Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проанализировав результаты социальной политики Уго Чавеса, можно обнаружить, что по мере реализации она встречается с некоторыми препятствиями. Например, меры для поддержки бедного населения страны проводятся в ущерб среднему слою населения, происходит пренебрежение его интересами, социальное положение людей ухудшается. Они, теряя былую уверенность в завтрашнем дне, стремятся эмигрировать. Так, в Майами уже образовался свой «маленький Каракас». Всего же в США, по некоторым оценкам, община выходцев из высших и средних слоев Венесуэлы составила около 300 тыс. человек. Это свыше одного процента численности населения страны[21].

Начались конфликты со средним классом, влиятельными предпринимательскими объединениями, лидерами профсоюзов, верхушкой католической церкви, средствами массовой информации, которые недовольны жестким, авторитарным стилем руководства и намерением поставить крупный бизнес под контроль правительства[22]. Поводом стало обнародование в конце 2001 г. 49 социально-экономических декретов, затрагивавших интересы различных групп и социальных слоев. В их числе законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве, прибрежных зонах, пенсиях и другие. Они были внедрены в жизнь без предварительной и квалифицированной экспертизы, что вошло в противоречие с провозглашенными принципами «демократии участия» и привело к появлению оппозиционного альянса предпринимателей и профсоюзов[23].

Тем не менее, отличительной чертой нового режима является появление новой элиты, так называемая «боливарианская буржуазия», представители которой заняли высокопоставленные должности в государственных структурах (PDVSA, Корпорация развития Гуайаны), в банках, медицинских страховых обществах и торговых сетях[24].

Одной из причины напряженности в обществе явилась деятельность «боливарианских дружин» - прямой канал связи народа и президента, созданный по инициативе Чавеса. Глава государства общался с дружинами напрямую, получая оттуда письма, направляя в их адрес финансовые ресурсы, иными словами, стремился держать руку на пульсе. Услугами этих дружин, оснащенных стрелковым оружием из армейских арсеналов, не раз пользовались официальные инстанции для разгона антиправительственных манифестаций, для устрашения оппозиционных органов печати.

В 2004 г. Уго Чавес утвердил институт военных резервистов, который насчитывает от 50 до 80 тыс. человек. По сути это - парамилитаристская структура, которая подчинена президенту. В одном из своих заявлений Чавес поставил задачу довести численность резервистов до одного млн. человек, которые должны «защищать революцию под лозунгом суверенитет или смерть». В апреле 2005 г. было создано Генеральное командование военного резерва и национальной мобилизации, которое возглавил армейский генерал X. Кинтеро и которое также находится в прямом подчинении президенту.

Другой проблемной зоной нового строя стала оппозиция режиму Чавеса, которая представляла собой раздираемый противоречиями конгломерат партий и движений от ультралевых до крайне правых. В апреле 2002 г. при поддержке части командования вооруженных сил была предпринята попытка свергнуть Чавеса; он был интернирован на 48 часов. Правые объявили о добровольном сложении полномочий президентом, заявили об отмене конституции, роспуске парламента и законодательных собраний штатов, о смещении губернаторов. Однако эти меры вызвали неприятие умеренных кругов, которые хотели ограничиться лишь устранением главы государства. Несмотря на неудачу, оппозиция продолжала ориентироваться на отстранение главы государства силовыми методами. В конце 2002 - начале 2003 гг. состоялась общенациональная «бессрочная забастовка», длившаяся 63 дня. Она охватила важнейшие сферы экономики, прежде всего нефтяную отрасль, банки, промышленные и торговые предприятия, медицинские учреждения, высшие и средние учебные заведения. Акция нанесла огромный урон экономике, ВВП сократился на 9 процентов, инфляция достигла 31 процента. Страна находилась на грани коллапса, который властям с трудом удалось преодолеть, прибегнув к чрезвычайным мерам[25].

Серьезным изъяном нового президентства стали массовые заявления о ликвидации коррупции, которые на деле оказались лишь словами. По данным международной организации Transparency International, Венесуэла остается в числе пяти наиболее коррумпированных стран региона и занимает 114-е место из 146 в мировом рейтинге[26].

Следующим препятствием, с которым столкнулся Уго Чавес, стал контроль над PDVSA (ранее «Petroleos de Venezuela»). Корпорация была образована в 1976 г. после национализации нефтяной промышленности и вскоре превратилась в «государство в государстве», самостоятельно решая вопросы нефтяной политики. Персонал этой корпорации занимал привилегированное положение в обществе, и одно правительство до Чавеса не могло полностью контролировать ее деятельность. Придя к власти, правительство Уго Чавеса уволило 15 тыс. служащих PDVSA и капитанов танкерного флота, установил жесткий контроль над предприятиями пищевых отраслей, отменил свободное хождение доллара, ввел фиксированный курс иностранной валюты по отношению к боливару. Эти меры привели к забастовкам, но к середине 2003 г. властям удалось взять ситуацию под свой контроль.

Позднее оппозиция создала Демократический координационный комитет (ДКК), и взяла курс на мирное разрешение конфликта через референдум о доверии президенту, предусмотренного Конституцией. За многомесячной подготовкой референдума наблюдала Организация американских государств и ее генеральный секретарь С. Гавирии. К декабрю 2003 г., оппозиция собрала свыше 3 млн. подписей, подлинность которых в течение месяца согласно закону проверял Национальный избирательный совет. Референдум состоялся 15 августа 2004 года. Президент заручился поддержкой 60 процентов электората (5,86 млн. человек). Проголосовало «против» 3,98 млн. человек[27].

Таким образом, победа на референдуме 2004 г. и на президентских выборах 3 декабря 2006 г. (63 процента голосов избирателей[28]) дает право Уго Чавесу оставаться на вершине власти до 2013 г. Между тем, принимая во внимание то, что около 40 процентов граждан недовольны существующим строем, можно спрогнозировать вероятность сохранения социально-политической напряженности.

Ключевым фактором всех конфликтов является и характер личности самого президента. Уго Чавес родился 28 июля 1954 г. в штате Баринас в крестьянской семье. Завершив среднее образование, он поступил в Военную академию, так как военная карьера была единственным способом решения экономических проблем бедного населения, и окончил ее в 1975 году. В 1992 г. в связи с попыткой переворота оказался в тюрьме, где просидел до марта 1994 г., выпущенный из тюрьмы без суда и следствия. Это обстоятельство позволило ему впоследствии баллотироваться на пост президента.

Президент Чавес – политик авторитарного типа. Он взял под контроль все ветви власти, по собственному усмотрению распоряжается государственными средствами: как выразился американский исследователь А.Коэн, государственная нефтяная корпорация, «по сути, превратилась в президентский кошелек»[29]. Одна многие его расходы противоречат ст.114 Конституции Венесуэлы, в которой написано, что «запрещаются расходы любого типа, не предусмотренные Законом о бюджете»[30].

Важной чертой личности Чавеса является умение «подстраиваться» под аудиторию. Его речь, как правило, проста и понятна народу, изобилует библейскими аллегориями, поэзией, что позволяет простому населению отождествиться с президентом, в то время как представители средних и высших слоев раздражены его высказываниями, которые могут содержать просторечные выражения и поговорки, порой граничащие с вульгаризмами.

Между тем, в начале 2008 г. Уго Чавес сделал ряд признаний, в которых говорил о готовности прислушаться к народу, отказаться от конфронтационного руководства и готовности к компромиссам: «Мы должны искать союзы со средними слоями, даже с буржуазией. Мы не должны придерживаться тезиса, будто они потерпели крах во всем мире, и по этой причине ликвидировать частную собственность»[31]. Затем в передаче «Алло, президент!», развивая свои идеи, он сказал: «Мы говорим добро пожаловать всем патриотическим и националистическим секторам. Не только тем, кто носит красные рубахи. Мы должны объявить войну сектантству и экстремизму тех, кто хочет быть святее Папы»[32]. Чавес также признал, что ставил перед своим правительством завышенные и практически невыполнимы задачи и подчеркивал: «Это было одной из моих ошибок. Я обязан притормозить процесс»[33].

В заключении, прогнозируя дальнейшее развития страны и решение возникающих с этим сложностей, можно сказать, что нынешнее положение Венесуэлы диктует Чавесу следующие альтернативы: или скорректировать направления политики, учитывая появившиеся ранее сложности в различных сферах общественной деятельности, или продолжать реализовывать политику жесткого контроля над жизнью общества. Вместе с тем, не стоит забывать, что Чавес, несмотря на впечатляющую карьеру, относительно молодой лидер, который путем политического маневрирования и дипломатии профессиональных политиков может добиться стабилизации положения в стране и разрешения всех противоречий.


Глава 2. Отношения России и Венесуэлы

 



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Противоречия новой социально-экономической модели и политической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)