Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая механизмы таможенно – тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам[12].

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества[13].

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

Ø соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

Ø необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется[14].

Немаловажное значение в механизме таможенно – тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.

 

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств – участников СНГ[15], хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией[16], а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств – участников СНГ, кроме стран – членов Таможенного союза.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок[17].

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно – тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике[18].

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе на тему «Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Механизм практической реализации» я рассмотрел  Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 – 1 «О таможенном тарифе», а также механизмы реализации таможенных тарифов.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

ü определение страны происхождения товара;

ü определение таможенной стоимости товара;

ü определение таможенных платежей.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты :

1. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003, № 22. Ст. 2066.

2. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5211-1

3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»

4. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

6. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183 - ФЗ «Об экспортном контроле»

 

Специальная литература :

1. Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.,2002. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

2. Д. В. Вакорин, Е. А. Вакорина. Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 252 с.

3. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.

4. Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. – СПб. 1999. С. 184.

5. Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». – М: РИО РТА, 1996.

6. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995. С. 20.

7. Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля /Под ред. Т.П. Базарова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.

9. Демченко А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1996.

10. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.

11. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998.

12. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

13. Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.

14. Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.

15. Мосенцова Е.М., Мокров Г.Г. Экономический потенциал таможенной территории России: Спр. – инф. Материал. М.: РИО РТА, 1997.

16. Наумов В.В. Перспективы развития внешней торговли РФ в начале XXI века. – М.: РИО РТА, 1996.

17. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие
таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. – М.: РИО РТА, 1995.

18. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001.

19. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях прехода к рыночной экономике: Проблемы и перспективы. – М.: РИО РТА, 1997.

20. Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 1999.

21. Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998.

22. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. – М.: РАГС, 1999.

23. Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. – ВНИКИ, 1996. С. 29 – 30.

24. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1995.

25. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

 


[1] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть.  – М.: 1995. с. 20.

 

[2] Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов.  – М., 1997. с. 204.

[3] Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204. 2 См.: Там же.- С. 205.

[4] Там же. С. 205.                   

[5] Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. ― М., 1997. С. 207.

 

[6] Там же. С. 205.

[7] Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. М., 1997. С. 210- 211.

[8] Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001. С. 33.

[9] Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. ¾ СПб. 1999. С. 184.

[10] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. ¾ М.: 1995. С. 20.

[11] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.

 

[12] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995. С. 20.

 

[13] Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 8 ¾9.

[14] Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. - М.: РИО РТА, 1996.- С.30.

[15] Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы
экономики. - 1999. № 12.

[16] Финансовые известия. - 12 января 1999 г.

[17] Никольский С.О внешних таможенных пошлинах.  – М.: 1865. С. 8 – 9.

[18] Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ¾ ВНИКИ, 1996. С. 29-30.

 



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)