Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные звенья и элементы налоговой системы России



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Основные звенья и элементы налоговой системы России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В российской литературе о налогах доми­нирует классификация, которую можно определить как традицион­ную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взима­ния, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. По этим основаниям нынешние налоги делятся на: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц.

Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком пря­мых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги под­разделяются на: реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действи­тельного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физичес­ких лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности нало­гоплательщика (например, налог на прибыль организа­ций). Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взи­мания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в ос­новном все товары, работы и услуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в госу­дарственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и ус­луги при пересечении государственной границы (экспорт­но-импортные операции) [8, с. 37].

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имуще­ство, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

Далее, в соответствии с частью первой НК РФ «федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации». Они регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники аккумулированы в федеральном бюджете.

В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметно уменьшилось. Осталось всего 15 официальных налога. Согласно ФЗ РФ от 29 июля 2004 года №95-ФЗ к федеральным налогам и сборам с 1.01.2005 года относятся [14, с. 14]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) единый социальный налог;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) государственная пошлина;

8) налог на наследование и дарение;

9) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

10) водный налог.

Первые четыре налога создают основу финансовой базы государства.

Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются «налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес.

Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом».

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.

Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.

По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды.

Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Налоговая система РФ выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Термин «распределение налоговых доходов» в данном случае относится к уровням государственной власти, ответственным за определение ставок и структуры распределения доходов от тех или иных налогов по уровням бюджетной системы, независимо от того, направляются ли указанные налоговые доходы в бюджет этого уровня государственной власти. Применяемым сейчас в России, вариантом распределения доходных полномочий является закрепление некоторой части налоговых полномочий за местными или региональными органами власти, а в случае необходимости, - компенсация недостающих доходов путем закрепления долей от регулирующих налогов либо путем перечисления трансфертов в местный бюджет. Ключевым вопросом при осуществлении подобной схемы распределения доходов является выбор налогов, закрепляемых за местными/региональными органами власти (местных/региональных налогов), а также федеральных налогов, определенная доля поступлений которых зачисляется в региональные/местные бюджеты (регулирующих налогов). В случае закрепления за нижними уровнями власти налоговых полномочий, что позволяет связывать величину налогового бремени и принимаемые расходные решения, местные органы власти в своих действиях руководствуются соображениями вида «затраты-выгоды», что приводит к повышению экономической эффективности.

Следует отметить, что решение проблемы распределения налоговых доходов не сводится к полному закреплению конкретных налогов за местным, региональным или национальным уровнем власти: скорее, результатом ее решения является спектр различных схем закрепления налоговых доходов и налоговых полномочий. Налоговые доходы субнациональных бюджетов могут принимать различные формы: собственные доходы, которые полностью зачисляются в бюджет соответствующего органа власти, имеющего право определять ставку налога, а в определенных случаях - оказывать влияние на порядок расчета налоговой базы, и «пересекающиеся» налоги, база которых определена федеральным законодательством для всей территории страны, а субнациональные органы власти вправе самостоятельно устанавливать ставки налога. Регулирующие же доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Другими словами, регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного муниципального образования, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам РФ.

Государственная пошлина, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляется в местные бюджеты. Налог на прибыль организаций в твердой доле делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты. Акцизы распределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться, налог на добавленную стоимость полностью поступает в федеральный бюджет, а подоходный налог с физических лиц – в региональный. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.

Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц).

По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – налог на доходы, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся [7, с. 32]:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.

2) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него (налог на прибыль).

3) у источника - вносится лицом, выплачивающим доход (налог на доходы физических лиц).

 



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Основные звенья и элементы налоговой системы России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные звенья и элементы налоговой системы России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)