Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУСИ



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первым политическим трактатом на Руси считается (трактат) «Слово о Законе и Благодати», написанный митрополитом Илларионом в период великого княжения Ярослава Мудрого. Политика Ярослава была направлена на укрепление древнерусского государства и утверждение его суверенности на международной арене. Преследуя эти цели, князь Ярослав решился на беспретендентную по тем временам политическую акцию: он поставил митрополитом русского священника. Это решение нарушило установившуюся после принятия христианства традицию постановления на киевский престол патриархом «только у греков».

Илларион – священник церкви села под Киевом, переводчик, писатель, мыслитель. Это ярчайшая фигура из ближайшего окружения князя Ярослава Мудрого. По указанию Ярослава Илларион был поставлен на Киевскую митрополию в 1015 году.

«Слово о Законе и Благодати» создано Илларионом между 1037 и 1050 годами. Это высоко художественное произведение, жемчужина древнерусской литературы.

По форме изложения «Слово…» представляет собой проповедь, по содержанию – историко-богословско-политический трактат. В нем изложена история христианства и отношение его иудаизму; осмысляется Крещение Руси. Илларион прославляет Русь, равную среди других «новых» народов и ее князей.

«Слово…» состоит из трех частей. В первой части Илларион развивает идею о двух состояниях, которые проходит человечество на пути к «будущему веку». Это состояние «идольского мрака» (язычества) и «благодати» (христианства).

«Закон» (иудаизм) – промежуточный этап. Он всего лишь подготавливал к «благодати», с неизбежностью должен был уступить ей, так как только «благодать» ведет народы к спасению в будущем веке. (Хрестоматия по древнерусской литературе. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. «Слово о Законе и благодати»).

Во второй части речь идет о преимуществах для Руси «благодати» перед «идольским мраком».

Во второй части речь идет о преимуществах для Руси «благодати» перед «идольским мраком».

В третьей части Илларион прославляет князя Владимира Святославовича, первого просветителя Руси, приобщившего ее к «благодати». Он приравнивает дела князя Владимира к апостальским. Уподобив Владимира римскому императору Константину I, считавшемуся первым и великим христианским государем, Илларион заложил фундамент возникшей впоследствии теории «Москва – третий Рим». Воздает он хвалу и Ярославу Мудрому, который способствовал процветанию и просвещению Руси. Идеализируя деяния великих князей Владимира и Ярослава Мудрого, Илларион первым на Руси пытался создать идеальный образ русского христианского государя.

Происхождение власти Илларион характеризует как божественное, наилучшим приобретением власти считает наследственное восприемство престола, осуществление власти подразумевается только законное. В деятельности власти не должно быть беззакония, которое Илларион рассматривает как путь к гибели государства. В «Слове о Законе и Благодати» автор стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди всех других стран. Князь Владимир правил в «худой» земле, а втой, которая «ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». (Антология мировой правовой мысли. Т. 4. «Слово о Законе и Благодати»).

Трактат Иллариона был высоко оценен современниками и потомками. В нем затронуты такие политико-юридические проблемы, как представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральный облик великого князя, ответственность за управление страной, мирном курсе внешней политики.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха. Владимир Мономах в своих произведениях затронул большой круг юридических и политических проблем. Он рассмотрел объем полномочий великого князя, его юридическую и нравственную ответственность за их реализацию, принципы осуществления правосудия, проблему взаимоотношений церкви и государства, правовой статус церкви. Наиболее полно политическая программа представлена им в «Поучении детям».

«Поучение» - это нравственное и политическое завещание умудренного долгим и трудным жизненным и государственным опытом великого князя детям. Владимир Мономах создает в «Поучении» образ идеального правителя, борющегося против княжеских междоусобиц за единство родной земли, смелого в походах военных и на охотах человека, радушного и рачительного хозяина, не полагающегося на воевод и тиунов, но вникающего во все лично.

Он осуждал беззаконие, показывал сыновьям вершить суд только по закону. Настаивал также и на равном для всех категорий населения суде, особо выделяя лиц, нуждавшихся в повышенной защите: убогих, вдов, сирот.

Как вид наказания Владимир Мономах отрицал смертную казнь, так как она не совместима с заповедями христианской религии. Он возражал и против рассмотрения наказания в качестве мести. Принцип «не мстить» распространялся им и на межкняжеские отношения, что имело большое значение в условиях намечающейся раздробленности.

Определяя форму правления, Мономах настаивал на реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом, который в тот период состоял и бояр, высшего духовенства и знатных горожан.

Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности князя перед подданными. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру. С тем же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, снова и снова повторяя, что месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

Интересны его взгляды на взаимоотношения с церковью. Владимир Мономах полагал, что милость Бога достигается малым добрым делом, а не голодом, который иные терпят ради личного спасения. Церкви он отводил почетное, но все же подчиненное место. Почитая митрополита, делить власть с ним не собирался.

После смерти Владимира Мономаха раздел государства между его многочисленным потомством значительно ускорил процесс феодальной раздробленности Руси.

Вообще развитие русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. И лучше всего политическая история Руси изложена в «Повести временных лет».

«Повесть временных лет» - это летописный свод, составленный монахом Нестором около 1113 года. В основу «Повести» легли летописные своды XI века, русско-византийские договоры Х века, предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседними племенами, о первых русских князьях и многое другое.

Летопись содержит много преданий, поэтических легенд: предание о посещении русской земли апостолом Андреем, рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть мужа, князя Игоря. Много рассказов о князе Владимире и его пирах.

Нестор в своем труде связал историю восточных славян с историей соседних народов. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, призывает их к единению в борьбе с внешними врагами. (Хрестоматия по древнерусской литературе. М.Е. Федорова «Повесть временных лет»).

Вся летопись проникнута высоким патриотическим чувством, идеей единством Русской земли.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Был создан в Киевской Руси в конце XII века, в период начинающейся феодальной раздробленности.

В произведении автор поднимает проблему разобщенности русских земель. Идея произведения, его суть – призыв к объединению русских земель перед монголо-татарским нашествием. В первые создан в древнерусской литературе образ женщины, тоскующей по мужу, переживающей за судьбу его воинов и судьбу похода. (Хрестоматия по древнерусской литературе М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова «Слово о полку Игореве»).

Дальнейшее развитие политико-правовые взгляды получают в произведении Даниила Заточника «Моление». Заточник – значит пленник, зависимый человек. Произведение написано на севере Руси, в период феодальной раздробленности (начала XIII века).

Впервые в истории древнерусской литературы автором произведения становится находящийся в зависимом и униженном положении человек, пострадавший от бояр и ищущий защиты и спасения у сильной княжеской власти. Автор встает на защиту человеческого достоинства. Он считает, что ценность человека, его право на внимание и уважения определяются прежде всего его интеллектуальными качествами.

«Моление» - злая сатира на виновников общественного зла и на порядки, порождающие социальную не справедливость.

Стержень произведения – образ великого князя. Автор рисует образ идеального правителя – справедливого, милосердного, правосудного. Князь твердо управляет страной, он – верховный глава своим людям, обязан обеспечить порядок. Для обеспечения порядка, по мнению Даниила, нужна сильная власть. Ведь если власть слаба, нет хорошего правителя, такое государство может погибнуть. В своей деятельности князю необходимо опираться на Совет думцев. Советники должны быть умны, справедливы, всегда поступать по правде – закону. Порядок, при котором великий князь решает дела с мудрыми помощниками, укрепляет государство.

С властью князя Даниил Заточник связывает процветание государства, безопасность жизни и имущество подданных. Он советует князю иметь хорошее войско, подчеркивая, что главное богатство князя «во множестве храбрых и мудрых людей». (Антология мировой правовой мысли. Т. 4., М., 1999).

Даниил осуждает боярское самоуправство – оно беззаконно, несправедливо, порождает неурядицы в державе.

Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти. Осуждение могущества боярства предполагало ограничение юридических прерогатив местных феодалов, что в конечном счете способствовало главной задаче периода – объединению земель под юрисдикцией великого князя.

Итак, развитие русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. Новые события требовали своего освещения. Возникает необходимость в проповедях, посвященных насущным явлениям местной действительности. Развивающееся национальное самосознание потребовало исторического самоопределения русского народа. Надо было найти место русскому народу в грандиозной картине всемирной истории. «Повесть временных лет» определяет место славян, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует образование русского государства, события русской истории и т.д. «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона говорит о церковной самостоятельности русских. Отклики на события и волнения русской жизни все растут. Число произведений, возникших под влиянием острых потребностей русской действительности, увеличивается и все они окрашены чувством патриотизма, любви к своей стране, своей земле. И все произведения пронизаны одной идеей – идеей единства Русской земли.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антология мировой политической мысли. Т.3. М., 1997.

2. Антология мировой политической мысли. Т.5. М., 1999.

3. Россия между Европой и Азией. Антология. Новикова Л.И. М., 1993.

4. История политических и правовых учений. Учебник. Нерсесянц В.С. М., 1999.

5. Аристотель. Сочинения в 4 томах. М., 1984.

6. Аристотель. Чанышев А.Н. М., 1981.

7. Хрестоматия по древнерусской литературе М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. М., 1994.

8. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996.

9. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986.

10. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

 



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУСИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)