Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательных организациях



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Образовательных организациях 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по оформлению зимних участков в дошкольных

образовательных организациях

Данный материал представляет собой рекомендации для педагогов по оборудованию и оформлению участков ДОУ в зимний период. В нём представлены основные элементы оснащения, оформления территории дошкольного учреждения, основные требования к организации прогулки, безопасности.

Требования СанПиН к организации прогулки

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в  дошкольных организациях) определено,   что ежедневная продолжительность      прогулки  детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с.

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно- оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.

Требования к оснащению территории детского сада:

1. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;

2. ямы на территории должны быть засыпаны;

3. ворота детского сада должны быть закрыты на засов;

4. выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать сезонному периоду. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном   года   и       возрастом      детей;

5. должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных и т.д.);

6. при обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в помещение.

При организации прогулок, следует:

1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями (дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды), не допускать:

- обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка;

- намокание детской одежды, обуви;

2. Следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева (во время одевания)

3.Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода:

- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках, от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

- падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя (необходимо обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания);

- травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;

- травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;

- травмы и ушибы при скольжении по ледяной дорожке; при организации труда дошкольников; во время игр со спортивными элементами; во время игр на мокрой и скользкой площадке; при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами).

Требования безопасности во время прогулки:

1. Необходимо ежедневно перед выходом детей на прогулку осматривать территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией: все оборудование на участке в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих

болтов), малые игровые формы, физкультурные пособия и др. отвечают возрасту детей и требованиям СанПиН;

2. Обеспечить наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:

- обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках;

- следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

- не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату;

- следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки;

- немедленно завести детей в помещение в случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки;

- следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. При необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи, организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи;

- в процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами;

- при выборе игр учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Требования безопасности в ситуациях во время прогулки:

1. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо:

- обеспечить безопасность детей;

- убедиться в отсутствии опасной ситуации;

- сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае;

- сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.

2 . Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей.

Требования безопасности по окончании прогулки

1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка.

3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

Запрещается:

- Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Виды прогулок в детском саду

1. По месту проведения:

- На территории участка детского сада;

- за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

- традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие (малоподвижные) игры и т.д.;

- тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

- целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);

- экскурсия (как правило, музейная): 1 раз в месяц, начиная со средней группы;

- поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах (в том числе – лыжные).

На прогулке осуществляются все виды детской деятельности:

-спортивные упражнения ("Катание на санках (ледянках, снегоходах)”, "Скольжение ” (Скольжение по ледяным дорожкам), "Ходьба на лыжах”);

-игры-эстафеты на лыжах, санках;

-игры с элементами спорта;

- игры со снежками;

-подвижные игры, в том числе сюжетные подвижные игры;

-забавы, аттракционы;

-народные игры;

- театрализованные , хороводные игры;

- кормление птиц;

- ремонт снежных построек;

-уборка.

- игры на развитие памяти, внимания;

- изготовление цветных льдинок, шаров;

- наблюдения в природе;

- опытно-экспериментальная.

- рисование на снегу;

- лепка из снега;

- конструирование из снежных пластов;

- чтение художественных произведений;

- рассказы педагога;

- загадывание загадок о зиме, зимних явлениях и т.д. и т.п.

Формы организации двигательной активности:

- активный отдых: день (неделя) здоровья, малая зимняя Олимпиада, спортивный праздник, спортивный совместный праздник со школьниками, с воспитанниками других детских садов, с родителями; праздники и развлечения, физкультурные досуги;тематические дни (например, «День сказки»); туристические прогулки (дошкольный туризм) и экскурсии; лыжные прогулки; походы.

- подвижные игры, подвижные игры чувашского народа (народов мира), малоподвижные игры и др.

- физические упражнения на улице;

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия на улице;

- самостоятельная двигательная деятельность и др.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно- образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Участок является своеобразной «визитной карточкой» детского сада. Он должен быть максимально расчищен от снега, оформлен эстетично, в едином стиле. Его устройство должно создавать радостное настроение у воспитанников и положительно эмоциональную атмосферу в ДОУ.

Красивые и удобные участки – радость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдение за природой, планируется заранее.

Постройки из снега не только стимулируют активное участие детей в творческих, ролевых, и подвижных играх, но и позволяют детям упражняться во всех видах основных движений (упражнениях на равновесие, прыжках, метании, лазании, и.т.д.), способствуют увеличению двигательной активности малышей на свежем воздухе в зимнее время, укреплению здоровья детей, улучшению их психического состояния, снижению количества респираторных заболеваний. Сооружение построек – это создание условий, обеспечивающих реализацию содержания и требований образовательной программы дошкольного образования.

При проектировании зимних участков проявляется неиссякаемое творчество, трудолюбие, заинтересованность педагогов и родителей. Сооружение снежных композиций – увлекательное занятие, прежде всего для детей. Они переносятся в сказочный мир фантазий и приключений, забав и развлечений.

Большую радость доставляют детям расположенные на территории ДОУ ледяные горки для катания, горки для вбегания, барьеры для перешагивания, оборудование для метания (вертикальные и горизонтальные мишени, стенка-мишень), оборудование для ходьбы на равновесие (вал), лыжня, ледовые дорожки (функциональные) и др. При сооружении этих построек необходимо учитывать их рациональное размещение, а также обеспечить доступ к имеющемуся спортивному оборудованию.

Особое внимание уделяется оборудованию спортивной площадки. Наиболее удобный размер площадки 24х15м, но, в зависимости от характеристик территории детского сада, может изменяться от 31х18м до 18х9м. В зимнее время вся площадка должна быть расчищена от снега, на её территорию наносится разметка с помощью контрастной краски. Обычно разметка производится следующим образом: в одном метре от краёв площадки наносят прямые линии, они отделяют беговую дорожку; поперечная линия делит площадку на две половины; на расстоянии 0,5м от неё справа и слева проводят две параллельные линии; в центре площадки рисуют два концентрических круга, диаметром 5 и 6 метров. Такая разметка удобна для проведения большинства игр и упражнений.

Для дошкольников старшего возраста зимой утрамбовывается площадка размером 10×10м для игры в хоккей. Площадка обносится валом высотой 50см. Используются ворота хоккейные высотой 100см, длиной 150см, глубиной 80см с сеткой, клюшки хоккейные (деревянные) длиной 60-70см, массой 50г. Шайба может быть пластмассовой (масса 50г), резиновой (масса 50-70г), высотой 2- 2,5см, диаметром 5-6см.

После того, как толщина снега достигает 10см, можно начинать обучение детей ходьбе на лыжах. Для ходьбы на лыжах по беговой дорожке и территории дошкольного учреждения (кольцевая дорожка вдоль границы участка) прокладывается лыжня (младший и средний возраст, 30-40 м., 100-150м старший дошкольный возраст). Желательно проложить 2 параллельные лыжни, что позволит проводить со старшими дошкольниками эстафеты. Сначала трассу выравнивают, затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры (пластмассовые цветные игрушки).

С детьми старшей и подготовительной групп можно проводить лыжные прогулки длительностью 1,5—2 ч.

Большое удовольствие доставляет детям спуск на лыжах с небольших горок, которые можно построить, используя естественный рельеф местности.

На спортивной площадке или по краю её (если позволяет место) можно разместить постройки, из которых можно устраивать полосу препятствий. При этом необходимо учитывать определённые требования к их устройству. Обычно оборудуют снежные валы для упражнения в равновесии и перелезании (высота – 30 см, длина 3 м.), горку для вбегания (высота - 25 см, длина - 1м), препятствие для пролезания (высота над уровнем площадки – 80 см, длина – 1м, диаметр верхнего бруса – 20-50см), грибок для чехарды (высота – 40см, диаметр опорной поверхности – 20см), мишени для метания (высота 110-120см), башни для влезания (высота 2,5м). Эти же постройки можно разместить на территории групповых площадок.

Постройки из снега должны использоваться ежедневно. Можно включать забавные упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости приходил» ( следы на снегу),

«Попади в цель» (на снежной стенке изображают цветной круг диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат.

Много удовольствия приносит детям катание с ледяной горки. При этом дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения. Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6м. Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком.

Технология устройства ледяной горки проста и доступна:

- во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);

- снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом;

- в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку;

- после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см);

- поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины;

- в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.

Сказочный        вид      участку       детского        сада      придают малые архитектурные формы, постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т.п.

Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей.

Снежные постройки можно украшатьразличными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам.

Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала. Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников.

Большое значение для создания эмоционально положительного настроения детей имеет оформление входа на территорию детского сада. Детям нравится, когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы.

Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества выносного материала. Например:

- лопатки для снега, ведёрки, формочки;

- ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», флажки;

- клюшки;

- мешочки, мячи для метания;

- материал для игр со снегом;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» и др.;

- атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др.;

- материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.);

- набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа, снегомер ;

- ящики для перевозки снега;

- большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок;

-игрушки из бросового материала;

- палочки для рисования на снегу;

- вожжи;

- кегли, маски для сюжетно-ролевых игр;

- лыжи, ледянки и др.

На территории дошкольного учреждения в зимнее время можно оборудовать экологическую тропу, на станциях которой («Метеоплощадка», «Уголок леса», «Эко-дом» и др.) дети будут получать новые знания о жизни животных зимой, здесь же можно организовать наблюдения за изменениями в природе, поэкспериментировать, разместить декоративные кормушки для птиц.

При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, нужно спилить нижние ветки на деревьях, обвязать лентами ветки кустов, обеспечить безопасность металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и заледенить), дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы должны быть очищены от снега, льда и сосулек. Особое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок

Снежные постройки:

· фигуры для закрепления навыков равновесия.

· фигуры для перешагивания.

· фигуры для упражнений в метании.

· фигуры для подлезания.

· горки для скатывания и др.

 

Размеры снежных построек

В центре зимнего участка делается ровная утрамбованная площадка для организации подвижных игр и игровых упражнений: в младшей и средней группах 60 -70кв.м., в старших группах 80 - 100кв.м.

Постройки из снега некрупные, могут быть оформлены тематически. Постройки предназначены для подлезания, метания, перешагивания, хранения выносного оборудования, сюжетные. Могут быть многофункциональными.

Оформление построек может нести познавательную направленность: номер на машине – закрепление цифр, светофор – правила дорожного движения, декоративные узоры – закрепление знаний о народных промыслах, разноцветные геометрические фигуры украшений – для закрепления знаний по математике и цвета и т.п.

На участке должна просматриваться экологическая направленность: кормушки для птиц, клумбы зимних цветов и т.п.

Горки должны быть построены своевременно и быть действенными. Выполненные постройки должны отвечать технике безопасности.

 

№ п\ п Снежные постройки* Параметр 2 – 3 года 3 – 4 года

4 – 5

Лет

5 – 6 лет 6 – 7 лет

1.

Горка

Высота (см) 70-80 80-90

100-120

см.

140 150
Высота барьера 9см) 15-18 10-15

10-15

10-15 10-15
Длина ската 3 м. 3 м.

4,5 м.

5 м. 5 м
Ширина ската внизу 1,5 м. 1,5 м.

1,5 м.

1,5 м. 1,5 м.
Наклон 20° – 30° 20° – 30°

20° – 30°

20° – 30° 20° – 30°
Площадка (н е скользкая) 120*120 150*150 (можно120*12 0)

150*150

(можно120*12 0)

150*150 (можно120*12 0) 150*150 (можно120*12 0)

лесенка для подъема на гору со ступеньками (справа от ската- нескользкая)

Высота ступенек (см) 10 10

12

14. 14
Ширина ступенек (см) 25 25

25

25 25

2.

Снежный вал(для

упражнений в ходьбе, беге, спрыгивании,

перешагивании,

перелезании, упражнений в равновесии)

 

2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Образовательных организациях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательных организациях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)