Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и принципы пенсионного страхования в России



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Понятие и принципы пенсионного страхования в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблемы финансового обеспечения выплаты пенсий становятся все острее во всем мире. Причин этому несколько. Наиболее признанной из них является все более подтверждающаяся тенденция к углублению демографического кризиса, проявляющегося в демографических сдвигах, направленных на быстрое увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет. Для нашей страны эта тенденция еще больше обостряется наложением негативных демографических последствий второй мировой войны.

Так, в частности, по данным Всемирного банка, в 1990 г. во всем мире лица в возрасте старше 60 лет составляли 9% всего населения мира. Однако их численность может возрасти уже к 2030 г. почти вдвое. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержку каждого пенсионера в среднем обеспечивают четыре человека работоспособного возраста, к 2030 г. их может остаться только двое, а в некоторых странах, например, в Германии, соотношение работающих и пенсионеров будет почти один к одному. Интересы пенсионеров в каждой стране различны, но в них есть много общего, например, пенсии, медицинская помощь, долгосрочный уход и рабочие места (для тех, кто еще работает или хотел бы работать). [8]

Многие государства уже сейчас столкнулись с необходимостью повышения пенсионного возраста. Однако это находит множество негативных откликов со стороны населения. Так повышение в 2010 году пенсионного возраста во Франции вызвало волну протестов и негодования, особенно среди молодежи. С подобной проблемой в самое ближайшее время столкнется и Россия.

Большинство существующих в мире государственных пенсионных систем находится в предкризисном состоянии: они не соответствуют экономическим, социальным и правовым реалиям. В разных странах имеется национальная и историческая специфика, различны порядки установления тарифов страховых взносов, методы их сбора и организации пенсионных служб, формы взаимоотношений с государством. [8]

Анализируя опыт зарубежных стран, Соловьев А.К. показывает, что существует только три базовых института пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить десятки комбинаций национальных пенсионных систем (моделей пенсионных систем) [6].

Первый институт - это социальная помощь. В развитых государствах она играет роль механизма борьбы с бедностью.

Второй институт - личное добровольное страхование пенсии с помощью накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты. В некоторых странах оно играет роль основного механизма самозащиты работников и мелких предпринимателей в период прекращения ими трудовой деятельности. В странах Латинской Америки этот институт реализуется в форме обязательного личного страхования пенсии.

Третий институт - обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения. Цель - сохранение с помощью коллективных (массовых) форм страхования социальных рисков жизненного уровня, достигнутого в течение трудоспособного периода.

Главная задача, которую предстоит решить при уточнении концепции пенсионной реформы в России, состоит в определении оптимальных пропорций применения и форм развития каждого из трех вышеназванных институтов пенсионного обеспечения. [8]

Как отмечает Соловьев А.К., в мировой практике существуют четыре способа материального обеспечения людей в нетрудоспособном возрасте [6]:

они могут продолжать работать наряду с молодыми;

их может взять на свое попечение семья;

они могут получать пенсию и, наконец;

жить на ранее сделанные сбережения.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно - курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. [7]

Социальное страхование - важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты, обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. [3]

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными. [2]

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. [10]

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются [3]:

) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

Ø организации;

Ø индивидуальные предприниматели;

Ø физические лица;

) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Добровольное пенсионное страхование по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию.

Государственное пенсионное страхование должно быть ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни при наступлении старости и, во-вторых, на возмещение трудоспособным гражданам дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду после наступления установленного законодательством пенсионного возраста. Эти две составляющие государственного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. [6]

В первом случае речь идет о пенсионном обеспечении, размер которого не зависит от трудового вклада гражданина, во втором - об обязательном виде страхования, размер которого непосредственно связан со стажем и размером отчислений от заработка каждого застрахованного. Отдельные специалисты даже исключают первую функцию из понятия государственного страхования, поскольку она не соответствует страховым принципам. В таком случае пенсионное страхование сводится исключительно к возмещению утраченного заработка.

В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.

На уровень пенсионного обеспечения в конкретный период в равной мере влияют социально - экономическое положение страны, демографическая ситуация, система оплаты труда и налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества. [9]

Что же касается функционирования государственного пенсионного страхования, то оно основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

По мнению Бабкина В.А., основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются [5]:

• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

• паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Базовые принципы функционирования государственной пенсионной системы:

единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;

всеобщность;

обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

государственная гарантия для всех застрахованных;

солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов);

автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;

зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);

целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

возвратность пенсионных платежей;

индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов и др.

Объективными причинами большинства современных проблем функционирования пенсионной системы стало отсутствие ряда перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике. [5]

В рыночной модели пенсионного страхования необходимо обеспечить сочетание принципа личной ответственности каждого застрахованного и принципа солидарности застрахованных. Реализация этоготребования предполагает участие всех субъектов страхования в формировании его финансовой базы.

Дополнительные методологические проблемы при реализации принципов обязательного пенсионногострахования возникли в результате введения единого социального налога, который практически ликвидировал условия возвратности и возмездности данных платежей. Однако переход от единого социального налога к страховым взносам должен решить эту проблему. [5]

Следует также отметить, что не только в пенсионном страховании, но и во всей системе социальной защиты все еще не создан достаточно эффективный механизм гарантий прав застрахованных. Ни в одном из ее направлений - ни в пенсионном, ни в обязательном медицинском, ни в социальном страховании, ни в страховании безработицы - нет никаких независимых структур, которые рассматривали бы претензии застрахованных на неправомерность действий страхователя, страховщика. Добиться же рассмотрения конфликтов в сфере социального страхования в гражданском суде, как показывает практика, практически невозможно.

В действующей пенсионной системе не был реализован и принцип самоуправления. Как следствие этого сохраняется прямая зависимость страховых внебюджетных фондов от государственных структур (назначение и освобождение органами государственной власти руководства фондов, легитимность вмешательства в их деятельность и т.д.).

С учетом изложенных выше нарушений было бы ошибкой рассматривать недостатки действующей системы государственного пенсионного страхования как нечто случайное и временное, полагая, что при более благоприятных социально-экономических условиях они исчезнут сами собой, а система станет работать эффективно. Необходимо добиваться полного соблюдения принципов пенсионного страхования в практической деятельности ПФР, поскольку только продвигаясь по пути совершенствования государственного пенсионного страхования, можно достигнуть реальных успехов.

В современной России продолжается дискуссия по поводу того, какой должна стать пенсионная система в будущем. Международное бюро труда, активно участвующее в оказании помощи российской социальной сфере, сформулировало следующие принципы реформы социального обеспечения [5]:

• приемлемость реформы с экономической и социальной точек зрения;

• общая ответственность государства;

• участие социальных партнеров в управлении;

• удовлетворение основных потребностей;

• учет требований социальной интеграции;

• гарантия достойного размера возмещения утраченного заработка;

• справедливая система финансирования;

• предсказуемость результатов;

• наличие постоянных источников финансирования.

 

Вывод по главе 1.

В первой главе была рассмотрены этапы формирования системы пенсионного страхования в России, ее сущность, а также основные принципы.

Система пенсионного страхования в России начала формироваться в начале 20 века, базировалась на страховых основах, однако широкого распространения и развития не получала. Сформировавшаяся в СССР пенсионная система носила патерналистский характер и функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Однако с развалом СССР пенсионная система вновь встала на «страховые» рельсы. В 2010 году единый социальный налог был отменен, и вместо него установлены страховые взносы.

Существует два типа пенсионного страхования: обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование представляет из себя систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Основывается на таких принципах как всеобщность, солидарность, государственная гарантия для всех застрахованных и т.д.

Трудно не согласиться с необходимостью соблюдения перечисленных выше принципов в процессе реформы. В ближайшем будущем нашей стране законодательно нужно закрепить многие принципиальные положения, касающиеся пенсионного страхования.

В этой связи помимо учета принятых в международной практике принципов и норм пенсионного страхования необходимо детально изучить используемые в мировой практике модели пенсионного обеспечения и опыт их функционирования.




2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Понятие и принципы пенсионного страхования в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и принципы пенсионного страхования в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)