Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие финансового механизма внебюджетных фондов



2020-03-17 144 Обсуждений (0)
Понятие финансового механизма внебюджетных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовый механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов

Понятие финансового механизма внебюджетных фондов

 

Понятие финансового механизма рассматривается в работах Базаровой Г.В., Барулина С.В., Вавилова Ю.Я., Гончаренко Л.И., Дробозиной Л.А., Иваницкого В.П., Казака А.Ю., Песселя М.А., Петровой Н.П., Родионовой В.М., Самарухи В.И. и др. но единого подхода к определению сущности данного понятия в экономической литературе нет.

Наиболее распространенным является определение финансового механизма как системы установленных государством форм, методов и способов организации финансовых отношений.

Глущенко В.В. и Чехунов В.Н. считают, что финансовый механизм «представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития… включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения».

По мнению Барулина С.В., «финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов».

Структуру финансового механизма составляет множество элементов, соответствующих многообразию финансовых отношений и составляющих этих финансовых отношений. Так, по мнению Глущенко В.В. и Чехунов В.Н., «основными звеньями финансового механизма являются: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль».

Миляков Н.В., раскрывая содержание финансового механизма, считает, что «финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)».

Петрова Н.П. выделяет следующие элементы финансового механизма: «финансовые методы (инвестирование, налогообложение, кредитование, самофинансирование, страхование, стимулирование, факторинг, планирование, регулирование); органы управления финансами; нормативно-правовое обеспечение (кодексы, федеральные законы, постановления правительства, приказы министерств, указы Президента, инструкции, методические указания, нормативы, нормы, тарифные ставки); информационное обеспечение (информация о конъюнктуре рынка, информация о внешней среде, информация органов статистики, рейтинговых и консалтинговых агентств); финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, доход, цена, дисконт, финансовые санкции, арендная плата, валютный курс, амортизационные отчисления, дивиденды.

Барулин С.В. выделяет три элемента финансового механизма, таких как: финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. По его мнению, «финансовые формы, методы и инструменты конкретизируют инструментарий финансового планирования, регулирования и контроля … формируют конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой и частноправовой формах, процессы формирования и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов». В соответствии с разделением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы Барулин С.В. подразделяет финансовый механизм на государственный финансовый механизм (эмиссионно-денежный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, валютный механизмы, механизмы бюджетного регулирования, государственного заимствования и финансового резервирования и др.) и частнохозяйственный финансовый механизм (механизмы ценообразования, формирования, распределения и использования дохода и прибыли, кредитный, инвестиционный и страховой механизмы и др.).

Для исследования функционирования внебюджетных фондов автор придерживается позиции Глущенко В.В., Чехунова В.Н. и Милякова Н.В. в отношении содержания и структуры финансового механизма.

В настоящее время в экономической литературе встречается множество определений внебюджетных социальных фондов. Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 1 января 2008 г., внебюджетные социальные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, «управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях… социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи».

Многие авторы определяют внебюджетные фонды как целевые фонды финансовых ресурсов. Так, по мнению Бабича А.М. и Павловой Л.Н., «государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь».

Барулин С.В. трактует понятие «внебюджетный фонд» следующим образом: «внебюджетные фонды представляют собой самостоятельное звено системы публичных финансов (в отдельных странах - бюджетной системы), особую форму образования и использования целевых публичных финансовых ресурсов, доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения функций государства (местного самоуправления) по социальной защите граждан и решению других задач путем фондирования денежных средств, учитываемых и управляемых автономно от бюджетов публично-правовых образований». Автономность бюджетов внебюджетных фондов заключается в том, что «они имеют свои органы управления, собственные целевые источники доходов и направления их расходования».

Наиболее точное определение дает Белоусова А.Г., придерживаясь мнения, что «государственные внебюджетные социальные фонды - это форма создания и использования фондов финансовых ресурсов посредством распределения и перераспределения валового внутреннего продукта на страховой основе для обеспечения финансирования системы социальной защиты населения». Под социальной защитой, по мнению Антропова В.В., следует понимать «систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения». Многие авторы трактуют внебюджетные фонды как метод перераспределения национального дохода, в который не включаются отчисления на потребление капитала и косвенных налогов, тогда как механизм формирования финансовых средств внебюджетных фондов базируется на обязательных страховых взносах, являющихся частью издержек производства.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение финансового механизма формирования и использования государственных внебюджетных социальных фондов: финансовый механизм формирования и использования государственных внебюджетных социальных фондов - это совокупность способов организации финансовых отношений, установленных государством с целью формирования на страховой основе целевых фондов финансовых ресурсов и обеспечения установленных стандартов жизни для граждан в условиях действия социальных рисков.

Таким образом, структура финансового механизма формирования и использования государственных внебюджетных социальных фондов состоит из следующих элементов: формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов государственных внебюджетных социальных фондов; финансовое планирование бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов; нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных внебюджетных социальных фондов; финансовый контроль за составлением и исполнением бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

 



2020-03-17 144 Обсуждений (0)
Понятие финансового механизма внебюджетных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие финансового механизма внебюджетных фондов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)