Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повышение роли тарифных льгот в регулировании внешнеэкономической деятельности



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Повышение роли тарифных льгот в регулировании внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современных условиях интеграции России в мировое хозяйство и предстоящего вступления в ВТО повышается значение эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.

 Во всех странах мира внешнеторговая деятельность регулируется государством. Глубина и жесткость этого регулирования, как и набор методов, с помощью которых осуществляется это регулирование, в разных странах различны. Однако общим является одно - государство защищает свою национальную экономику, защищает интересы своих экспортеров за рубежом и экономические интересы отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном рынке. Таким образом, воздействие государства на ВЭД - это фактор развития страны, благосостояния нации. Бесконтрольная же деятельность организаций, самостоятельно выходящих на внешний рынок может привести к отрицательным последствиям для всей экономики страны.[7]

Согласно Конституции РФ (п."ж" ст.71) таможенное регулирование находится в ведении РФ.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ "таможенное регулирование", представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Правовую основу регулирования таможенно-тарифного регулирования составляет Таможенный кодекс РФ и закон N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Положения ТК РФ направлены на максимальное приближение таможенных стандартов к мировому сообществу. Поэтому акцент сделан на понятийный аппарат. Введен термин "таможенное регулирование", определяющий порядок перемещения имущества, имеющего материальную оболочку, через таможенную границу РФ при этом не имеет значения, в каких целях эти правила установлены сбор доходов федерального бюджета от ВЭД, защита интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение безопасности потребителя, сохранение культурных ценностей.

Таможенное регулирование выступает механизмом ВЭД. Но между тем нормативно-правовые акты, на основе которых осуществляются ВЭД и таможенное регулирование, не связаны между собой, это определяется в первую очередь отсутствием единой терминологической базы и тем, что создавались они в отрыве друг от друга. Первый Таможенный кодекс был принят в 1993 году, а Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" лишь в 1995 году. И, несмотря на уже существующий опыт в данной сфере, принятие новых нормативно-правовых актов не привело законодательное регулирование данной сферы к единому стандарту. Как ТК РФ 2003 года, так и Закон N 164-ФЗ не содержат необходимых терминологических положений. Отсюда сложившиеся и широко распространенные ложные представления о предмете таможенного регулирования.

Отсутствие единого толкования нормативно-правовых актов, применяемых при регулировании ВЭД и, в частности, при таможенно-тарифном регулировании, порождает конкуренцию норм, содержащихся в различных законах и иных правовых актах, по сходным правоотношениям и в наличии правовых пробелов. Поэтому основой регулирования становится правильное использование законодательства о ВЭД и таможенно-тарифном регулировании. Из-за неправильного толкования возникают проблемы при рассмотрении споров в судах, так как суды применяют методы аналогии закона и аналогии права. Это не решает проблем, как действовать субъектам ВЭД в каждой конкретной ситуации, которая не регламентирована нормой права при вступлении в таможенные правоотношения. Федеральная таможенная служба вправе давать разъяснения по проблемным вопросам применения внешнеэкономического и конкретно таможенного законодательства, но арбитражные суды редко применяют их в своей работе.

Проблематичным является и неодинаковость в толковании норм таможенного законодательства арбитражными судами РФ, это приводит к тому, что те участники ВЭД, которые владеют большей информацией, выбирают места таможенного оформления в зависимости от позиции арбитражного суда того или иного субъекта РФ.

Поэтому таможенное законодательство должно применяться в едином варианте; тем самым создаются равные условия для всех лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и сведение "субъективного фактора" в решениях и действиях, принимаемых таможенными органами и их должностными лицами.[8]

ТК РФ выявил проблемы, в частности, субъективного фактора, работники таможенных органов психологически не были готовы к новому таможенному законодательству. Не сформирован квалифицированный реальный резерв кадров. Также следует прекратить практику пересечения компетенции правоохранительных и иных государственных органов в вопросах осуществления государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью. Другая проблема, которую остро обозначил ТК РФ 2003 года, это правовое незнание участников внешнеэкономической деятельности. Он изобилует нововведениями, но основная их часть из-за названной проблемы остается невостребованной. Так, из пяти экономических режимов, предусмотренных кодексом, применяются только четыре: переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад. При этом таможенный режим - переработка на таможенной территории - из-за неопределенности таможенного и налогового законодательства отечественным товаропроизводителям применять становится невыгодно. Это связано с тем, что Налоговым кодексом не предусмотрено возмещение НДС в отношении продуктов переработки, вывезенных с таможенной территории, и работ, связанных с производством и реализацией таких товаров. Таможенный режим - переработка для внутреннего потребления - вообще не работает, так как нет документа с перечнем товаров, которые можно было бы помещать под этот режим. Не используются и специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при импорте товаров, так как российские участники внешнеэкономической деятельности используют по-прежнему ставки таможенного тарифа, лишая себя тем самым действенной защиты со стороны государства.

Большое значение в торгово-политическом механизме имеют нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженный характер. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. В общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

В системе государственного регулирования внешней торговли деятельность таможенных служб занимает центральное место. Это связано с тем, что на таможенную службу возложена главная контрольная функция за перемещением валютных ценностей, товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Упрощение и ускорение таможенных процедур, перестройка взаимоотношений таможни и бизнеса не должны повлечь за собой снижение эффективности таможенного контроля. При этом все большее значение приобретают тарифные методы регулирования ВЭД. Правила Всемирной Торговой Организации прямо это подчеркивают. В статье XI ГАТТ-1994 говорится, что страны-члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. Следует отметить, что другие статьи ГАТТ-1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер, однако вышеназванное положение достаточно четко отдает приоритет таможенно-тарифному регулированию. Следовательно, тарифные методы регулирования ВЭД становятся одними из основных. С помощью тарифного регулирования государство, не вводя прямого ограничения или запрета, а, используя экономические регуляторы, - изменение ставок таможенных пошлин, сокращает или увеличивает потоки товаров.[9]

Начисление же и уплата пошлин на товар производятся на основе его таможенной стоимости, т.е. таможенная стоимость является основой для начисления адвалорных таможенных платежей. При исчислении суммы таможенной пошлины важно правильно определить таможенную стоимость. Таможенная стоимость, являясь налоговой базой, влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения ее величины зависит поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей и эффективность таможенного регулирования.

Таким образом, контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД. В настоящее время проблемы, связанные с таможенной стоимостью все чаще становятся в центре дискуссий. Особую актуальность вопрос контроля таможенной стоимости представляет в связи с тем, что в настоящее время для свободной торговли российских предприятий ускоряется таможенное оформление товаров и транспортных средств, однако нельзя допускать ослабления эффективности инструментов защиты РФ на внешнем рынке.

Уровень таможенной стоимости косвенно влияет и на конкурентоспособность товара. Занижение таможенной стоимости ведет к занижению таможенных платежей и, как следствие, занижение стоимости товара на внутреннем рынке РФ по сравнению со стоимостью товара, по которому платежи были уплачены в полном объеме. Это приводит к увеличению конкурентоспособности товара, ввезенного недобросовестным участников ВЭД, по сравнению с другими товарами. "Серый импорт" - импорт товаров не официальными представителями компаний - также может привести к занижению таможенной стоимости. Такой ввоз, как правило, осуществляется по заниженной стоимости. Это сказывается на внутренних ценах и позволяет получить конкурентное преимущество в цене перед официальными представителями. Контроль таможенной стоимости позволяет сравнять уровень обложения таможенными платежами товаров официальных дилеров и серых импортеров и тем самым выровнять цены на внутреннем рынке, Это может привести к снижению уровня "серого импорта", т.к. в нем будет отсутствовать необходимость.[10]

Очевидно, что за отведенные Таможенным кодексом РФ 3 дня (ст. 359 ТК РФ) полную и качественную проверку достоверности и документальной подтвержденности заявленной таможенной стоимости не всегда удается провести. Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (п. 6 ст. 323 ТК РФ). Однако в таком случае происходит отвлечение денежных средств из оборота предприятия.

 Одним из существенных резервов ускорения процедуры контроля таможенной стоимости является концепция системы анализа и управления рисками (СУР), закрепленная в статье 358 ТК РФ. Она базируется на реализации принципа выборочности таможенного контроля. Данный подход позволяет добросовестному участнику ВЭД значительно сократить потери от издержек при таможенном оформлении.

В современных условиях, когда таможенная служба должна максимально содействовать торговле при одновременном ускорении времени выполнения таможенных процедур и таможенных формальностей, для обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования ВЭД при контроле таможенной стоимости следует использовать методы таможенного аудита.

Поэтому формирование нормативно-правовой базы определения и контроля таможенной стоимости с использованием методов таможенного аудита, системы управления рисками необходимо для обеспечения объективной, точной, быстрой оценки стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. При этом усилится и эффективность инструментов государственного регулирования ВЭД, т.к. будет, выполнятся основная задача контроля таможенной стоимости - поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости.

 

 

 


Заключение

 

В пункте 1 ст. 2 Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Заметим, что еще в начале ХХ века существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5 процентов (в Индии такая ставка составляла 3,5 процента, в Египте - 8 процентов и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) тарифами появляются и сложные (многоколонные).

Статья 3 Закона посвящена ставкам таможенных пошлин. Таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога. Ставка (или норма налогообложения) - один из основных налоговых элементов таможенной пошлины. Под ней понимается величина налога на единицу обложения. В пункте 1 ст. 3 Закона устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что, во-первых, ставки едины на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов. Однако допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 Закона, такие, как снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз. Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом "О таможенном тарифе".

Статья 12 Закона посвящена системе определения таможенной стоимости.

Под таможенной стоимостью понимается основа для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.

Таможенные льготы предоставляются:

- в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- в отношении таможенной пошлины;

- в отношении порядка таможенного оформления;

- в отношении мер таможенного контроля.

Таким образом, таможенные льготы - это преимущества в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Закон закрепляет следующие виды тарифных льгот:

1) возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;

2) освобождение от уплаты таможенной пошлины;

3) снижение ставки таможенной пошлины;

4) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля, 19, 30 декабря 2006 г., 6, 26 июня, 24 июля, 30 октября, 6 декабря 2007 г., 26 июня 2008 г.).

3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля, 8 ноября, 20 декабря 2005 г., 27 июля, 10 ноября 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г.).

 

Специальная литература

 

4. Бабанов Э. Ответственность за неясность таможенных правил// "Консультант", №9, май 2007.

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2005.

6. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

7. Воронцов Л.Д. Таможенные пошлины и сборы. Переход к новым правилам// "Главбух", №14, июль 2007.

8. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб.– М.: Норма, 2006.

9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2006.

10. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. – СПб.: ИВЭСЭП, С-Петербургский филиал РТА им. В. Б. Бобкова: Знание, 2006.

11. Клименко А.В. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. 2006. № 4.

12. Козырин А.П. Таможенные режимы. – М.: Статут, 2005.

13. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. В. А. Максимцева, Б. Н. Габричидзе. – М.: Инфра-М-Норма, 2006.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). - "Норма", 2006.

15. Круглов А. Роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности России // Внешняя торговля. 2006. № 12.

16. Круглов А. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности. // Экономика и жизнь. 2007. № 44.

17. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. - М.: Экзамен, 2006.

18. Никонов А. Таможенные льготы зависят от страны происхождения товара. // Экономика и жизнь. 2008. № 39.

19. Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования// "Законодательство и экономика", №2февраль, 2007.

20. Остапов В.С. О первоочередных мерах по поддержке экспортеров. // Внешняя торговля. 2007. № 1.

21. Развитие таможенного дела в Российской Федерации // Основы таможенного дела /Отв. ред. П. Дзюбенко. Вып. 1. М. РИО РТА. 2006.

22. Таможенное право: учебник / отв. ред. Быков В.А. М.: Бек, 2005.

23. Таможенное право России: Конспект лекций в схемах / Под ред. Д.И. Платонова. – М.: Приор, 2005.

24. Тимошенко И. В. Таможенное регулирование ВЭД. – М.: Бератор Пресс, 2005.


[1] Тимошенко И. В. Таможенное регулирование ВЭД. – М.: Бератор Пресс, 2005., С.80.

[2] Остапов В.С. О первоочередных мерах по поддержке экспортеров. // Внешняя торговля. 2007. № 1., С.16.

[3] Развитие таможенного дела в Российской Федерации // Основы таможенного дела /Отв. ред. П. Дзюбенко. Вып. 1. М. РИО РТА. 2006., С.149.

[4] Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006., С.211.

[5] Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2005., С.209.

[6] Бабанов Э. Ответственность за неясность таможенных правил// "Консультант", №9, май 2007., С.49.

[7] Воронцов Л.Д. Таможенные пошлины и сборы. Переход к новым правилам// "Главбух", №14, июль 2007., С.14.

[8] Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб.– М.: Норма, 2006., С.95.

[9] Никонов А. Таможенные льготы зависят от страны происхождения товара. // Экономика и жизнь. 2008. № 39., С.11.

[10] Круглов А. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности. // Экономика и жизнь. 2007. № 44., С.26.



2020-02-03 234 Обсуждений (0)
Повышение роли тарифных льгот в регулировании внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повышение роли тарифных льгот в регулировании внешнеэкономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)