Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отбор и методическая организация лексического материала.



2020-02-03 933 Обсуждений (0)
Отбор и методическая организация лексического материала. 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно требованиям программы за период обучения в средней школе учащиеся должны усвоить не менее 850 лексем с целью использования их в различных видах речевой деятельности. Кроме того, на начальном этапе при отборе лексики необходимо решать вопросы: 1) определение единиц и принципов отбора; 2) разработка процедуры отбора.

Обратимся к первому вопросу. « Под принципами отбора принято понимать измерительные признаки и показатели, на основе которых производится оценка лексики». (4, с. 294) Методисты выделяют три группы принципов:I группа – статистические; II группа – методические; III группа - лингвистические принципы.

В основе реализации принципов отбора лексики лежат следующие виды знаний, которыми должен обладать обучаемый, чтобы знать новое слово:

- «значение слова;

- письменная форма слова;

- устная форма слова;

- грамматические особенности употребления слова;

9

- сочетаемость с другими словами;

- ассоциации со словом;

-частотность повторения слова в речи». (27, с. 28)

Первая группа принципов объединяет принципы, действующие на основе статистических признаков и показателей. Частотность и распространенность являются основными принципами отбора, которые входят в эту группу. Под частотностью принято понимать «суммарное количество употреблений того или иного слова в отдельном источнике или совокупность источников». (19, с.30) Под распространенностью понимается «количество источников, в которых данное слово встречается хотя бы один раз». (19, с. 30)

Методисты выделяют два недостатка в принципе частотности. Первый недостаток заключается в том, что этот принцип дает достоверные показания в рамках первой тысячи наиболее частотных слов. Он теряет свое значение за пределами этих количественных параметров, т. к. в дальнейшем повторяемость слов является весьма незначительной. Таким образом, начальный этап обучения предполагает отбор лексики, которая является наиболее употребляемой, которая всегда будет находиться в активном словаре учащихся.

Еще одним недостатком принципа частотности является различие в содержании лексики в разных источниках: некоторые слова встречаются одинаково часто во всех источниках, другие же, показывая высокую частотность в одном источнике, совсем не появляются в других.

Для принципа распространенности также характерны ограниченные измерительные возможности, т. к. он указывает на регулярность появления слова, а не на его удельный вес в совокупности исследуемых источников.

Поэтому при отборе лексики на начальном этапе обучения необходимо комплексно учитывать показатели частотности и распространенности. « Математический аппарат, которым располагает современная лингвостатистика, дает возможность использовать эти два критерия особым образом – не как отдельные или дополняющие друг друга показатели, а как один общий исходный показатель ценности слова». (4, с.294)

Следовательно, исходным показателем является употребительность слова, т.е. свойство слова встречаться в каком-то количестве источников с определенной частотой. «Употребительность слова включает в себя частоту и распространенность как два равноценных компонента одного показателя и подсчитывается с помощью формулы, так называемого коэффициента стабильности, который является мерой употребительности слова». (4, с.295)

Коэффициент стабильности не является единственной мерой употребительности слов. К осуществлению этой функции способен и принцип налич-

10

ности. Он заключается в выделении наиболее употребительных слов на основе их наличия в сознании говорящего, в постоянной их готовности к проявлению в речи.

Что касается второй группы принципов, то они ориентированы на цели обучения и на принадлежность слов к темам, зафиксированным в программах. На начальном этапе обучения, как и на среднем этапе, учитывается не только соответствие лексики изучаемой тематике, но и важность понятий, которые она отражает.

В третьей группе выделяют три основных принципа:

1) Принцип сочетаемости слов, согласно которому ценность лексики определяется в зависимости от ее способности сочетаться с другими словами.

2) Принцип семантической точности, т. е. включения лексических единиц, обозначающих понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в художественной и общественно-политической литературе.

Кроме того, выделяют дополнительные принципы:

1) Принцип словообразовательной ценности, т. е. способность слов образовывать производные единицы и создавать предпосылки для языковой догадки и самостоятельной семантизации.

2) Принцип многозначности слов.

3) Принцип строевой способности (подчеркивающий ведущую роль строевых элементов языка для высказывания и смыслового восприятия).

4) Принцип частотности. (19)

Вопрос о том, какими принципами необходимо пользоваться в каждом конкретном случае зависит от цели и условий обучения, от объема минимума и от принадлежности слов к активным и пассивным словарям. « Активный словарь – это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении, т. е. те слова, которые находятся «на кончике языка», как говорят англичане». (11, с. 31) Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь. Это не означает, что учащийся не узнает его при чтении и аудировании. Он просто не использует это слово в устной речи. Границы между ними подвижны и могут меняться. Очень важно на начальном этапе обучения сделать максимальным количество слов в активном словаре и снизить риск перехода слов из активного словаря в пассивный.

Каждая лексическая единица представляет определенную важность обучаемого. Существуют различные методические типологии языкового материала. Г. Палмер обращает внимание на трудности коротких слов, которые

11

плохо воспринимаются на слух и плохо поддаются запоминанию.(21) Легко усваиваются слова, обозначающие предметы, действия, качества, особенно на начальном этапе. Конкретные слова имеют преимущество над абстрактными.

В связи с этим, на начальном этапе уроки по лексике содержат слова, обозначающие людей и предметы «в помещении», т. е. то, что можно увидеть и потрогать. (30)

По мнению Ч. Фриза, наиболее сложными в плане активного усвоения являются служебные слова и слова-заменители. Менее сложными считаются слова, выражающие наличие или отсутствие отрицания; слова, символизирующие предметы, действия.(21)

В отечественной методике также осуществляются попытки разработать типологию лексики с учетом родного языка. Наиболее полную и всестороннюю дифференциацию лексики, с точки зрения качественной характеристики слов, дает типология, основанная на критериях: «1) соотношение значения и формы слова в родном и иностранном языке с учетом возможностей интерференции; 2) характер слова в иностранном языке». (4, с. 296) Согласно этим критериям выделяют восемь типов слов:

«1) Интернациональные и заимствованные слова с совпадающим значением в двух языках;

2) производные и сложные слова, а также сочетания слов, компоненты которых знакомы учащимся;

3) слова, объем которых не противоречит семантическому объему слов в родном языке;

4) слова, специфичные по своему содержанию для изучаемого языка;

5) слова общего с родным языком корня, но отличающиеся по содержанию;

6) словосочетания и сложные слова, отдельные компоненты которых хотя и известны учащимся, но идиоматичны и не сходны по смыслу с семантически близкими словами родного языка;

7)лексические единицы, объем значения которых шире объема значений соответствующих слов родного языка». (12, с.47)

Данная типология позволяет прогнозировать появления ошибок, понимать их природу и источники, а, следовательно, и устранить возможность их проявления, сто является существенным аспектом преподавания иностранного языка на начальном этапе как способ предотвращения возникновения трудностей при работе над лексикой.

Итак, мы установили принципы отбора и организации лексического материала: статистические, методические и лингвистические. В рамках данных

12

принципов важны следующие характеристики слов: частотность, употребительность, сочетаемость, семантическая ценность, словообразовательная ценность. Причем, выбор принципов отбора зависит от принадлежности слов к активному или пассивному словарю. Не менее важным является прогнозирование сложности усвоения лексических единиц учащимися. По нашему мнению, наиболее удачной, наиболее полной является типология языкового материала, предложенная отечественными методистами.

В заключении, отметим, что грамотному построению урока на каждом этапе работы над лексикой способствует комплексный учет статистических, методических и лингвистических принципов отбора лексического материала и анализ вводимых на уроке ЛЕ в соответствии с вышеуказанными типологиями. К данной проблеме мы обратимся при рассмотрении основных этапов работы над лексическим материалом.

 

 

 



2020-02-03 933 Обсуждений (0)
Отбор и методическая организация лексического материала. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отбор и методическая организация лексического материала.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)