Особенности и факторы ценообразования на мировом рынке алюминия
В биржевом ценообразовании отметим, что на рынке каждого цветного металла, в том числе алюминия, есть общепринятые формулы для определения цены, которая зависит не только от спекуляций на бирже, искусства трейдеров, но и от цен на сырье, в которые входит стоимость переработки глинозема. Еще одним важным стал и фактор так называемой реактивации, когда цены растут потому, что металл покупают, а металл покупают потому, что цены растут. Продолжительность этого процесса зависит от длительности воздействия на рынок некомпенсированного спроса, вызванного конкуренцией трейдеров. Особенность современного мирового рынка алюминия - исключительный дисбаланс в размещении сырьевой базы и крупнейших потребителей: основные бокситовые месторождения расположены в Центральной Африке (около 40 % мировых запасов) и Австралии, а крупнейшие производители алюминия и крупнейшие его потребители - в северном полушарии. Эта географическая особенность стала одним из факторов высокой себестоимости алюминия: себестоимость растет за счет расходов на перевозку. Другой, еще более важный фактор, - энергоемкость производства. Благодаря развитию технологий расход электроэнергии на плавку килограмма алюминия сократился с 21 кВт/ч в 50 годах XX века до 15-16 кВт/ч в наше время, однако эта величина остается определяющей в себестоимости. Критическое влияние стоимости электроэнергии на конкурентоспособность алюминиевого бизнеса стало причиной того, что: а) алюминиевые мощности строились вблизи гидроэлектростанций (которые вырабатывают самую дешевую электроэнергию); б) отрасль стремилась обеспечить себя собственной электроэнергией. Так, Alcan 65% потребности в электроэнергии закрывает за счет собственных станций, при этом практически все предприятия, за исключением заводов в Штатах, питаются энергией от расположенных рядом гидроэлектростанций. По уровню себестоимости производители алюминия делятся на четыре группы. В четвертой группе китайские компании с себестоимостью продукции в 1250-1300 долл. США за тонну. В третьей группе с себестоимостью 1100-1250 долл. - предприятия из США, Бразилии и России. У производителей металла из второй группы - Венесуэла, Мозамбик, ОАЭ, Бахрейн - затраты на производство тонны алюминия составляют 1000-1100 долл. Самая низкая себестоимость - 900-1000 долл. за тонну у компаний первой группы из Канады, Австралии и ЮАР. Следует отметить, что экономически правильно рассматривать стоимость изделий из алюминия и сопоставлять ее с конкурирующими конструкционными материалами необходимо с учетом такого ключевого для маркетинга понятия, как цена потребления. Наряду с рыночной ценой на продукцию она учитывает расходы, связанные с эксплуатацией изделия в период его жизненного цикла (например, расходы на обслуживание, топливо, стоимость утилизации и др.). Главным преимуществом алюминия как раз и является снижение эксплуатационных расходов. Хотя себестоимость, например, автомобиля, изготовленного с применением алюминия, выше, чем черных металлов, алюминий резко увеличивает срок его службы, снижает удельный расход топлива и облегчает его утилизацию. Одним из важных и новых последствий глобализации мирового хозяйства для рынка металлов является усиление взаимозависимости между товарными и финансовыми рынками, приход спекулятивного капитала на рынок металлов и соответствующее возрастание данного фактора в движении биржевых котировок. Как известно, гипертрофированное развитие финансовых рынков, обслуживающих «виртуальную» экономику, относится к наиболее характерным чертам процесса глобализации. В определенные моменты, например при низкой учетной ставке и ослаблении доллара, финансовый рынок становится менее выгодным для инвесторов, и финансовые потоки устремляются на товарные рынки, способствуя росту цен на металлы. В первую очередь это относится к драгоценным металлам, однако цветные металлы также становятся привлекательным объектом для получения прибылей от спекулятивных операций и могут играть роль высоко ликвидного актива в условиях повышенного спроса на них и нестабильности других финансовых инструментов. Соответственно, изменение цен на цветные металлы не только подчиняется объективному изменению спроса со стороны реальных потребителей металлов, но и определяется также спекулятивными операциями со стороны крупных инвестиционных фондов. Биржевая торговля стала областью регулярного приложения свободных денежных капиталов, инвестируемых с целью страхования от обесценивания валюты, а также вложения «нефтяных» денег в металлы. Развитие фьючерсной торговли все больше трансформирует биржи из чисто рыночного института в финансовый, из рынка реального товара в рынок «фиктивного» товарного капитала. Спекулятивный фактор наиболее ярко выражен на рынке никеля, самом дорогом из основных цветных металлов, что обусловливает более значительные ценовые колебания по сравнению с алюминием. В результате при прогнозе перспектив рынка алюминия наряду с традиционными показателями, характеризующими развитие деловой активности в потребляющих отраслях (авиа- и автомобилестроение, строительство, производство упаковки), большую роль начинают играть и такие сугубо финансовые факторы, как величина учетных ставок, валютные курсы, уровень инфляции, объем операций на фондовых биржах и др. В последнее время особое внимание привлекает величина ставки рефинансирования в США. Как следствие, рынок металлов существенно зависит от изменений, происходящих на валютном рынке, и, в частности, от динамики курса доллара относительно других мировых валют. Нестабильность цен в отрасли, что наблюдается за последнее время, негативно влияет на рост потребления алюминия, особенно на расширение рынка. Часто возникает ситуация, когда потребители жалуются, что цена на алюминий высока и это тормозит его потребление, но мировая статистика показывает другое. Так, мировые данные показывают, что цены на алюминий за последние 15 лет имели ярко выраженную тенденцию к снижению, что не наблюдается по ценам на сталь и медь. Также среднегодовые величины цен на алюминий к цене 1985 года (с учетом инфляции) ниже фактических величин, и эта разница возрастает по мере удаления от 1985 года. Алюминий дешевеет по отношению к общей массе промышленных товаров, а прибыль от его производства падает. Следует заметить, что мировой рынок алюминия, как и многие другие рынки сырьевых товаров, имеет циклический характер и находится в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры. В отличие от готовой алюминиевой продукции экспорт необработанного алюминия подвержен резким изменениям спроса и цен, что создает элементы непредсказуемости как для стран-экспортеров, так и импортеров этого металла. В течение 90 годов отрасль пережила несколько ценовых циклов, из которых наиболее тяжелый пришелся на период 1993-1994. Последний ценовой провал конца 1998 года алюминиевая отрасль пережила без серьезных трудностей благодаря резкой девальвации, хотя тогда алюминий подешевел до 1140 долларов.[4] В июле 1999 после аварии на крупном глиноземном заводе Gramercy (штат Луизиана), принадлежащем компании Kaiser Aluminium, дефицит сырья вызвал резкий рост цен. Котировки глинозема на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LМЕ) пошли вверх, поднявшись за полгода со 160-170 долларов за тонну до 400—420. Подорожание глинозема вызвало в свою очередь рост цен на первичный алюминий, который за тот же период набрал в цене примерно 200 долларов и вплоть до марта этого года находился на отметке выше 1500 долларов за тонну. На эту же цифру были ориентированы инвестиционные планы алюминщиков. Таблица 3
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |