Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданско-правовые аспекты возмещения ущерба жертвам



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Гражданско-правовые аспекты возмещения ущерба жертвам 0.00 из 5.00 0 оценок




Терроризма.

По глубине исследования терроризма и его правовых последствий юриспруденция, кажется, не опережает иные науки. В этом пришлось убедиться при осмыслении юридических последствий очередного террористического акта.

Прежде всего, поскольку речь идет о гражданском праве, дискуссия развернулась вокруг вопроса о возмещении вреда жертвам террористического акта. Подлежит ли вред возмещению? Кто является субъектом ответственности? Какие жертвы вслед за гражданами и гражданским обществом должно понести и гражданское право? Ответы во многом зависят от того, каким образом будет юридически квалифицирован терроризм.

Терроризм - это проблема глобального масштаба. По данным Госдепартамента США, в 2004 году в мире произошел 651 акт международного терроризма, в которых пострадали более 9000 человек, в том числе 1907 погибли. В число крупнейших терактов Госдепартамент включил захват заложников в российском Беслане 1-3 сентября 2004 г. (более 330 погибших), взрыв на мадридском вокзале Аточа (погиб 191 человек) 11 марта и взрыв филиппинского парома Superferry-14 27 февраля (130 погибших). В России опасность террористических актов существенно выше, чем в большинстве других государств. По количеству и масштабности последствий террористических актов Россия опережает все другие страны. В последние годы в России последовала целая цепь масштабных терактов: взрывы жилых домов в Каспийске, Москве и Волгодонске в 1999 г., захват театрально центра на Дубровке ("Норд-Ост") в 2002 году, взрывы самолетов в августе 2004 г. и захват школы №1 в г. Беслане в этом же году, взрывы на станциях и поездах московского метро, взрывы электропоездов в Ставропольском крае и многие другие теракты. За первое полугодие 2005 года МВД России зарегистрировано около трех тысяч преступлений террористического характера. При этом значительная часть из них оказалась не раскрыта. Жертвами террористических актов оказались тысячи человек. Однако в условиях масштабной угрозы терроризма законодательство РФ не содержит четких механизмов помощи жертвам терактов.[34]

Вопрос о возмещении вреда, причиненного террористическим актом, поднимается в последнее время гораздо чаще, чем хотелось бы. Однако четкое правовое регулирование процедуры компенсаций потерпевшим необходимо даже в том случае, если есть все основания надеяться на то, что практическое применение данные нормы никогда не получат.

Проведение террористической акции, как правило, связано с причинением значительного вреда. Причем его возмещение не всегда возможно: террористы могут скрыться или быть уничтожены. Уже давно обращается внимание на то, что интересы потерпевших защищены недостаточно. Защита интересов потерпевшего в ситуации, когда вред, причиненный ему, не возмещается по причине неплатежеспособности причинителя, может осуществляться с помощью ряда механизмов как публично-правового, так и частноправового характера.

Публично-правовым механизмом являются компенсации, выплачиваемые пострадавшим лицам за счет государственных фондов в порядке и в размере, установленном нормативными актами. Другим публично-правовым механизмом может быть установление потерпевшим государственных пособий и выплат непосредственно из государственного бюджета.

Кроме того, существуют и частноправовые механизмы, направленные на защиту потерпевших. Примером может служить образование частных организаций, уставной задачей которых является помощь жертвам преступлений, в том числе выплата им в порядке, определенном уставом этих организаций, денежных сумм. Частноправовую природу имеет и страхование.

Наконец, защита прав потерпевших может осуществляться с помощью механизма гражданско-правовой ответственности субъекта, не являющегося непосредственным причинителем вреда: у потерпевшего появляется возможность обратиться с требованием не только к причинителю, но и к иному обязанному лицу.

Ответственность - охранительное правоотношение, а выплата государственных пособий - регулятивное правоотношение, которое лишь в силу анормального развития влечет возможность обжалования действий государственного органа.

Отличием гражданско-правовой ответственности от публично-правовых механизмов защиты прав потерпевших является возможность последующего регресса выплаченных сумм с непосредственного причинителя вреда.

Суммы, выплачиваемые потерпевшим в результате выдачи государственных пособий и выплат, как правило, определены заранее и составляют конкретную сумму, равную для всех потерпевших или различающуюся в зависимости от категории, к которой принадлежит потерпевший. Размер же гражданско-правовой ответственности не может быть заранее определен.[35]

Согласно ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", к лицам, находящимся под правовой и социальной защитой государства, относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, лица, содействующие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий, а также, при необходимости, и члены их семей. Законом установлено, что государство в порядке, установленном Правительством РФ, будет осуществлять компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, при этом моральный вред будет компенсироваться за счет лиц, его совершивших. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также участвующих в борьбе с терроризмом, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ, а также средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством.

С 01.01.2007 в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, будет выплачиваться единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей (в настоящее время единовременное пособие составляет сто тысяч рублей). Также им гарантируется сохранение очереди на получение жилья и компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на их получение. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, то за счет средств федерального бюджета ему будет выплачено единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей (сейчас - пятьдесят тысяч) и назначена пенсия. При получении ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности, такому лицу будет выплачиваться единовременное пособие в размере ста тысяч рублей (сейчас выплаты составляют десять тысяч рублей). Законом установлено, что военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим либо проходившим службу в подразделениях, осуществлявших борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Также им могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации и оклады с учетом повышения.[36]

Компенсацией морального вреда является заглаживание, восполнение, возмещение в денежной или иной форме причиненного человеку преступлением физического ущерба, психического вреда и нравственных страданий. Конечно, денежная компенсация не возместит утраты человеческой жизни, необратимых физических и психических последствий, повреждения здоровья, не снимет нравственные страдания от пережитого страха, стыда, унижения и иных переживаний, но, являясь универсальным имущественным эквивалентом компенсации вреда, позволит хоть как-то смягчить, сгладить страдания, облегчить материальное положение. Гибель ребенка или взрослого человека, не имевшего иждивенцев, не имеет компенсационно-материальной составляющей ущерба и относится только к разновидности морального вреда, причиненного родственникам погибшего.

Согласно ст. 1101 ГК РФ "размер компенсации морального вреда определяется судом". Размер компенсации не входит в предмет доказывания по иску. Предмет доказывания - это юридический состав, образующий основания иска. Истец может указать сумму, однако его мнение о размере компенсации не имеет правового значения для суда. Право на определенный размер компенсации порождается судебным решением. Законодатель отвел суду роль эксперта, но не конкретному суду, а всей судебной системе посредством прецедентных решений, постановлений, а также разъяснений Верховного Суда РФ, являющихся общеобязательными для установления единой практики правоприменения. Поэтому в делах подобного рода имеет смысл приглашать специалистов в области оценки стоимости жизни для дачи экспертного заключения и расчетов конкретных случаев. Тем более что российскими учеными сделаны уникальные разработки, применяемые в развитых странах для расчета стоимости жизни погибшего в авиакатастрофах.

Суд при рассмотрении дела, при определения размера компенсации морального вреда учитывает ряд критериев, степень физических и нравственных страданий, характер и размер причиненного вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, имущественное положение ответчика, рассматриваемые с позиций законности, разумности и справедливости. На первый взгляд трудно предположить, что законодатель не предъявляет подобного требования к судебному решению по любому делу, анализ ст. 1101 ГК РФ в части требований разумности и справедливости целесообразно проводить с учетом ч. 2 ст. 6 ГК РФ, устанавливающей правила применения аналогии права.

 По закону характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Законодательство не определяет каких-либо четких правил определения этого размера, устанавливается лишь необходимость учета требований разумности и справедливости (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ). Действительно, такие правила разработать трудно. По мнению авторов, логическая цепь определения размера компенсации должна строиться следующим образом.

Формальной справедливостью является одинаковый подход к одинаковым делам. На наш взгляд, прецедент является центральным звеном, точкой отсчета.[37]

Как показала практика, при крупных терактах, как правило, Правительство РФ и органы власти субъектов РФ добровольно выделяют некие средства на выплату компенсаций родственникам погибших и пострадавшим из резервных фондов. Например, жертвам теракта на Тушинском поле по распоряжению Правительства Москвы были выплачены компенсации в следующих размерах: 100 тыс. рублей - семьям погибших и умерших в больницах, 50 тыс. рублей - пострадавшим, направленным на госпитализацию и 3 тыс. рублей - получившим помощь амбулаторно. Правительство Москвы обязалось выплачивать ежемесячные пенсии детям, потерявшим родителей, в размере 1,5 тыс. руб. до достижения ими 18 лет, а учащимся дневных учебных заведений - до 23 лет. За утрату имущества выплачивалась компенсация в размере до 10 тыс. руб. Кроме того, городские власти взяли на себя расходы по погребению погибших от теракта.

В то же время порядок выплаты таких компенсаций ничем не регламентирован. Государственные органы самостоятельно определяют, в каких случаях, в каких размерах и в какие сроки выплачивать компенсации. Это в большей степени относится к органам федеральной власти, которые, как видно из законодательства РФ, по общему правилу не связаны обязательствами по выплате компенсаций жертвам терактов.

Так, в случае подрыва электрички Кисловодск—Минеральные Воды Правительство РФ самостоятельно выделяло из бюджета денежные средства на выплату компенсаций, а в случае теракта на Тушинском поле Правительство РФ приняло решение о возмещении половины расходов на выплаты компенсаций бюджету г. Москвы. При этом в случаях совершения преступлений террористической направленности, которые не получают большой огласки в СМИ и, как следствие, общественного резонанса, о добровольных компенсационных выплатах со стороны Правительства РФ либо органов власти субъектов РФ вообще ничего не известно.[38]

 В заключение следует отметить, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Организация признается террористической и подлежит ликвидации, а ее деятельность запрещению по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора. Решение суда распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Указанное положение распространяется также на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации. Защита интересов потерпевших должна осуществляться с помощью механизмов как публично-правового, так и частноправового характера. Государственная помощь жертвам террористических акций может заключаться в выплате потерпевшим фиксированных, заранее определенных сумм, а также в обязательном государственном страховании определенного круга лиц. Такие расходы могут быть спрогнозированы и заложены в государственном бюджете.

Кроме того, гражданско-правовая ответственность не должна выполнять несвойственные ей функции. Как отмечал М.М. Агарков, обязательства из причинения вреда имеют самостоятельную задачу, не свойственную ни социальному обеспечению, ни государственному страхованию, такой задачей является не разложение вреда, а его возложение на определенное лицо.

Можно сделать вывод, что наше государство выделяет большие средства на материальную помощь жертвам терроризма для того, что бы смягчить последствия террористических актов для населения и снять возникающую в связи с этим социальную напряженность в обществе. Однако эти меры носят, как правило, разовый характер. В связи с этим заслуживает внимания положительный зарубежный опыт оказания не периодической, а постоянной помощи жертвам терроризма со стороны государства.

Заключение

 

Подводя итог моей дипломной работы, в заключении я хотела бы сказать, что проблема терроризма в современном мире представляет особую опасность для государства, а также для человека, который живет в этом государстве. Терроризм оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные элементы преступности. Он влияет не только на политические, экономические, но также на социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.

Само предупреждение терроризма является довольно сложной задачей, так как это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Таким образом, эти причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д. И все же терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку является разновидностью извечного и неумирающего спутника человечества – убийства. Практически невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли искатели правды и справедливости, которые готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а как бы ради торжества всеобщего равенства. Мир в обозримом будущем без насилия невозможен. Рецепта по искорению терроризма нет и не может быть. Он будет существовать до тех пор, пока будут сохраняться порождающее его проблемы борьбы за власть и пока для решения этих проблем в мире будет практиковаться применение особо опасных насильственных мер, связанных с использованием армии, значительными разрушениями и человеческими жертвами.

Собственно, вопрос вовсе и не стоит о полном уничтожении терроризма в мире, особенно если иметь в виду его самые разнообразные проявления. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.

Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: 1) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом.

Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как терроризм необходимо бороться с этим злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

 

 

Список использованной литературы: Нормативный материал: 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. Официальное издание. М.,1993г.2. Гражданский Кодекс РФ выпуск №13 от 2002 г. – 512с.3. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. с изменениями и дополнениями на 1.01.2007 г.4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Ю.В.Грачева, Л.Д.Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог - М. , 2006 -258с.5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Ю.В.Грачева, Л.Д.Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог. - М. , 2006 -334с.6. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»7. ФЗ О противодействии терроризму: ФЗ от 06.03.06 г.№35 –ФЗ8. ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» апрель 2006 г.9. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и ФЗ о противодействии терроризму» от 27.07.2006 г. №153 –ФЗ10. Указ Президента Российской Федерации № 832-C «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». от 12.08.2006 г.11. Федеральный закон"О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 года№40 –ФЗ с изменениями и дополнениями на 1.01.2007 г.12. Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 с изменениями и дополнениями на 1.01.2007 г.13. Федеральный закон от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 1.01.2007 г.14. Федеральный закон от 6 октября2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации) 2003,№40 с изменениями и дополнениями на 1.01.2007 г. Научная и специальная литература: 1. Антонов В. П. Особенности организации производства осмотра места происшествия по делам террористической направленности (методическое пособие) // Прокурорская и следственная практика.2006 – 359с.2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологические и уголовно – правовые исследование. М., 1998. – 334с.3. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма// Социально – гуманитарное знание. – 2001. - №6 – 218с.4. Белов В.А. занимательная цивилистика. //Законодательство.2003.№6. 123с.5. Белявский Д.Г. Законодательство РФ в борьбе против терроризма// Законодательство и экономика. – 2006. - №12. – 223с.6. Востросаблин А. А. Оценка стоимости жизни // Борьба с терроризмом. М.:,2004. – 301с.7. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. - М.,ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.- 310с.8. Гаврилов Б., Павлинов А. Международные и российские организационные структуры по противодействию терроризму// Уголовное право. – 2005. - № 3. – 229с.9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1995.10. Долгова А.И. организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях, борьба с ними. М., 2005 – 332с.11. Емельянов В.П. терроризм как деяние и состав преступления. Харьков.1999.- 225с.12. Емельянов В.П. Терроризм и преступление с признаками терроризирования: уголовно – правовое исследование. – СПб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2002.- 402с.13. Кабанов П.А. Политический терроризм: причины и некоторые меры предупреждения// Следователь.1999. - 356с.14. Кашепов Владимир Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму// Уголовное право.2006. – 288с.15. Кибальник А. Оценка «антитеррористических» новелл уголовного закона// Уголовное право. – 2006.- 158с.16. Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. – Мн.: Харвест, 2000. – 447 с.17. Лопатин В.С. Белая книга (аналитический доклад). СПб.,- 2004. – 687с.18. Морозов Г.И. Терроризм – преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения): 2-е изд., М.,2001.- 334с.19. Нетаньяху Б. Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма.//– М.,2002. – 221с.20. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. М., 1989.21. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер,2002, - 286 с.22. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. – 2002. – 403с.23. Петрищев В.Е. Терроризм и безопасность на транспорте в России(1991-2002). М.,- 2003. – 288с.24. Рарог А.И. Уголовное право особенная часть: Учебное пособие. М., Юрист, 2003, - 336с.25. Рыбаков В.А. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали// Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №3.- 287с.26. Рыбаков В.А. Механизмы эффективной защиты жертв террора // Борьба с терроризмом: нормативно правовые акты с комментариями / Отв. ред. И.Л. Трунов. – М.: Мир, 2004. – 334с.27. Сафонов И.И. Организация раскрытия и расследования терроризма. Монография. – М.:,2004. – 155с.28. Сельцовский П.А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях. – 2003. . – 407с.29.  Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004. – 811 с.30. Трунов И.Л. Борьба с терроризмом касается каждого: как возместить вред, причиненный в результате террористической акции. – М.:2004. – 223с.31. И.Л. Трунов Уголовное право. Норд-Ост: прецедент возмещения вреда потерпевшим от терроризма - 2004. – 227с.32. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – 456с.33. Хаффман Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри. – М.:, 2003. – 253 с.34. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. – 305с.35. Шабельникова Н.А. Некоторые аспекты борьбы с терроризмом в современной России//Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции памяти д.ю.н., профессора В.И. Горобцова - 2005. – 223с.

Научная публикация:

1. Антипенко В. Ф. Институциональный механизм борьбы с терроризмом. Формирование правовой базы // Государство и право. – 2004. - № 11. 272с.

2. В. Ф. Антипенко В. Ф. Особенности соотношения международного и национального права в сфере борьбы с терроризмом// Государство и право. – 2005. - № 1. – 275с.

3. Вакуленко В.Ф., Гришанова А.С. Терроризм и бандитизм: К вопросу о соотношении составов// Закон и право. 2003,№7. – 208с.4. Горбунов Ю. С. Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика // Журнал российского права. – 2006. - № 12. –123с.

5. Гринько С. Д. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за терроризм// Российская юстиция. – 2006. - № 6. -123с.

6. Меньших А. А. Особенности расследования и рассмотрения дел о террористических преступлениях по законодательству зарубежных стран//Журнал российского права. - М., 2004. - N2. -250 с.

7. Семенов В. Правовое регулирование противодействия терроризма // Законность. – 2006. - № 4. – 75с.

8. Тактаев И. Кто в ответе за теракт? // ЭЖ. Юрист. – 2003. - № 1 (янв.) 110с.

9.  Трунов И. Л. Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам//Журнал Российского права. - 2004. - N5. - 252с.

10. Антитеррор по праву. Российская газета”.21 марта 2006 года - 123с.

11. Российская газета. – 2004. – 30 декабря (№ 290). -111с.

12. О противодействии терроризму: ФЗ от 06.03.06 г. № 35-ФЗ, Российская газета. – 2006. – 10 марта (№ 48). – 128с.


[1] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989

[2]См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. М., 1955.

 

[3] См.: Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) 1998. С. 36-37.

 

[4] См.: Требин М.П. Терроризм в XXI веке. 2004. С.21

[5] См.: Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовоеисследование. 1998. С.38.

 

[6] См.: Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы,

документы, глоссарий, под ред. Колобова О.А., / Москва, 2003.- С. 419

 

[7] См.: В.Авербух «Черных вдов» сменят дети шахиды, Российская газета, 3.09.2004 г,

с. 23-27.

 

[8] См.: И.И. Артамонов, «Терроризм: способы предотвращения, методика

расследования». М. 2002.- С. 34

 

[9] См.: И.И. Артамонов, «Терроризм: способы предотвращения, методика

расследования». М. 2002.- С. 65

 

[10] См.: Сафонов И.И. Организация раскрытия и расследования терроризма.

Монография/ под ред. А.С. Подшибякина. – Москва, 2004.- С. 133

 

 

[11] См.: Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. - М, 2003. с.181 – 184.

 

[12] См.: Хаффман Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри. – М., 2003. – с.165-168.

 

[13] См.: Некоторые аспекты борьбы с терроризмом в современной России / Н. А.

Шабельникова /М.: – 2005. – С. 151 154.

 

[14]См.: Психология терроризма. Ольшанский Д.В. – Питер,2002, - с.124-126.

 

[15] См.: Особенности расследования и рассмотрения дел о террористических преступлениях по законодательству зарубежных стран / А. А. Меньших //Журнал российского права. - М., 2004. - N2. - C. 141-142.

 

[16] См.: «Терроризм: способы предотвращения, методика расследования». И.И.

Артамонов, М. 2002.- С. 42

 

[17] См.: Международные и российские организационные структуры по противодействию терроризму / Б. Гаврилов, А. Павлинов // Уголовное право. – 2005. - № 3. – С. 103-107.

 

[18] См.: Законодательство Российской Федерации в борьбе против терроризма / Д. Г.

Белявский // Законодательство и экономика. – 2006. - № 12. – С. 61-65.

 

См.: [19] Терроризм – преступление против человечества Морозов Г.И. // Российская академия наук. М.,2001.,с.164-165

 

 [20] См.: О противодействии терроризму: ФЗ от 06.03.06 г. № 35-ФЗ, Российская газета. – 2006. – 10 марта (№48).,с.25.

[21] См.: Особенности организации производства осмотра места происшествия по делам террористической направленности (методическое пособие) / В. П. Антонов // Прокурорская и следственная практика. – 2006. - № 3-4. – С. 184-187

[22]См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В.Грачева, Л.Д.Ермакова и др.; Отв. ред. А.И.Рарог. - М. , 2006 с.39.

[23] Организация раскрытия и расследования терроризма. Сафонов И.И. – Москва, 2004.

123с.

 

[24]См.: Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика Ю. С. Горбунов // Журнал российского права. – 2006. - № 12. – С.98-100.

[25]См.: Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. Рарог А.И М., Юристъ, 2003,с.168-170.

[26] См.: Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму / Владимир Кашепов // Уголовное право. – 2006. – № 3. – С. 31-33

[27]См.: Антитеррор по праву. Российская газета”. 21 марта 2006 года, с 22-29

 

[28] См.: Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за терроризм / С. Д. Гринько // Российская юстиция. – 2006. - № 6. – С. 51-52.

[29] См.: Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика Ю. С. Горбунов // Журнал российского права. – 2006. - № 12. – С.125

[30]См.: новости регионов: «Новый Регион – Нижний Новгород», 11.01.2007, 12с.

[31] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В.Грачева, Л.Д.Ермакова и др.; Отв. ред. А.И.Рарог. - М. , 2006 с.145-148

[32] Оценка «антитеррористических» новелл уголовного закона / А. Кибальник // Уголовное право. – 2006. - № 5. – С. 46-50.

[33] Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Под ред. Рарог А.И.  – М.:-

2003. - 373с.

 

[34] См.: Правовое регулирование противодействия терроризма / В. Семенов // Законность. – 2006. - № 4. – С.18

 

[35]См.: Кто в ответе за теракт? / И. Тактаев // ЭЖ. Юрист. – 2003. - № 1 (янв.) 23с.

[36] См.: О противодействии терроризму: ФЗ от 06.03.06г. № №35-ФЗ, Российская газета 10 марта(№48) с. 56

[37]См.: Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам/ И. Л. Трунов //Журнал Российского права. - 2004. - N5. - C. 44-50.

 

[38] См.: Как возместить вред, причиненный в результате террористической акции / Ред. И. Л. Трунов. – М.: , 2004. – 223 с.

 



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Гражданско-правовые аспекты возмещения ущерба жертвам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданско-правовые аспекты возмещения ущерба жертвам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)