Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Торговля и денежное обращение



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Торговля и денежное обращение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в своей основе натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее, Киевская Русь уже имела определенные уже сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались кладбища. В каменных подвалах церквей купцы нередко хранили в целях безопасности свои товары, различные торговые документы и грамоты, и за это церковь имела свой доход. В Новгороде клирики Софийского собора хранили эталоны гирь. Таким образом, церковь отчасти выполняла функции стандартизации и банков по хранению сокровищ.

Купцы – гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI–XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра. По договорам с Византией князей Олега Старого и Игоря русским купцам предоставлялись некоторые права экстерриториальности, то есть независимости от местных византийских властей.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян существовал достаточно давно, задолго до образования Киевского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги стали называть "скот", а княжеская казна стала называться "скотница". В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег использовался мех ценных зверей, в частности куницы. Отсюда произошло название денежной единицы – куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги. В период татаро-монгольского ига за денежными знаками закрепилось искаженное тюркское название "деньга" от "таньга".

Из-за отсутствия своей добычи и производства металла в Киевской Руси чеканка денег практически не производилась, а во внешней торговле использовались в основном арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна денежная единица гривна – слиток серебра весом 1 фунт. Гривну при необходимости рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делился на две части – две полтины, которые, в свою очередь, делились на четвертаки. В названиях мелких денежных единиц долгое время сохранялись отголоски так называемых "меховых денег": резна, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки, и другие.

Свою монету пытался чеканить князь Владимир Святославович. "Золотая монета князя Владимира была повторением арабского динара м получила название золотника, то есть попросту золотого (сравни польский "злотый"). Русская гривна соответствовала 96 золотникам. Она была одновременно и весовой и монетной единицей (1 гривна = 1 фунту). При чеканке серебряной монеты князь Владимир также шел за арабами, чеканя из гривны 144 серебряника". Гривна легла в основу древнерусской денежно – весовой системы. "Самой ранней гривной являлась скандинавская марка в 196,47 г. серебра или 1/20 римского фунта золота… Именно в этих гривнах первоначально, в IX–X веках были разверстаны древнейшие пени "Русской Правды". При этом 1 гривна равнялась 51, 16 г. золота.

Следует отметить, что в "Русской Правде" имеется много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте документа встречаются такие понятия, как "одолжение по дружбе", "отдача денег в рост", "процент", "кредит", "барыш" (прибыль). Также этим же документом определялся порядок взыскания долгов, различались несостоятельность должника (банкротство) злостная и в результате несчастного случая, и так далее.

Князья с целью сохранения общественного спокойствия пытались регулировать кредитную (ростовщическую) деятельность. В "Уставе о резах" Великий князь Владимир Мономах приказал понизить долговые проценты до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством.

 

Внешняя торговля

 

Киевские князья на протяжении IX–X веков проводили активную завоевательную политику, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств раннесредневековой Европы. Объединив под своей властью огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы (к примеру, трехкратная месть княгини Ольги древлянам), стараясь при этом организовать и административно-хозяйственное управление на этих землях.

Став мощным политическим "игроком", Киевская Русь активно развивала внешнюю торговлю. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме известного пути "из варяг в греки", купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Борьбой за дельту Дуная и возможностью поставить под контроль Киевских князей европейскую торговлю с Византией через Болгарию были вызваны завоевательные походы князя Святослава в 70-х годах Х века.

Также русское купечество плавало по Балтийскому, Азовскому, Каспийскому, Черному и Средиземным морям. Приезжали на Русь и иностранные купцы, которые оставили исторически ценные заметки о повседневной жизни славян. Арабы из Каспийского моря поднимались до Булгарии, крайней северной точкой своей торговли, где вступали в торговые отношения с новогородцами. В столице Хазарии – Итиле также торговали русские купца? Приходившие туда по Волге.

Крупнейшими центрами международной торговли были города Киев и Новгород. Особая роль здесь принадлежит Новгороду, который вполне можно назвать первым "окном в Европу" для всей Киевской Руси. Собственно на внешней торговле была построена вся экономическая жизнь Новгорода. Город находится в зоне рискованного земледелия и поэтому главным видом деятельности была внешняя торговля по Балтийскому морю. Зерно, которое не способно произрастать в Новгородских землях, исторически ввозилось из Владимирского ополья через Новый Торг (современный город Торжок Тверской области). Подобная зависимость Новгорода от привозного хлеба станет одним из ключевых факторов сперва тверских, а потом и московских князей в борьбе с Новгородской вольницей. В случае необходимости перекрывались торговые пути по подвозке хлеба и Новгород был вынужден принимать навязываемые ему условия.

Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и другие. Следует отметить, что металлы в России в этот период времени практически не добывались (добыча болотных руд была крайне мала) и все металлы ввозились из Европы. Импорт составлял металлы, товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, пряности, драгоценности, вина, драгоценные камни.

Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия – на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

 

 

Значение христианства

 

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства государственной религией – Крещение Руси. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течении ста лет, в то врем как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальное изменение и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключает многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия.

Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках, которые сопровождались заключением политических и экономических договоров. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры Руси.

После принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников – феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, принимала вотчины и живущих в них смердов по завещаниям, и так далее.

Вокруг монастырей могли возникать города и ярмарки, способствовавшие развитию ремесла и торгового обмена товарами, производимых в разных местностях.

 



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Торговля и денежное обращение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Торговля и денежное обращение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)