Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дипломатическое право как отрасль международного публичного права



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Дипломатическое право как отрасль международного публичного права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Дипломатическое право охватывает совокупность норм международного права, которые регламентируют организацию, задачи, полномочия и статус государственных органов, ведающих вопросами внешней политики, и которые устанавливают обязанности субъектов международного права.

Дипломатическое право определяется как отрасль публичного международного права, предметом которого являются нормы и практика, регламентирующие внешние сношения государств и других субъектов международного права.

Предметом дипломатического права являются различные сферы дипломатической деятельности, которую осуществляют государственные органы внешних сношений (министерство иностранных дел, постоянные и временные дипломатические миссии), а также определенные сферы деятельности международных организаций и дипломатических конференций.

К субъектам дипломатического права относятся суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности; международные организации. В качестве субъектов дипломатического права выступают также государствоподобные образования, имеющие свои характерные особенности.

Согласно положениям Конвенции Монтевидео 1933 г., государства могут считаться субъектами международного права только при соблюдении следующих условий:

а)постоянное население;

б)определенная территория;

в)правительство;

г) правоспособность входить в отношения с другими государствами.

Нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, могут быть причислены к субъектам международного права в случае, когда они:

а)создали собственные властные органы;

б)осуществляют функции публичной власти;

в)контролируют определенную территорию;

г)получили международное признание.

Примером такого рода может служить Организация Освобождения Палестины, получившая международное признание и поддерживающая дипломатические отношения со многими государствами.

В качестве противоположного примера можно привести остров Тайвань, государственное образование, не признанное мировым сообществом (независимо от «признания» Вашингтоном), которое не пользуется в полной мере статусом субъекта международного права.

Также не имеют статуса субъекта международного права самопровозглашенные республики бывшего СССР и бывшей Югославии: «приднестровская молдавская республика», «абхазская республика», «крымская республика», «албанская республика Косово».

Межправительственные международные организации признаются субъектами международного права, на основании чего могут направлять дипломатические миссии, которые будут существовать как при международных организациях, так и в государствах, не входящих в число членов этой организации. Например, Европейский Союз имеет дипломатические миссии в Токио и Вашингтоне на основе соглашений с правительствами Японии и США, в которых определены тип, ранг, функции и статус этих миссий.

Под квалификацию государствоподобных образований в качестве субъектов дипломатического права подпадают Папское государство (Святейший престол, или Ватикан), Международный Комитет Красного Креста и Мальтийский Орден), обладающие характерными особенностями в отношении направляемых ими миссий.

Папское государство (Ватикан)15 возникло в средние века и просуществовало до 1870 г., когда было поглощено Королевством Италия. В 1929 г. на основании Латеранского договора Папское государство вновь обрело независимость, что было подтверждено Конкордатом с Италией, заключенным в 1984 г. Суверенитет Папского государства распространяется на территорию 0,43 км2. Глава Папского государства, папа римский, одновременно является духовным главой Католической церкви. Папское государство является участником Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и действует как полноправный субъект международных отношений, направляя постоянные и временные дипломатические миссии как в отдельные страны, так и при международных организациях. Посланцы Папского государства, папские нунции и интернунции, легаты и апостольские делегаты представляют в одно и то же время и государство и Католическую Церковь. Папское государство активно участвует в международных конференциях и выполняет дипломатические миссии в интересах мира.

Международный Комитет Красного Креста" не является ни международной организацией, ни государством. Был основан в 1863 г. как международный комитет по оказанию помощи раненым. На момент создания Комитета в него входило 15-20 швейцарцев и он представлял собой юридическое лицо, подчиняющееся внутренним законам Швейцарии.

Международный Комитет Красного Креста содействовал развитию гуманитарного права и организовал в 1864 г. международную конференцию, на которой была подписана Конвенция об уходе за ранеными солдатами воюющих армий.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. предоставили Международному Комитету Красного Креста международный статус и право направлять делегатов. Согласно статусу, полученному на основании этих Конвенций, делегаты Комитета, которые являются гражданами Швейцарии, имеют право на владение дипломатическими паспортами, пользуются иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью, свободой передвижений.

Начиная с 1960 г. Комитет заключил почти 20 договоров с разными странами с целью обеспечения особого статуса для своих представителей. В договорах, подписанных между Комитетом и рядом стран, сделаны ссылки на дипломатический статус, определенный Венской конвенцией 1961 г. На сегодняшний день Международный Комитет Красного Креста имеет почти 350 представителей в 45 государствах.

Мальтийский Орден", который еще носит названия «Госпитальеры» или «Иоанниты», не имеет отношения к государству Мальта и был основан в Иерусалиме в 1099 г. во времена крестовых походов. В средние века он имел статус княжества в составе Священной Римской империи Германской нации, что позволяло ему самостоятельно устанавливать дипломатические отношения.

В период между 1309 и 1522 гг. Орден распространял суверенитет на остров Родос. С 1523 г. обосновался на Мальте и действовал до 1798 г., когда остров был захвачен Наполеоном.

В 1836 г. Святейший престол предоставил Мальтийскому Ордену экстерриториальный статус, на основании чего

Орден возобновил практику установления дипломатических отношений с другими государствами. В настоящее время Мальтийский Орден имеет дипломатические отношения с 41 государством.

Источники дипломатического права классифицируются как прямые источники или основные, формальные источники и материальные.

Международный договор является важным источником дипломатического права. Международные договоры подразделяются на двусторонние, которые служат источниками международного права в определенных ситуациях, и многосторонние договоры, определяющие обширные области сотрудничества между государствами.

Двусторонние договоры служат источниками дипломатического права в следующих ситуациях: установление дипломатических отношений между государствами, открытие учреждение постоянных дипломатических миссий, совместное определения класса, которое должно быть присвоено главе дипломатической миссии, определение численности персонала дипломатической миссии.

В многосторонних договорах определяются широкие области межгосударственного сотрудничества путем кодификации существующих обычаев и создания новых юридических норм.

Первой международной конвенцией, регламентирующей аспекты дипломатической деятельности, был Венский регламент 1815 г. о дипчоматических агентах. 28 февраля 1928 г. на международной панамериканской конференции в Гаване 14 латиноамериканскими странами была подписана Конвенция о дипломатических агентах. 18 апреля 1961 г. на Конференции в Вене была принята Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. На сегодняшний день в Конвенции участвуют 150 государств. Республика Молдова присоединилась к упомянутой Конвенции в 1993 г. В 1963 г. была принята Венская конвенция о консульских сношениях. В настоящее время 117 стран являются участниками этой конвенции, в том числе с I993 г. Республика Молдова. 10 декабря 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о специальных миссиях, в которой в настоящее время участвуют 29 стран.

декабря 1973 г. Генеральной Ассамблей ООН утверждена Конвенция о предотвращении преступчений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатов, известная под названием «Нью-Йоркская конвенция 1973 г.». Она вступила в силу в 1977 г, и в настоящее время в ней участвуют 70 государств.

В течение достаточно длительного периода был принят целый ряд международных конвенций, регламентирующих деятельность международных организаций и в особенности касающихся привилегий и иммунитетов этих организаций. Так, 13 февраля 1946 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций22. Республика Молдова присоединилась к этой конвенции в 1995 г. Отметим факт, что США, на территории которых находится штаб-квартира ООН, не присоединилась к вышеуказанной конвенции.

ноября 1947 г. была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН, в которой в основном предусматривались те же иммунитеты и привилегии, что и в отношении ООН. Франция не присоединилась к этой конвенции, несмотря на то, что на ее территории, в Париже, находится штаб-квартира ЮНЕСКО, одного из специализированных учреждений ООН. В феврале-марте i 975 г. в Вене состоялась международная конференция, на которой была предпринята попытка принять Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Однако Конвенция не вступила в силу. Ключевой проблемой, помешавшей ратификации и принятию данной Конвенции многими государствами, в том числе и странами, на территории которых расположены штаб-квартиры международных организаций, явилась несогласованность позиций при выработке единых подходов по вопросу о придании постоянным миссиям и делегациям статуса, равного посольскому и, соответственно, дипломатическому.

Международный обычай, который определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», продолжает оставаться одним из источников дипломатического права и регламентирует дипломатические отношения между государствами в следующих областях: а) сферы, не регламентированные многосторонними конвенциями; б) отношения между странами, не присоединившимися к многосторонним конвенциям.

Юриспруденция и доктрина международного права признаются источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда.

Основные принципы международного права признаются источниками международного права в соответствии со ст. 38 п. 1 Статута Международного Суда, где указывается, что ни одна юридическая норма или дипломатическое действие не могут быть созданы с целью нарушения основных принципов международного права.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Дипломатическое право как отрасль международного публичного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дипломатическое право как отрасль международного публичного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)