Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 29  Понятия и признаки правового государства.



2020-02-04 216 Обсуждений (0)
Вопрос 29  Понятия и признаки правового государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовое государство отличают не только господство права и законов (нормативный право­вой аспект), но и определенная форма организации системы государ­ственных органов, характер их взаимосвязей, способы формирования и т.

и. (организационный аспект).

Правовое государство — это организация политической власти, ко­торая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и сво­бод человека и гражданина, а также с помощью законов не допускает злоупотребления со стороны самого государства (см. интеллектуаль­ную карту 18-01).

Чем отличается правовое государство от неправового? Какие при­знаки и черты отличают его? По этому вопросу существуют много­численные подходы. Например, Итоговый документ Копенгагенско­го совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. содержит следующие принципы правового государства', предста­вительная форма правления, независимый суд, верховенство консти­туционных и обычных законов. Эти и другие принципы названы в ка­честве необходимых признаков правового государства.

Среди признаков правового государства следует особо выделить верховенство закона, в соответствии с которым ни государственные и общественные учреждения, ни должностные или частные лица не ос­вобождаются от обязанности подчиняться закону. Формирование и развитие правового государства в любой стране предполагает уста­новление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, не­посредственного воздействия на общественные отношения.

Между тем, как свидетельствуют факты, во многих государствах закон, будучи формально главенствующим, на практике «растворяет­ся» в системе разного рода подзаконных актов. Советский период ис­тории нашего государства может служить ярким тому примером.

Согпасно научным источникам в СССР с 1936 по 1988 г. высши­ми органами государственной власти было принято всего 79 зако­нов, но в то же время действовали десятки тысяч разного рода по­становлений, решений и распоряжений, принятых Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР, исполнительно­распорядительными и иными государственными органами. Так, только в 1988 г. Совет Министров СССР принял около 1,6 тыс. по­становлений и 2 тыс. распоряжений. Ситуация в современной Рос-

сии и в большинстве других союзных республик, ныне независи­мых государств, во многом напоминает нормотворческую практику прежнего СССР, где подзаконные акты имели подавляющее пре­обладание в системе нормативных правовых актов.

Таким образом, в России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, необходимо изменить удель­ный вес нормативных правовых актов в пользу законов, иначе призы­вы к созданию правового государства неизбежно останутся нереали­зованными. При этом, разумеется, речь не идет о том, должны или нет существовать подзаконные акты наряду с законами: их существо­вание неизбежно и необходимо. Речь идет прежде всего о следующем: развивая и детализируя положения законов, подзаконные акты не должны искажать суть и содержание законов.

Важными признаками правового государства являются гарантиро­ванность прав и свобод граждан, а также закрепление принципа взаим­ной ответственности гражданина и государства.

В правовом государ­стве провозглашение прав и свобод человека и гражданина подкреп­лено созданием фактических условий и юридических механизмов для их реализации (формирование действенных институтов гражданского общества; эффективная работа государственных учреждений; жизне­способный рыночный уклад, обеспечивающий достойный уровень жизни людей; наличие правовых механизмов восстановления нару­шенных прав и свобод, обеспечения безопасности личности, ее иму­щества, собственности и т. д.). Принципиальное значение имеет кон­ституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Так, по Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина соглас­но общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (п. 10 ст. 17). Кон­ституция провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 19).

иностранцев соблюдения законов страны; может (и должно) устанав­ливать меры принуждения за нарушение правовых норм, при приме­нении которых исключается административный произвол;

при привлечении гражданина к ответственности государство должно всесторонне учитывать обстоятельства дела и строго индиви­дуализировать ответственность;

личность имеет право требовать от государства обеспечения реа­лизации своих прав и может обращаться за помощью для их защиты или восстановления;

в случае несоблюдения прав или невыполнения обязанностей лю­бой из сторон другая сторона имеет реальную возможность привлечь к ответственности нарушителя.

Правовой характер взаимоотношений личности и государства за­ключается в следующем:

государство и личность должны выступать не противниками, а партнерами, имеющими взаимные права и обязанности, нести обо­юдную юридическую ответственность;

в государстве должен быть юридически определен порядок дея­тельности и поведения гражданина и властных структур; деятельность государственных органов должна строго подчиняться принципу «раз­решено то, что прямо предусмотрено законом» или «запрещено все, что не дозволено», а деятельность граждан — принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;

должны быть законодательно закреплены и социально приняты начала политической и экономической основы общества: суверени­тет народа, разделение властей, многообразие форм собственности ит. д.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Суть данного принципа заключается в том, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власть. За­конодательная власть должна принадлежать парламенту, исполни­тельная — правительству, судебная — суду. Наличие особого механиз­ма сдержек и противовесов должно не допустить сосредоточения вла­сти в руках одного лица или группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними социальными группами лю­дей во вред другим.

Идеи теории разделения властей, известные с древности и по­лучившие значительное развитие в период Нового времени, ока-

зали огромное воздействие на умы людей, их политическое миро­воззрение.

Они были отражены, например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собра­нием Франции. В этом документе провозглашалось: «Любое об­щество, в котором не обеспечено пользование правами и не про­ведено разделение властей, не имеет конституции» (п. 16).

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законо­дательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Таким образом, в Российской Федерации совокупность законода­тельных, исполнительных и судебных органов должна находиться друг с другом в состоянии гармоничного уравновешивания своих полномочий.

В нашей стране с момента начала политики перестройки в 1985 г. в сфере теории государства и права произошла значительная смена по­литических и научных ориентиров. Теория разделения властей, кото­рая до этого отрицалась, получила признание юридического сообще­ства и конституционное закрепление. Однако в практической полити­ко-правовой жизни, касающейся правового государства и разделения властей, еще сохраняется множество проблем, свидетельствующих о непростом движении российского общества и государства по пути не декларированной, а реальной демократии. Важнейшее значение име­ет поддержание в обществе режима демократии, законности и консти­туционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредото­чения ее в одних или нескольких руках.

Кроме названных, есть другие принципы (признаки) и черты, ха­рактеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового. Они многочисленны и весьма разнообразны. На­ряду с представлением о сущности правового государства, его целью и назначением они определяют условия его формирования и функциони­рования. Что же представляют собой эти условия или предпосылки? Выделим несколько основных групп условий (предпосылок) право­вой государственности:

правовые', высокий уровень политического и правового сознания людей; исключение насилия и произвола над личностью; справедли­вость правосудия; приоритет прав и свобод личности; прочный пра­вопорядок в обществе; демократия и законность; гибкий баланс меж­ду государственным, народным и национальным суверенитетом; при­менение принуждения только в крайних случаях и исключительно на основе права;

нравственные-, прочные основы в обществе начал гуманизма, спра­ведливости, равноправия и свободы.

Среди существенных условий и предпосылок успешного форми­рования и функционирования правового государства следует особо выделить наличие в стране гражданского общества. В настоящее вре­мя гражданское общество рассматривается не только как гарант по­следовательного и непрерывного развития современной цивилиза­ции, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

 



2020-02-04 216 Обсуждений (0)
Вопрос 29  Понятия и признаки правового государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 29  Понятия и признаки правового государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)