Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История идей правового государства



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
История идей правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина Правоведение

Тема «Правовое государство и его признаки»

 

Студента М - 151группы 1 курса факультета

Экономики и управления по направлению «Менеджмент»

Максимова Владислава Александровича

Преподаватель Мацюк Т.Б.

 


Содержание

 

Введение

. История идей правового государства

. Основные, существенные и отличительные признаки правового государства

. Правовое государство в постсоветской России

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.

Цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим является правовое государство - это его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Задачи, которые я ставлю перед собой в данной работе проанализировать исследования при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства и ответить на главный вопрос: Что нужно для того, чтобы Россия стала правовым государством?

Предложенная работа - это попытка осмыслить и оценить все значение и всю важность данной проблемы, проблемы “правового государства”.

 


История идей правового государства

правовой государство общественный

Современное правовое государство - как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика - имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин "правовое государство" (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности Нового времени (разработанные в трудах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Дж. Адамса, Дж. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. В,. Ф. Гегеля и др.) опиралась на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.

Различные аспекты влияния идей античных мыслителей (софистов, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др.) на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя прежде всего такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни, в процессе взаимоотношений государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.

Уже в древности зарождается идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, - справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью.

Идеи и конструкции античных авторов получили свое дальнейшее развитие в творчестве мыслителей европейского средневековья (Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, средневековых юристов).

Средневековая политико-правовая мысль сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще.

Идеи правовой государственности в Новое время развивались в русле достижений предшествующей политикоправовой мысли и прежде всего естественноправовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных правомочий различных органов государства и т.д.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком (1632-1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Подобное государство, обеспечивающее жизнь, свободу и собственность людей, он противопоставляет деспотической власти. Государственная власть ограничена общественным благом.

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш. Л. Монтескье (1689-1755). Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную и судебную, - он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. “Если, - замечает он в сочинении “О духе законов”, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.

Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц”.

Существенный вклад в развитие теории и практики правовой государственности внесли (под заметным влиянием идей Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье) и такие деятели американской революции, как Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и др.

Идеи правового государства уже в конце XVIII в. нашли свое закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США (1776), Конституция США 1787 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

С глубоким философским обоснованием либеральной теории правового государства в конце XVIII в. выступил И. Кант.

Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив.

Этот категорический императив разума в сфере права выступает в виде требования всеобщего закона, гласящего: “Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом”. Смысл требований категорического императива в сфере государственности предстает у Канта как необходимость правовой организации государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей Кант различает и противопоставляет две формы правления: республику (это и есть, по существу, правовое государство) и деспотию.

Правовое государство (республика) выступает в трактовке Канта не как эмпирическая реальность, а как та идеально-теоретическая конструкция (модель), которой следует руководствоваться как требованием разума и целью наших усилий в практической организации общественной и государственно-правовой жизни.

Если у Канта правовое государство - это долженствование, то у Гегеля оно - действительность, т.е. практическая реализованность разума в определенных формах обыденного существования людей. Действительность (включая и государственно-правовую действительность), по Гегелю, разумна, а разумное - действительно. Такую разумную (правовую, свободную) действительность он называет идеей права, которую не следует смешивать с идеалом.

В конкретно-историческом плане Гегель как мыслитель начала XIX в. считал, что идея свободы достигла наибольшего практического осуществления именно в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей (государя, правительства и законодательной власти). Надлежащее разделение властей в государстве Гегель считал “гарантией публичной свободы”.

С этих позиций он резко критиковал деспотизм - “состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, действует вместо закона.”

Осмысление гегелевской концепции государства в контексте опыта и знаний XX в. о тоталитаризме позволяет понять враждебную и взаимоисключающую противоположность между государственностью и тоталитаризмом,

В этом смысле можно уверенно сказать: этатизм против тоталитаризма.

Легистские (позитивистские) концепции правового государства XIX в. (К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н. И. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др.) обосновывали ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным позитивным правом.

Пороки старого позитивизма в XX в. пытался преодолеть неопозитивист Г. Кельзен. Согласно его нормативистскому “чистому учению о праве”, “всякое государство и есть правовое государство". При этом под “правом” имеется в виду именно позитивное право (закон). “С точки зрения последовательного правового позитивизма, - подчеркивал Кельзен, - право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе еще никак не характеризует его с точки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято в “юридическом смысле” не в большей и не в меньшей мере, чем само право”.

В концепциях представителей как старого, так и обновленного позитивизма речь, по существу, идет не о правовом государстве, а, скорее, о “государстве законов” или “государстве законности” (как нередко именуют их и сами авторы соответствующих конструкций). Причем этим законам и законности, как и соответствующему государству, не хватает как раз главного - объективного критерия их правомерности и правового характера, их отличия от форм произвола и несвободы.

История учений о правовой государственности - богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная теоретическая разработка проблем современного правового государства.

Согласно либертарно-юридическому пониманию государства как правового явления и института, любое государство - это правовое государство в том смысле, что всякое государство (в отличие от деспотизма, деспотического типа и формы правления) представляет собой правовую организацию публично-политической власти свободных (т.е. одновременно правосубъектных и государствосубъектных) индивидов. Именно поэтому всякое государство (независимо от типа и степени его социально-исторической развитости) - это необходимая форма выражения, бытия и осуществления свободы людей.

Тем самым эта либертарно-юридическая трактовка любого государства как правового государства принципиально отличается от словесно одинаково звучащей кельзеновской характеристики, поскольку под “правом” в нашей трактовке имеется в виду не любое произвольное установление (приказ) официальной власти (как у Кельзена и других легистов), а право в его различении и соотношении с законом (позитивным правом), право как отрицание произвола, как принцип формального равенства в его нормативной (правовой закон) и институционально-властной (правовое государство) конкретизации и выражении.

Правовое же государство в его современном общераспространенном смысле - это, как мы уже неоднократно отмечали, специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина.

Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и нового типа государства являются следующие компоненты: гуманитарно-правовой (официально закрепленные прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институционально-правовой (или организационно-правовой - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную).

Подобная специальная государственно-правовая конструкция (т.е. современное правовое государство) предполагает современный уровень в прогрессе свободы людей и соответствующую степень развитости гражданского общества,права и государства.

 

. Основные, существенные и отличительные признаки правового государства

 

Как отмечает ряд авторов, важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти,

в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

Совокупность этих теоретических и практических элементов в характеристике правового государства позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.

Нормативные признаки правового государства. Следует отметить, что эта группа признаков, помимо самостоятельного значения, несет и общую нагрузку: она представляет собой правовой компонент, который пронизывает все характеристики правовой государственности.

К собственно нормативным признакам следует относить:

верховенство закона и особое место конституции как основного закона;

законность как принцип создания и реализации норм права.

Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:

разделение государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов "сдержек и противовесов";

законодательное закрепление независимости судебной власти.

Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всестороннюю поддержку государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правового сознания граждан.

По мнению Мелехина А.В., основными признаками правового государства являются:

)   верховенство закона во всех сферах жизни общества;

) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

) взаимная ответственность личности и государства;

) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности;

появление действенной способности противостоять произволу;

разграничение партийных и государственных функций;

торжество политико-правового плюрализма;

выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Немаловажно мнение известных специалистов прошлого.

По мнению Лабанда П., отраженному в немецкой государственно-правовой литературе в XIX в., главный признак правового государства заключается в том, что государство не может требовать от своих сочленов никаких действий и не может им их запретить иначе, как на основании известного правового положения. А поскольку для П. Лабанда установление такого правового положения характеризует законодательный акт, взятый в материальном смысле, то можно сказать, что для него государство является правовым постольку, поскольку положительные или отрицательные обязанности граждан определяются материальными законами.

И. Кант считал, что о правовом государстве можно говорить лишь там, где общество независимо от государства располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить своих членов соблюдать определенные нравственные и поведенческие нормы. А из моральных норм соответственно вырастают правовые

Следует отметить, что по мнению Козлова Е.И. и Кутафина О.Е., господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Однако господство закона не означает его всесилие. Решая сегодня стоящие перед ним проблемы, общество, разумеется, не может обойтись без права как одного из важнейших факторов развития. И здесь роль права, несомненно, будет возрастать по мере полной переориентации нашей правовой системы с командно-административных методов руководства с их многочисленными запретами и мелочной регламентацией на методы подлинно демократические, преимущественно экономические. Однако это не означает, что право - панацея от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон - и любая острая проблема будет решена.

По мнению В.С. Нерсесянца, в самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. Его отличительные признаки:

верховенство правового закона (при этом под правом понимаются всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы; формальное равенство выражает справедливость);

реальность прав и свобод индивидов;

функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (при этом без разделения властей не может быть не только правового государства, но и правовых законов)

Как отмечают Злобина Е.А. и Батяев А.А., в «правовом государстве человек, его права и свободы провозглашены самой высшей ценностью. Их признание и обеспечение соответствующими гарантиями - важнейшая обязанность государства. В свою очередь, именно Общественная палата является органом, осуществляющим реализацию этих гарантий и защиты прав от имени государства от любых посягательств и нарушений. Самостоятельная Общественная палата РФ, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что Палата должна быть независимой от влияния какого-либо властного органа».

Господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Однако господство закона не означает его всесилия. Решая сегодня стоящие перед ним проблемы, общество, разумеется, не может обойтись без права как одного из важнейших факторов развития. И здесь роль права, несомненно, будет возрастать по мере полной переориентации нашей правовой системы с командно-административных методов руководства с их многочисленными запретами и мелочной регламентацией на методы подлинно демократические, преимущественно экономические. Однако это не означает, что право - панацея от всех бед, что достаточно принять хороший закон - и любая острая проблема будет решена.

Как отмечает Кучерена А.Г., одним из важнейших признаков правового государства является осуществление Конституционным Судом РФ судебного конституционного контроля над соответствием законов и иных нормативных актов праву.

Как отмечают Шешко Г.Ф., Вишнякова А.В., одним из признаков правового государства является самостоятельность судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной (ст. 10 Конституции РФ).

По мнению Сасова К.А., отличительным признаком правового государства является гражданское общество, влияющее как на принятие законов, так и на их исполнение.

"Гласность деятельности органов государственной власти, обеспечение равного доступа в рамках, предусмотренных законом, всех заинтересованных лиц к участию в осуществлении государственного регулирования тех или иных общественных отношений - один из признаков правового государства".

По мнению Калинина А.В., принцип гласности обеспечивает прозрачность процесса принятия решений по вопросам применения специальных экономических мер, способствуя при этом реализации принципов законности, обоснованности и объективности. Его соблюдение обеспечивается в том числе за счет таких предусмотренных Законом мер (ст. 6), как незамедлительное обнародование решений о применении специальных экономических мер, сроках их применения, перечне конкретных запретов и ограничений, о продлении срока их применения и об их отмене, а также регулярное информирование о ходе их применения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которым предоставлено право обсуждать полученную информацию и представлять Президенту РФ соответствующие предложения.



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
История идей правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История идей правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)