Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование в Миякинском районе



2020-02-04 383 Обсуждений (0)
Образование в Миякинском районе 0.00 из 5.00 0 оценок




В дореволюционный период большое влияние на развитие просвещения оказывала религия. В 1-м стане Белебеевского уезда Уфимской губернии, к которой в основном относилась современная территория Миякинского района, функционировали 35 мечетей. Известно, что при каждой мечети были открыты мектебы (начальная школа), а в некоторых из них и медресе (школа повышенного типа). Преподавание и обучение являлось одной из главных задач мечетей, их двери всегда были открыты для всех желающих. Выдающийся башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла был одним из тех, кто получил начальное образование в мектебе родной деревни Туксанбаево, затем он учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Аняс, был шакирдом медресе д. Стерлибашево. М.Акмулла внес большой вклад в процесс преобразований мусульманских школ, в развитие образования, распространение знаний и учения не только среди башкирского, но и других народов. Он выступал за изменение системы образования и призывал молодежь к изучению как богословских, так и светских предметов. В одном из своих стихотворений он вдгавнЯ «Ты можешь тонкостей намаза (молитвы) не знать, но знания ты должен пожинать»

В 1899-1900 гг. начали открывать земские школы в татарских и башкирских деревнях Анясево, Киргиз-Мияки и др. В школе д. Анясево учительствовал грамотный и старательный учитель Бадретдин, в Киргиз-Мияках - Гариф Гумер (впоследствии известный башкирский писатель).

В медресе д. Миякитамак, которое в 1911 г. было преобразовано в министерскую школу, учителями работали Шарафутдин и Фатима Нагаевы, Гиниятулла Нигматуллович Терегулов. Впоследствии он стал доктором медицинских наук, профессором. Сегодня Миякитамакская школа носит его имя.

К началу XX столетия в Киргиз-Миякинской и других волостях Белебеевского уезда просвещение становилось относительно доступным для населения. В 1912 - 1913 учебном году, кроме традиционных мусульманских школ (мектебе и медресе) функционировали 5 министерских начальных училищ в деревнях Анясево, Киргиз-Мияки, Никифарово, Уршакбашкарамалы, Уязыбашево, 14 земских училищ в таких населенных пунктах, как Верхне-Днепровск, Ново-Даниловка, Ерлыково-Покровск, Зильдярово, Зирикли-Каран, Качеганово, Михайловка, Богдановка, Миякитамак, Омельники, Петропавловка, Туяшево, Федоровка, Уршакбашкарамалы, и 4 школы духовного ведомства (миссионерские) среди чувашей: в Кожай-Семеновке, Ново-Карамалах - женское и мужское, в Уязыбашево - женское. Все перечисленные начальные училища были одноклассными с 3-4-летним учебным курсом. В училищах преподавались «Закон божий», церковно­славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика. Одноклассные училища составляли I ступень начального образования, а II ступень начального образования составляли двухклассные училища, которые располагались в селах Ново-Карамалы (чувашское) и Ново-Константиновка. В них обучение продолжалось 5-6 лет и, помимо предметов одноклассных школ, изучались основы геометрии, черчения, истории, географии, давались сведения по естествознанию.

В 1920-е годы сложившаяся система образования была полностью изменена. Все школы стали светскими и переданы в ведение Наркомпроса, в том числе и мусульманские школы, содержавшиеся на средства миякинцев - сельских общин. Светские школы были отделены от мечети и церкви, преобразованы в единые трудовые школы с разделением на 2 ступени: 1-я ступень - с пятилетним курсом (дети от 8 до 13 лет), 2-я ступень с четырехлетним курсом обучения (от 13 до 17 лет). В д. Киргиз-Мияки русско-татарская четырехлетняя школа в декабре 1922 г. была реорганизована в трудовую школу 2-й ступени. В 1923-1924 учебном году в двух классах школы обучалось 42 ученика. В 1925-1926 учебном году трудовая школа была реорганизована в школу крестьянской молодежи (ШКМ). Директора школ Ф.А.Андреев, Г.Мирсаидов, учителя Ф.А.Разумов, А.С.Калева, П.И.Тихонов, Ф.Г.Ежков и другие стремились давать учащимся глубокие и всесторонние знания, одновременно они были организаторами культурно-массовой, политической работы, распространяли агротехнические и зоотехнические знания.

В целом становление народного образования в довоенные годы включало решение двух проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого населения и обеспечение обязательного начального обучения детей школьного возраста. В год образования Миякинского района, то есть к началу 1930-1931 учебного года, с большими трудностями удалось организовать 159 комплектов (классов), башкирских - 20, татарских - 81, русских - 50, чувашских - 5, прочих - 3. Всего в школах района обучалось 7332 ученика. Учителей, имеющих специальное образование, было 68 человек. Одним из них был Султанов Х. (Хасан С.), первый кавалер ордена Ленина в районе. В д.Киргиз-Мияки и Зильдярово действовали школы колхозной молодежи (ШКМ) с 330 учащимися. Открылись 48 пунктов ликвидации неграмотности (ликпункты), которые посещали 1400 неграмотных детей и взрослых. Вместе с тем, по сообщению газеты «Башкортостан» (21 декабря 1931 г.), в районе все еще оставалось 10 475 неграмотных, из них 2730 детей школьного возраста. Для охвата их учебой требовалось создать еще 65 комплектов (классов).

Несмотря на все трудности, к концу 1930-х годов в культурной жизни миякинцев появились положительные сдвиги. Летом 1936 года в Миякинском районе правительственная комиссия проводила проверку социально­культурного строительства в районе, в результате которого районному отделу народного образования было адресовано 27 предложений по улучшению темпов культурного строительства. Сразу же после проверки правительственной комиссии на заседании Миякинского райисполкома был заслушан доклад зав. роно Т. Кальметьева «О развертывании школьной сети по району на 1936 - 1937 учебный год». Было принято решение о развертывании начальных комплектов (I-IV классы) в следующих школах: Николаевская, Мало- Каркалинская, Миякитамакская, Ишлинская, Уршаковская, Менеузтамакская, Сатыевская, Зильдяровская, Миякинская (для рабочих и служащих, русская). Всего учащихся I-IV классов в них было 1083.

В 1937-1938 учебном году тенденция к увеличению развертывания начальных комплектов в школах продолжается. К ранее перечисленным школам прибавляются другие: 2-я Н.-Михайловская, Исламгуловская, Шатмантамакская, Уршакбашкарамалинская, Вознесенская, Смородиновская, Пугачевская, Зидгановская, Ильчигуловская, Ак-Яровская, Кожай-Семеновская, Мало-Кармалинская, Качкиновская, Нарыстауская, Карановская, Тамьян-Таймасовская, Крык-Наратовская, Ореховская, Миякинская русская, Николаевская, Сатыевская НСШ, К-Васильевская.

На 15 сентября 1939 г. в районе действовали 106 школ, из них 84 - начальных, 17 - неполных средних и 5 - средних. Число учащихся достигло 10 435, из них 7 292 - в I-IV классах, 2 291 - в V-VII классах, 237 - в VIII-X классах. В школах работали уже 326 учителей. Имелось 2 детских сада на 49 мест. Грамотность населения повысилась до 89%, но задача ликвидации неграмотности пока еще не была решена - на 1 января 1938 г. в районе было 130 неграмотных и 367 малограмотных.

В годы Великой Отечественной войны условия работы школ района были крайне тяжелыми. Все учителя-мужчины призывного возраста ушли на фронт. Число учащихся в школах резко сократилось. Старшеклассники по достижению призывного возраста по повестке из военкомата, а чаще и добровольно уходили на фронт буквально со школьной скамьи. Так, в январе 1942 г., в самый разгар учебного года, из Киргиз-Миякинской средней школы ушли на фронт Валеев Рафаил, Гафаров Рахимзян, Валиев Тимергали, Гумеров Магафур, Гумеров Гайнан, Гилязов Минивали, Аминев Зуфар. Многие старшеклассники были вынуждены оставить учебу из-за введения платы за обучение в старших классах (150 руб. в год).

В годы войны произошли изменения в жизни школы, в содержании и формах учебно-воспитательного процесса. Большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, изучению истории и военного дела. Учащиеся старших классов должны были выработать практические навыки в стрельбе, топографии, противовоздушной и противохимической обороне, в оказании первой помощи раненым. Девушки готовились стать сандружинниками, радистками, телефонистками. Учащиеся 7-10 классов обучались сельскохозяйственным работам, осваивали профессии трактористов и комбайнеров. Школьники и учителя активно вносили свой вклад в дело победы над врагом. Так, летом 1943 г. на колхозных полях Миякинского района работали 223 учителя и 3280 учеников. Они ухаживали за посевами, убирали урожай, работали на животноводческих фермах. За лето они выработали 18 629 трудодней. Во всех школах пионеры и школьники создавали тимуровские команды, которые шефствовали над семьями фронтовиков, участвовали в сборе металлического лома, лекарственных трав и плодов, теплых вещей, подарков для воинов, денег на строительство танковых колонн и боевых самолетов. Все учащиеся и учителя района жили и трудились под девизом «Все для фронта, все для Победы!».

Многие учителя, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, навечно остались на поле боя. После тяжелых ранений вернулись в свои родные деревни и много сил и энергии отдали воспитанию детей Ш.А.Сатыев, С.З.Ахметов, М.И.Сираев, З.Б.Сираева, А.И.Галимуллин, Х.С.Манапов, Р.А.Габитова и другие.

К концу 1940-х годов в области народного образования была решена задача всеобщего обязательного начального образования и с 1949-1950 учебного года началось введение обязательного неполного среднего (семилетнего) образования. К 1962/­63 учебному году в районе в основном было введено всеобщее восьмилетнее обучение, что явилось значительным достижением. На повестку дня встал вопрос о всеобщем среднем образовании.

Руководство района и хозяйств уделяли большое внимание вопросам строительства и ремонта школ, укрепления учебно-­материальной базы. В 1960-1980 гг. школы района получили в свое распоряжение самые разнообразные технические средства обучения: киноаппараты, телевизоры, магнитофоны, лингафонное оборудование и т.д. Учителя на уроках начали использовать учебные фильмы, фонохрестоматии, грампластинки, диафильмы, слайды и другую обучающую технику. Были приняты меры к переходу школ в кабинетную систему обучения и дальнейшему ее совершенствованию. Итак, в развитии народного образования имелись достаточно ощутимые успехи, но были и значительные трудности. В 1960-1980-е годы значительно сократилось количество школ. Если к началу 1957-1958 учебного года в районе было 98 школ, то к концу 80-х годов осталось 58, что было связано с укрупнением восьмилетних и средних, а также с закрытием (упразднением) малокомплектных начальных школ. Обеспечение школ специалистами высокой квалификации в 1970-1980 гг., укрепление учебно-материальной базы способствовали расширению задачи по завершению перехода к всеобщему среднему образованию молодежи.

 



2020-02-04 383 Обсуждений (0)
Образование в Миякинском районе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование в Миякинском районе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)