дал Бог пророку Моисею на горе Синай. Будучи господствующим мировоззрением вплоть до средних веков, теологическая школа права и сегодня имеет немалое число сторонников, находит практическое воплощение в существующих религиозных правовых системах («мусульманское» право, «иудейское», «буддистское», «индуистское» и т. д.). Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.



2020-02-03 252 Обсуждений (0)
Функции и роль религии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и роль религии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)