Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система согласованного обучения.  Технологические аспекты внедрения.



2020-02-03 278 Обсуждений (0)
Система согласованного обучения.  Технологические аспекты внедрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Комаров Б.А.,

научн. рук. гимназии № 271 (РГПУ им.А.И.Герцена)

Спиридонова Л.Е.,

директор гимназии № 271 СПб, Заслуженный учитель России,

председатель совета ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,

Стацунова В.М.,

зам. директора по ОЭР гимназии № 271, Заслуженный учитель РФ

 

 

В современных условиях возникает объективная необходимость взаимодополнительности специальных знаний в рамках единой картины мира. Реализация этой концепции применительно к образовательному процессу порождает необходимость выхода на метауровень образовательных систем и адекватных им технологий, обеспечивающих интеграцию учебных дисциплин на процессуальной основе, а также перенос умений когнитивного характера из одной сферы в другую.

Не противопоставляя содержание методу, следует подчеркнуть необходимость смещения акцентов в образовательном процессе на процессуальную область, ибо традиционные попытки реализации межпредметных связей на содержательном уровне в силу их многомерности и многоаспектности данную проблему разрешают весьма условно. Реализация межпредметных связей на методологическом уровне, на процессуальной основе, создает условия для целенаправленной подготовки учащихся к восприятию различных учебных дисциплин как единого целого, которое познается на основе единого механизма познавательного процесса. При этом необходимо отметить мысль о невозможности познания окружающего мира в рамках одной науки, а применительно к образовательному процессу, в рамках одной учебной дисциплины. Тем самым подчеркивается объективная необходимость и важность всех наук, всех учебных дисциплин в получении качественного, фундаментального образования.

Понимание целостности процесса познания и человеческого знания о мире обуславливает введение интегративного компонента в состав каждого предмета на операциональном и содержательном уровнях. Данный процесс носит объективный характер, ибо в методологии отдельных наук можно выделить во многом сходную область познавательного процесса. Такими компонентами на операциональном уровне являются обобщенные приемы умственной деятельности и методы научного познания, а на содержательном – универсальный словарь науки и ключевые, символические, знаковые категории культуры. Иначе говоря, создаются объективные условия для представления познавательного процесса как универсального, общего для всех наук, для всех учебных дисциплин.

Таким образом, возникает объективная необходимость своеобразного привнесения в каждую учебную дисциплину указанных интегративных компонентов. Такое «привнесение» носит весьма условный характер, ибо оно не связано с изменением учебных программ и планов, а требует акцентирования внимания на процессе получения и обработки информации. Данные действия в рамках образовательного учреждения должны осуществляться в той или иной степени на различных учебных дисциплинах. В идеале – на всех. В связи с универсальностью отмеченных компонентов даже в условиях частнопредметной локализации на различных учебных дисциплинах будет присутствовать единый механизм познавательного процесса, что положительно скажется на его формировании.

Обсуждаемые интегративные компоненты носят универсальный, надпредметный характер и, несмотря на свою многомерность, не столь «многочисленны» как содержательные межпредметные взаимодействия. Это также создает дополнительные благоприятные условия для их формирования. Таким образом, мы приходим к необходимости определенной согласованности в деятельности преподавателей, реализующих различные учебные программы, а в дальнейшем к согласованности деятельности всех субъектов образовательного процесса применительно к целенаправленному формированию основ процесса познания, к развитию умственных способностей учащихся, ибо формирование структур обобщенного характера с последующим обучением конкретизации применительно к выбранной предметной области оказывает существенное влияние на развитие интеллекта как способности эффективно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, как способности рационального познания. В рамках указанного подхода построена так называемая «система согласованного обучения» (ССО), которая предполагает смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую [1]. Основной целью ССО является развитие учащихся на основе целенаправленного формирования основ универсальных познавательных механизмов.

       Представим графическую модель образовательного процесса на основе сформулированных положений об универсальности рассматриваемых познавательных механизмов (см. схему 1). (Более подробную информацию о теоретических основах ССО, содержании и особенностях реализации см., в частности, в (1,2)).

Таким образом, создается единая, мобильная структура учебно-познавательной деятельности, способная адекватно и оперативно реагировать на субъективные и объективные требования участников образовательного процесса. Понятие «требований» трактуется весьма широко – это и возрастные особенности, и подготовленность учащихся, и актуальные цели образовательного процесса и т. д. В состав «требований» могут также входить и реализуемые программы, и возможности материально-технической базы ОУ, и квалификация учителя, т. е. практически все аспекты образовательного процесса.

Современная картина мира рассматривается не столько с позиции современных знаний об окружающей действительности, сколько с позиции возможного познания их. Единство же картины во многом обеспечивает всемерная демонстрация на практике единства механизмов познавательной деятельности, реализуемых через образовательный процесс.

 

 

Схема 1. Вариант системы согласованного обучения
с включением комплекса контрольно-обучающих методик.

 

 


           

Данный вариант ССО возможно рассматривать как наиболее приемлемый для образовательных учреждений повышенного уровня (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением ряда предметов), предполагающих весьма серьезную базовую подготовку учащихся. Хотя и не исключается использование рассматриваемого варианта в общеобразовательных учреждениях, для которых разработаны свои варианты ССО: «поликомпонентное образование» и «школа интегрированного обучения»[1]. Это связано, прежде всего, с созданием условий для привнесения в содержание учебных дисциплин более сложного, содержательного материала методологического характера и, как следствие, возможного расширения информационной базы изучаемой дисциплины. Помимо методов научного познания, обобщенных приемов умственной деятельности, традиционно и не без основания считающихся основным методологическим звеном познавательного процесса, в данном случае как инструмент познания активно используются знаковые категории культуры и составляющие универсального словаря науки, что в значительной степени расширяет возможности познания окружающей действительности. Таким образом, знаковые, символические категории культуры и универсальный словарь науки будут рассматриваться как составляющие инструментария познавательного процесса. Тем самым весьма существенно расширяется методологическая составляющая познавательного процесса, она становится значительно более многомерной, многоаспектной, что позволяет рассматривать ее как более мобильную, приспособленную к организации процесса познания с использованием различных уровней обобщения получаемых знаний.

Таким образом, технологическая и содержательная компоненты данного варианта ССО не противопоставляются друг другу, а являются взаимодополнительными. При этом акцент в обеих частях представленной структуры сделан на методологические аспекты познавательного процесса.

Данный подход сформирован таким образом, что процесс построения и возможного последующего его внедрения в образовательный процесс может осуществляться различными путями, с различных отправных позиций, в условиях различной материально-технической базы, различными силами, т. е. он носит весьма мобильный характер и может «подстраиваться» под конкретное образовательное учреждение с учетом его специфических особенностей.

       Рассмотренный подход к образовательному процессу отличается от традиционного, и отличие его наблюдается не только и не столько по содержанию, сколько по методологическим основам организации процесса познания, процесса обучения. Смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую позволяет в значительной степени снизить трудозатраты субъектов образовательного процесса: для преподавателей – по созданию условий обучения, по созданию для родителей ситуации сопричастности к образовательному процессу их детей; для учащихся – по усвоению предлагаемых учебных материалов, по формированию устойчивого побудительного мотива к всемерному познанию окружающего мира. Снижение трудозатрат со стороны учащихся позволяет во многом разрешить проблему их перегрузки. По крайней мере, тенденция к снижению заболеваемости в образовательных учреждениях, реализующих идеи ССО, весьма и весьма существенна, что постоянно подчеркивается медицинскими службами сопровождения и родителями.

       Возрастает психологическая устойчивость детей. На фоне юношеского максимализма они становятся более терпимы к мнению окружающих. Целенаправленно формируемая способность к аналитическим действиям позволяет значительно быстрее обрабатывать получаемую информацию, находить недостающую и делать соответствующие выводы более содержательного характера.

Создание условий для целенаправленного формирования универсальных познавательных механизмов позволяет в значительной степени приостановить процесс деструктуризации знаний, вызванный увеличением числа изучаемых учебных дисциплин, вводимых в образовательный процесс без должной методологической и методической связи с другими учебными предметами.

       При общей оценке любой образовательной системы важнейшими показателями являются ее продуктивность и жизнеспособность, что убедительно доказано использованием системы согласованного обучения в течение многих лет в образовательных учреждениях различного уровня.

Однако эффективность функционирования любой образовательной системы, какой бы привлекательный характер она не имела с точки зрения теории, во многом зависит от механизмов ее внедрения и адаптации.

Весьма существенным звеном в работе по внедрению новых педагогических идей может являться учебно-методический центр. Учебно-методический центр – это организационная форма проведения научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, методической, информационной, издательской деятельности, осуществляемой силами педагогического коллектива образовательного учреждения и привлекаемыми специалистами с целью привнесения в образовательный процесс учреждения новых прогрессивных педагогических идей, адаптации их к образовательному процессу и последующей экстраполяции на другие образовательные учреждения через организацию постдипломного образования педагогических кадров.

В гимназии № 271 Санкт-Петербурга работа по созданию УМЦ проходила в течение ряда лет в несколько этапов. Основой построения УМЦ явилась система повышения квалификации педагогических кадров разработанная и сформированная в рамках гимназии. Необходимо отметить, что данный вид деятельности охватывал весь педагогический коллектив, включая и молодых специалистов и педагогов высшей квалификационной категории. Были разработаны специальные программы для различных групп педагогов. Данные программы включали самые разнообразные проблемы современного образовательного процесса: инновационные технологии, современный учебник, работа с информацией, информатизация и т.д. При этом предлагаемые для обсуждения вопросы, рассматриваются в контексте актуальных проблем гимназии, на конкретном материале. В качестве организационных форм проведения занятий для учителей использовались лекции, семинары, уроки-лаборатории, индивидуальные консультации, моделирование уроков, внутригимназические педагогические конференции, а также весьма четко была выстроена работа по включению учителей в различные конкурсы, привлечение их к участию в конференциях, «круглых столах» и т.д. Необходимо отметить такой, весьма эффективный, вид работы с учителями как «уроки-лаборатории». Это не «открытые» уроки, которые весьма популярны и решают задачи обмена опытом либо демонстрируют высокий уровень педагогического мастерства. Урок-лаборатория – это структурная составляющая единого образовательного процесса, в который включен учитель, где на практике рассматриваются теоретические положения, изложенные на лекциях и обсужденные на семинарах и консультациях. Таким образом выстраивалась система «внутригимназического» посдипломного образования, разрабатывалось методическое обеспечение.

Разработанная на базе учреждения система повышения квалификации педагогических кадров по реализации инновационной педагогической идеи, создала возможность для формирования УМЦ, функционирующего согласно положения о нем (3). Ниже приведена структурно-логическая схема построения учебно-методического центра на базе образовательного учреждения (схема 2). Приведенная схема достаточно абстрактна и может быть использована для формирования УМЦ различной тематики.

В работе УМЦ используется педагогический коллектив ОУ, прошедший целенаправленную подготовку по внедряемому опыту работы в различные учреждения района и города.

Сроки, тематика и место проведения занятий доводятся до сведения обучающихся через традиционные формы оповещения. В рамках УМЦ разработаны программы для различных сроков обучения учителей и руководителей ОУ.

Схема 2 .

Построение учебно-методического центра.

 


   

 

Рассматривая внедрение ССО в работу ОУ как своеобразную модель последующего распространения идей указанной системы, были сформированы несколько основных направлений деятельности ОУ, его администрации и педагогического коллектива.

- презентационное. В соответствии с данным направлением ставилась задача по представлению педагогическому коллективу системы согласованного обучения, ее целей, основных вариантов и форм реализации,

- образовательное. Данное направление предполагало построение комплекса методических мероприятий, способствовавших обучению педагогических кадров в соответствии с общими идеями и требованиями ССО. Были сформированы и внедрены в практику работы с учителями учебные планы, программы повышения квалификации педагогических кадров в рамках ОУ,

- издательское. В контексте создания методического обеспечения учебных планов и программ были построены и изданы методические пособия, методические материалы и разработки для учителей.

По мере отработки модели внедрения ССО в рамках сформулированных направлений, была разработана и успешно внедрена концепция учебно-методического центра (УМЦ) района по повышению квалификации педагогических кадров под условным названием «Интеллект и образование». Первый выпуск годичных курсов осуществлен в мае 2003 года. В рамках УМЦ разработаны программы для различных сроков обучения учителей и руководителей ОУ.

В дальнейшем был сформирован механизм возможной экстраполяции полученных результатов на другие образовательные учреждения. С этой целью программа работы ОУ в рамках ССО стала рассматриваться как подпрограмма развития образовательной системы Красносельского района СПб.

За период с 2003 г. на базе УМЦ гимназии № 271 прошли обучение учителя русского языка и литературы, математики, истории, физики, начальных классов, классные руководители и т.д.. Выстроен комплекс обучающих презентационных семинаров для руководителей ОУ различного ранга.

Результаты деятельности УМЦ сформулируем в общем виде:

повышение уровня квалификации педагогических кадров образовательных учреждений посредством совместной учебно-методической деятельности;

развитие интеллекта учащихся посредством внедрения модели образовательного процесса, базирующегося на активной реализации межпредметных связей на методологическом уровне;

создание условий для формирования личности субъектов образовательного процесса, адаптированной к различным сферам человеческой деятельности и к динамике социальных и культурных изменений;

формирование механизма внедрения данной модели в образовательные учреждения различного уровня;

снижение трудозатрат субъектов образовательного процесса при освоении содержания образования, регламентируемого государственным стандартом; вследствие внедрения разработанной в рамках ССО модели;

переориентация традиционных установок образовательного процесса с освоения знаний на овладение инструментарием познавательного процесса, обеспечивающим эффективное применение знаний и развитие мотивационной среды образовательного процесса,

- переориентация субъектов ОП со знаниевой на компетентностную модель обучения.

В процессе деятельности УМЦ были разработаны положение, планы, программы и комплексное методическое обеспечение функционирования учебно-методического центра (3).

       Постоянное повышение уровня профессиональной компетенции связанное с существенным расширением методологических знаний в рамках системы согласованного обучения весьма положительно сказывается на становлении личности педагога, на создании условий для самоутверждения. Участие преподавателей гимназии в работе УМЦ позволяет им осознать свою востребованность не только в рамках своего ОУ, но и педагогической общественностью района, города и т.д. Уверенность в своих силах, подкрепленная высоким показателями успешности учащихся позволяет учителям позиционировать себя на более высоком профессиональном уровня. Для выявления общих тенденций влияния ССО и работы в УМЦ на становление личности педагога, данный процесс представляет определенный интерес.

                   Следует подчеркнуть, что внедрение в ОП системы согласованного обучения оказывает существенное влияние на управление образовательным учреждением. Изменения в образовательном менталитете субъектов образовательного процесса вызывает необходимость соответствующих изменений в работе всех служб сопровождения, побуждает руководство ОУ создавать условия для реализации познавательных потенциалов учащихся и учителей.

Таким образом, предполагается повышение уровня профессиональной компетентности руководителей ОУ в области управления ОУ в контексте инновационной, опытно-экспериментальной работы и построения многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге ведется активная работа по формированию сети ресурсных центров. Для гимназии № 271 процесс включения в данный вид деятельности особых затруднений не вызвал, ибо работа в рамках УМЦ явилась для сотрудников гимназии своеобразным прообразом работы в статусе городского ресурсного центра. Эффективная работа городского ресурсного центра должна осуществляться в рамках единой, теоретически обоснованной программы, что и реализовано в гимназии № 271, в условиях внедрения системы согласованного обучения.

Постдипломное образование на основе УМЦ и ГРЦ позволяет повысить эффективность методической работы, положительно сказывается на управлении кадрами и формирует мотивационную основу для их последующего профессионального роста.



2020-02-03 278 Обсуждений (0)
Система согласованного обучения.  Технологические аспекты внедрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система согласованного обучения.  Технологические аспекты внедрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)