Культура и просвещение
Важной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеа- лов Просвещения. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать пер- вый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Специальная прави- тельственная комиссия разработала программу создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных – в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было поло- жено начало женскому образованию в России. В 1764 году в Петербурге открылся Смоль- ный институт. Всего к началу XIX в. в стране насчитывалось 550 различных образователь- ных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пест- рым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, сол- дат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех же клас- сах обучались и малыши и 22-х летние мужчины. Прошедшие курс обучения умели чи- тать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли солдатские школы – общеоб- разовательные училища для солдатских детей. Солдатские дети составляли основную мас- су студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадле- жали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Се- верном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская). Второй тип школ – это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведе- ний, где обучалось более 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота. К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их нас-читывалось 66, в них обучалось 20 тыс. человек. Это также были сословные школы, пред- назначенные для детей духовенства. Небольшое количество, около 20, специальных школ (горные, медицинские, учительс- кие, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757г. Академия художеств и в 1773г.- Балетная школа, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них обучалось около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке спе- циалистов, в которых Россия особенно нуждалась. Примечательно, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению воз- лагалась на государство. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763г., и приказы об- щественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где боль- ным предлагались лекарства, которые назначал врач. По приказу Екатерины открывались психиатрические лечебницы. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за грани-цы и проводили обучение русских лекарей и хирургов, в тоже время основывались фабри-ки хирургических инструментов. Она собственным примером положила начало проведе-нию вакцинации, привив себе и своему сыну Павлу оспу, специально вызванным для это- го из Англии врачом Томасом Димсдеймом. Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783г. была основана особая Российская Академия для изучения языка и литературы. Академия наук в Петербурге стала в это время центром русской науки, ее авторитет вырос и на международной арене. Именно с ней связаны все выдающиеся научные откры- тия XVIII в. в России. Академия располагала хорошо оснащенными физическими и хими- ческими лабораториями, анатомическим театром, музеем, типографией, мастерскими, ар- хивом, библиотекой, публиковала периодические научные издания. За 1768-1774гг. Ака- демия провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов «Древней Российской Вивлиофики»; активно публиковались источники по рус-ской истории (Н.И. Новиковым). Были напечатаны: первое издание сочинений Ломоно-сова и шеститомный «Словарь Российской Академии», содержащий объяснения 43 тыс. слов русского языка. Также в Академии были организованны общедоступные курсы по основным отраслям наук. В это время значительно возросло число русских ученных, сре-ди них выдающиеся натуралисты И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский, астроном С.Я. Ра-зумовский, минеролог В.М. Севергин, видные историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. Благодаря деятельности видного русского ученого М.В. Ломоносова в русскую науку пришли: Барсов, Забелин, Софронов, Котельников, Десницкий и другие. Изобретательство и техника были представлены выдающимися механиками-самоучками И.И. Ползуновым, И.П. Кулибиным, К.Д. Фроловым. Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ре- месленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов. В это время получа- ют развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоус- тюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия. Русские мастера выдвинулись и в архитектуре. В 1760г. в России утвердился архитек- турный стиль - классицизм. Распространение классицизма связано с активизацией госу-дарственной градостроительной политики. Основывались новые города, оживлялось строительство в старых. Регулярные планы и проекты образцовых домов рассылались из Петербурга по всей территории страны. Крупнейшими представителями в архитектуре XVIII в. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Скульптура также достигла наивысшего расцвета. Развивались все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, станковые произведения. В то время получили извест- ность такие скульпторы как М.И. Козловский, Э. Фальконе, Ф.Г. Гордеев, Ф.Ф. Щедрин, Ф.Ф. Шубин. Во второй половине XVIII в. получили развитие все жанры литературы: поэзия, драма- тургия, проза. Литераторы работали в русле классицизма, сентиментализма, романтизма, в конце века появились зачатки реалистического метода. Видными писателями екатери- нинского времени были поэт Державин и сатирик Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Ради-щев. Известностью пользовался поэт и драматург Александр Сумароков. Вольтер называл его «Славой своего отечества». Пожалуй, единственная из российских монархов Екатерина II вполне профессионально владела пером и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изыс- каниях. Ни один другой русский государь не оставил потомкам такого огромного пись- менного наследия, как Екатерина II. В 1767г. императрица перевела со своими помошни- ками осужденную во Франции по цензурным соображениям книгу Мармонтеля «Велиза- рий» и после этого стала активно поощрять переводы иностранной художественной лите- ратуры, научных и философских трудов. Екатерина II, начавшая выпускать журнал «Вся- кая всячина», призвала литераторов подхватить ее начинание. В январе 1783г. императри- ца подписала указ о позволении заводить «вольные» типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. С января 1783г. по сентябрь 1796г. в обеих столицах открылось по 13 типографий, и еще 11 были открыты в провинции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. К концу 80-х годов уже существовало 15 государственных библиотек, росло число частных книж-ных собраний. Ф. Волков создал первый в России публичный театр в Ярославе, переведенный впос- ледствии в Петербург. Позже возникли театры на Марсовом Поле, Петровский и другие. В это же время возникали крепостные театры в усадьбах как столичной, так и про-винциальной знати. Наиболее известным был театр Шереметевых в Останкине, князя Юсупова в Архангельском. Театр в XVIII в. заложил основы русской драматургии. В Рос-сии были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, начинает развиваться балет. Уже первые годы пребывания у власти Екатерина стала скупать за границей целые кол- лекции: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), кол- лекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее двор- цы и города. Ее агенты по всей Европе выискивали предметы искусства. Среди известных приобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых живописцев. Екатериной II был основан Эрми- таж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Примеру императри- цы следовали ее приближенные. В это время складывается много частных коллекций жи- вописи и крупных библиотек, в том числе известные собрания Шереметевых, Голицыных, Безбордко, Строгановых, Воронцовых и других. Поощряется и русская национальная школа живописи. С конца 1760-х годов, проводятся первые художественные выставки, аукционы картин, расцветают таланты А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, В.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.П. Лосенко. Заключение Годы правления Екатерины II (1762-1796г.) действительно признаны «Золотым веком Екатерины». Она по праву считается одной из ярчайших личностей российской истории. Многие историки считают ее лицемерной, указывая на несоответствие идей «просвещен-ного абсолютизма» и крепостнической действительностью России XVIII века. Я не вижу противоречий между ее идеалами и поступками. По моему мнению, объяснение этого зак- лючается в том, что для России того времени ее идеи были слишком прогрессивны, и их быстрое воплощение привело бы к неизбежному перевороту. Императрица сумела сохранить за собой власть и в тоже время осуществить важней- шие государственные реформы. «Екатерина II, - писал Карамзин, - была истиною преем- ницею величия Петрова и второю образовательницею России. Главное дело сей незабвен- ной монархини, состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей». В это время была преобразована почти вся внутренняя структура империи, возросла мощь русской армии и флота под руководством «орлов Екатерины» - Потемкина, Румян- цева, Суворова, Кутузова, Ушакова, Орлова. В результате успешных войн были присоеде- нены Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, половина Речи Посполитой с Белорусией и Западной Украиной. В царствование Екатерины Великой расцвели русская культура, просвещение и наука, открылись новые учебные и учебно-воспитательные учреждения, академии, библиотеки и типографии. Из записки руководителя Коллегии иностранных дел А.А. Безбородко от 1781г. следует, что за 19 лет царствования «стало 50 устроенных на новый лад» губерний, построено 144 города, заключено 30 конвенций и трактатов, одержано 78 побед в войнах, издано 88 «замечательных указов законодатель-ных и учредительных» и 123 указа «для всенародного облегчения». К этому нужно приба-вить, что по подсчетам В.О. Ключевского, Екатерина «отвоевала у Польши и Турции зем-ли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей империи с 19 млн. в 1762г. возросло к 1796г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790г. считал в своем соста- ве 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., то есть увеличилась более чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс., успехи внешней торговли бал- тийской – в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатери-ною и созданной, - с 390 тыс. в 1776г. до 1 900 тыс. руб. в 1796г., рост внутреннего оборо- та обозначился выпуском монеты за 34 года царствования на 148 млн. руб., тогда как за 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн.». Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины, направленными на поощрение со- циальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России, и при Екатерине Россия вошла в число не только наиболее могущест-венных и развитых, но также «цивилизованных» стран мира. Литература 1. Ключевской В.О. Исторические портреты., М., 1990 2. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая., М.: Панорама, 1991 3. Брикнер А. История Екатерины Второй., М,: Современник, 1991 4. Рахматулин М. (доктор истор. наук) Императрица Екатерина II 5. Международная Конференция «Екатерина Великая» 1996 а. Каменский А.Б. Еще раз о Екатерине II и крепостничестве б. Комиссаренко А.И. Деятельность комиссии по подготовке секуляризации церковного землевладения
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |