Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. Государственная служба занятости принимает активное участие в разработке основных направлений политики занятости, а иногда является просто ее исполнителем. Перед службой занятости поставлены следующие задачи: - учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве; - информирование о возможностях трудоустройства; - содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников; - сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования; - организация общественных работ; - организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан; - оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий; - регистрация безработных; - выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи; - оформление досрочного выхода на пенсию; - разработка программ занятости; - мероприятия по социальной защите различных групп населения. Таким образом, подразумевается совмещение социальной функции государственной службы и ее экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет двойную суть службы занятости. Государственная служба занятости постоянно варьирует между решением проблем безработицы (социальная функция) и проблем, связанных с занятостью (экономическая функция). Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д. Наряду с государственной службой занятости, всё более значимую роль на рынке труда начинают играть различные специализированные и универсальные коммерческие организации, биржи труда, учебные центры, агентства по подбору персонала. Проблема молодежной занятости, безусловно, даже в масштабах региона является комплексной и требует объединения усилий как федеральных структур, прежде всего Федеральной службы занятости, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной службы занятости населения субъектов РФ проводят мероприятия, направленные на содействие трудоустройства молодежи[5]. Среди них: - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; - организация временного трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Проблемами трудоустройства граждан занимаются органы и учреждения службы занятости, вместе с тем, не исключено функционирование центров трудоустройства молодежи, которые: консультируют молодых граждан по вопросам трудоустройства, оказывают им содействие в трудоустройстве, а также в обращении в официальные органы занятости, проводят предварительную диагностику и оценку индивидуальных перспективных возможностей трудоустройства молодых людей, обращающихся за помощью в кризисные центры, с согласия молодых граждан они направляют их в учреждения службы занятости; получают информацию о вакансиях, приемлемых для молодежи, в учреждениях службы занятости и доводят ее до молодых граждан. Сотрудничают с кадровыми агентствами: запрашивают информацию о наличии вакантных мест на постоянных и временных работах для молодежи; осуществляют подбор кандидатур работников; взаимодействуют непосредственно с потенциальными работодателями молодых граждан на предмет формирования вакансий для трудоустройства; проводят мероприятия, направленные на трудоустройство молодых граждан (ярмарки вакансий и так далее). Содействия занятости молодежи[6]. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах. Формально органы по делам молодежи не организуют общественные работы. Однако в тесном взаимодействии с органами службы занятости они могут формировать специальные участки общественных работ для молодых граждан. При этом органы по делам молодежи могли бы взять на себя определенное идеологическое обеспечение этих работ и подбор молодых граждан для участия в них (с формальным оформлением учреждениями занятости в общеустановленном порядке). Одной из форм массового трудоустройства молодых граждан являются молодежно-студенческие отряды. Деятельность такого рода отрядов необходимо распространить на молодежь в целом, рассматривая отряды как механизм временной занятости, активнее использовать самые разные сферы приложения сил молодежи, что даст двойной эффект (занятость и воспитание). В рамках такого рода массового трудоустройства молодежи важное значение имеет идеологическая составляющая привлечения молодых граждан к выполнению общественно-значимых работ. Волонтерское движение позволяет выявлять молодых граждан, которые наиболее склонны к саморазвитию и самосовершенствованию, видят смысл в идеалах служения обществу, Родине. Объединение таких молодых граждан в волонтерские отряды, которые приносят ощутимую пользу местному сообществу – объективно доказанная необходимость. При этом формально механизм волонтерства рассматривается как безвозмездная деятельность. Однако, выступая в данном случае как форма молодежной занятости, она может предусматривать определенные выплаты молодым гражданам, например, в качестве компенсации затрат. Предпринимательская деятельность является формой самозанятости молодежи. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы по делам молодежи при содействии предпринимательству взаимодействуют с органами по поддержке малого и среднего предпринимательства. К их полномочиям относятся: участие в осуществлении государственной политики, разработка и поддержка программ, содействие развитию и деятельности организаций, формирование инфраструктуры поддержки субъектов, пропаганда и популяризация, информационно-консультационное обеспечение в области развития малого и среднего предпринимательства молодежи, продвижение индивидуальных предпринимательских проектов молодых граждан через различные структуры государственной поддержки малого предпринимательства Содействие занятости может выражаться, в частности, в защите трудовых прав молодых граждан. Формы организации такой защиты как и организации трудоустройства, могут быть различны: введение дополнительных штатных единиц в органе по делам молодежи или подведомственных ему учреждениях, государственный заказ, поддержка общественных инициатив.
Молодежная политика Системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности является эффективная государственная молодежная политика. Она является деятельностью государства и направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны[7]. В этих целях необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям. Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются: · повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального); · сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума; · сокращение уровня безработицы в молодежной среде; · снижение уровня правонарушений среди молодежи; · повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; · повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества; · увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней. С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений. В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте. В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно. Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства: - учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости; - использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников; - установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других; - законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот; - осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |