Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.



2020-02-04 1223 Обсуждений (0)
Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Правило о непридании законам обратной силы не специфично для законодательства о налогообложении. Оно свойственно многим отраслям права. Смысл этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Упоминание в ст. 57 Конституции РФ о непридании законам о налогах обратной силы является проявлением особой значимости затронутой проблемы именно в области налогообложения.

Применительно к налогам и сборам это правило означает, что условия уплаты налогов (размеры, сроки, порядок и др.) должны быть известны субъектам предпринимательской деятельности заранее, т.е. до того, как они своими действиями приобрели обязанность по уплате налога.

Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания на это в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания на это в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы актами официального или иного толкования либо правоприме­нительной практикой.

Таким образом, конституционный запрет придавать закону обрат­ную силу не может быть обойден при помощи каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях чрезвычайного положения.

Конституционное требование о недопустимости придания обрат­ной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации и на акты органов местного самоуправления.

Закон может не только повышать обязательства налогоплательщиков, но и снижать их. Конституционный запрет придавать законам о налогах обратную силу распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщику, так и государственным органам, взимающим налоги.

В соответствии с указанными конституционными положениями НК РФ определил, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ развивает положения Конституции РФ. Если в ст. 57 Конституции РФ речь идет о непридании законам обратной силы только в отношении налогоплательщиков, то НК РФ распространяет гарантии и на остальных участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положения налогоплательщиков. В первом случае улучшающие законы всегда имеют обратную силу, а во втором – только тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Первый режим распространяется на акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей. Второй режим установлен в отношении актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок налогов и сборов, устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающих их положение.

В обобщенном виде действие актов налогового законодательства можно представить в виде схемы.[10]

 

Иным образом отягчают положение участников налого-вых отношений.

 

Действие актов налогового законодательства в пространстве. Акты налогового законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации. При этом к государственной территории РФ относятся суша, воды, недра и воздушное пространство.

Акты налогового законодательства субъектов и органов местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Действие актов налогового законодательства по кругу лиц. Акты выраженные в нормах налогового права предписания, закрепленные в актах налогового законодательства адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами налоговых правоотношений, регулируемых российским налоговым правом. При этом такими лицами могут выступать:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства;

4) российские организации;

5) иностранные организации.

При разрешении вопроса о действии акта налогового законодательства в отношении конкретного лица (группы) применяются так называемые принципы территориальности или резидентства.

Так, в соответствии с принципом территориальности, все указанные выше лица, имеющие объекты налогообложения на территории РФ, подпадают под сферу действия налогового законодательства Российской Федерации. Кроме того, действие налогового законодательства распростра­няется на суда, приписанные к российским портам, а также на посольства и консульства Российской Федерации в других странах.

В соответствии с принципом резидентства обязанность по уплате налога или сбора распространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации (даже если объект налогообложения возник за пределами территории РФ) и не резидентами РФ, но лишь в той части доходов, которые получены ими из источников, находящихся на территории Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Кроме того, необходимо отметить, что нормы о конкретном налоге или сборе распространяются на лиц (круг лиц), специально именованных в этом нормативном правовом акте в качестве налогоплательщиков. [11]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он тоже не лишён недостатков, но и проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен.

В данной курсовой работе я рассмотрела основные вопросы налогового законодательства, понятие, значение и структуру, а также порядок его вступления в силу и действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Также мною были сформулированы признаки, понятие, сущность, функции и виды налогов и сборов РФ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. http://consultant.ru.

2. http://nalog.ru.

3. http://garant.ru

4. Конституция РФ от 12.12.1993г. М., 1993г.

5. Налоговый кодекс РФ, ч.1 и 2 от 30.06.2006г. М.

6. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ по состоянию на март 2004г.

7. Гражданский кодекс РФ от30.11.1994г. №51-ФЗ по состоянию на 20 февраля 2006г.

8. Постановление КС РФ от 17.12.1996г. №20-П «По делу о проверке конституционных пунктов 2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой инспекции»».

9. Постановление КС РФ от 11.11.1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционной ст.11.1 Закона РФ от 01.04.1993г. «О государственной границе РФ»».

10. Пленум ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ» от 11.06.1999г. №41/9.

11. Пленум ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса РФ» от 28.02.2001г. №5.

12.  Письмо Минфина РФ «о вступлении в силу актов налогового законодательства» от 02.03.2005г. №03-02-07/6.

13.  Закон РСФСР «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2119-1.

14.  Брызгалин, А.В. «Теория налогов», М. 2002г.

15.  Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: 2006г.

16.  Крохина, Ю.А. «Налоговое право России». М.: 2003г.

17.  Кустова, М.В., Ногина, О.А., Шевелёва, И.А. «Налоговое право России». Общая часть. М.: 2001г.

18. Кучеров, Н.И. «Налоговое право России». М.: 2001г.

19. Парыгина, В.А., Тедеев А.А. «Налоговое право РФ». Р-н-Д: 2002г

20. Пепеляев, С.Г. «Налоговое право». М.: 2004г.

21. Соколов, А.А. «Теория налогов». М.: 2003г.

22. Химичева, Н.И. «Налоговое право». М.: 1997г.


[1]См.: Постановление конституционного суда РФ от 17.12.1996г. №20-П. « По делу о проверке конституционных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой инспекции»».

[2] См.: Парыгина, В.А, Тедеев, А.А. «Налоговое право РФ». 2002г. Р-н-Д.

[3] См.: Кучеров, И.И. «Налоговое право России». М.: 2001 г.

[4] См.: Кучеров, И.И. «Налоговое право России». М.: 2001 г.

[5] См.: Демин, А.В. «Налоговое право России» - Красноярск 2006г.

[6] См.: Демин, А.В. «Налоговое право России» - Красноярск 2006г.

[7] См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации.

[8] См.: Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П «По делу о проверке конституционной ст. 11.1 Закона РФ от 01.04.1993 «О государственной границе РФ»».

[9] См.: Демин, А.В. «Налоговое право России» - Красноярск 2006г.

[10] См.: Пепеляев, С.Г. «Налоговое право» М: 2004.

[11] См.: Парыгина, В.А. Тедеев, А.А. «Налоговое право РФ». 2002г. Р-н-Д.



2020-02-04 1223 Обсуждений (0)
Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)