Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия главы российского государства.



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Полномочия главы российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Президент РФ обладает широкими полномочиями в раз­личных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадле­жат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способ­ствуя решению вопросов во взаимодействии на основе прин­ципа разделения властей.

Полномо­чия Президента могут быть разбиты на следующие основ­ные группы.

Президент и Федеральное Собрание. Конституция проводит четкое различие полномочий Президента и парламента, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Фе­дерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, на­значение выборов этих трех органов государственной влас­ти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать вза­имозависимости.

Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его под­писания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или от­клонен или вступает в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с еже­годными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием. Президент назначает референдум в порядке, установ­ленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении общероссийских ­референдумов не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Каждодневное сотрудничество Президента РФ с пала­тами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.

Президент и Правительство. Эти отношения основыва­ются на безусловном приоритете президентской власти. Пре­зидент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государ­ственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного от­клонения представленной кандидатуры он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности замес­тителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров. Он имеет право (и часто им пользуется) председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставля­ет сомнений в его руководящем положении в исполнитель­ной власти.

Президента имеет право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное поло­жение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Предсе­дателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе.

Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Консти­туции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Пре­зидента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах.

Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий фе­деральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации».

Важное значение имеет право Президента приостанав­ливать действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. При определенных условиях Президент вправе отрешать от долж­ности высшее должностное лицо, добиваться через Феде­ральное Собрание роспуска законодательного собрания субъекта РФ. Он также обладает правом отре­шения от должности глав муниципальных образований и вне­сения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске органа местного самоуправления.

Президент и судебная власть. В соответствии с принци­пами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной вла­сти. Так, только Президенту предоставлено право выдви­жения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Пре­зидента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы на рушением принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно связано и право Прези­дента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предла­гает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

Военные полномочия. В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Bepxoвным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверж­дает военную доктрину РФ, назначает и освобождает выс­шее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктри­на является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-по­литические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.

Положение Верховного Главнокомандующего позволя­ет Президенту отдавать любые приказы Министерству обо­роны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой мо­мент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Организация воинских формирований в Российской Фе­дерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не впра­ве создавать собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в от­дельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует ут­верждения Совета Федерации.

Полномочия в сфере внешней политики. Как глава го­сударства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Прези­дент ведет переговоры и подписывает международные дого­воры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального зако­на), принимает верительные и отзывные грамоты аккреди­туемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипло­матических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и выс­шие специальные звания.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Право на амнистию принадлежит Государ­ственной Думе.

Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Пре­зидента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения. Они не называются в Конституции подзаконными актами: но таковыми яв­ляются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обя­зательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписа­ния.



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Полномочия главы российского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия главы российского государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)