Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Литературная сказка как объект преподавания



2020-03-17 217 Обсуждений (0)
Глава I. Литературная сказка как объект преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика преподавания литературной сказки в средней школе.

 

Студента 6 курса

Заочной формы обучения

Группы РЛ-4

Хацкевича Глеба Владимировича.

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

доцент Бабурина М.А.

 

Санкт - Петербург 2012


Оглавление

Введение

Глава I. Литературная сказка как объект преподавания

1. Литературная сказка, и ее жанровая специфика

2. Методика преподавания

2.1 Литературная сказка в современной школе

3. "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского в историко-литературном контексте

Глава II. Влияние традиции гофмановской фантастики на творчество Антония Погорельского, на примере произведения "Лафертовская маковница"

Глава III. Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Глава IV. Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Данное исследование посвящено преподаванию литературной сказки школьникам. Причём в представленной работе литературная сказка рассматривается как отдельный (самостоятельный), феномен, подчеркивается её принципиальное отличие от фольклорной сказки.

Литературная сказка является достаточно популярным жанром искусства слова.

Многие особенности, присущие сказке как виду литературы, сложились уже на ранних этапах ее развития. Первый этап в истории отечественной литературной сказки может быть назван "допушкинским" (сказка в литературе XVIII - начала XIX вв.). Итогом его стало окончательное закрепление сказки в системе литературных жанров. Русская литературная сказка восприняла то, что было выработано традиционным фольклором (духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме), соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с авторским талантом. Сказка стала составной частью духовной культуры народа, сказочные принципы осмысления и изображения мира и человека универсальны и узнаваемы в искусстве.

К началу XIX в. осознается ее ценность для общества:". с помощью скрытого нравоучения привести в согласие рассудок и страсти, натуру и общество - вот важное дело Сочинителя сказок; вот в каком смысле и самые сказки могут называться школою нравов, а сказочники учителями рода человеческого" (Сиповский В.В.)

В развитии литературной сказки в послепушкинский период выделяют несколько тенденций. По мнению Т.Г. Леоновой (Леонова Т.Г.) их две: создание сказок в народном стиле и в пародийно-фольклорном. Первая, с точки зрения исследователя, обозначается в творчестве В.А. Жуковского и П.П. Ершова. "Сказки-пародии" представлены в творчестве Н.М. Языкова, П.А. Катенина и Н.А. Некрасова.1870-80-е гг. - новый период высокого подъема сказки. В это время появляются сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Н.П. Вагнера. К жанру познавательно-дидактической сказки для детей, традиции которой определены В.Ф. Одоевским ("Городок в табакерке"), обращаются Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

К началу XX в. уже существуют серьезные литературные традиции авторской сказки, намечены некоторые тенденции развития. В целом складываются две основные литературно-сказочные формы: волшебно-романтическая и сатирико-аллегорическая, главные функции которой - нравоописательная и дидактическая.

История авторской сказки отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды.

Существует немалое количество исследований, затрагивающих ее культурологические, этнографические и литературные особенности. Однако, следует отметить, что круг исследований социальных, психологических и педагогических функций сказок не столь широк.

Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе. Большое внимание этой работе уделял В.А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании…".

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - литературная сказка - несомненно интересна тем, что она синтезирует различные элементы и принципов создания литературы и фольклора а также тем, что она является как бы инструментом воспитания нравственности формирования мышления.

Предмет исследования - преподавание литературной сказки. Уникальность данной работы заключается в предлагаемой разработке авторской системы уроков по сказкам писателя Антония Погорельского.

Цель исследования - привлечь внимание педагогов к теме преподавания литературной сказки.

В ходе работы над дипломом были поставлены и решены следующие задачи:

раскрыть понятие "литературная сказка"

определить ее значение, функции

провести анализ литературы, связанной с темой исследования

рассмотреть методики преподавания авторской сказки

разработать план уроков по изучению литературных сказок

провести уроки

литературная сказка погорельский гофмановский


Глава I. Литературная сказка как объект преподавания

 



2020-03-17 217 Обсуждений (0)
Глава I. Литературная сказка как объект преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Литературная сказка как объект преподавания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)