Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права



2020-03-17 175 Обсуждений (0)
Глава 2. Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Элементы и стадии механизма правого регулирования

 

Рассматривая элементы механизма правового регулирования, следует рассмотреть вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений. Отграничивая элементы механизма правового регулирования от иных правовых явлений, нам необходимо выделить следующие его черты, а именно: институционность - как статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в механизм правового регулирования не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т.д; функциональность - как правовые явления, которые реально функционируют. Поэтому общие, глобальные правовые явления (законность, правосознание) при всем их определяющем значении в правовой системе, выступают не виде элементов механизма правового регулирования, а в виде его среды, общего фона - фактора, присоединяющегося к тому или иному элементу в процессе его функционирования.

Мы к элементам механизма правового регулирования относим юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным - все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

Основные элементы считаются таковыми потому, что в механизме правового регулирования они являются узловыми его звеньями и образуют основу, каркас всей системы правового регулирования. Причем каждый из названных основных элементов является главным, определяющим на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется фактическое регулирующее воздействие на общественные отношения.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права представляют собой действия субъектов права, по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права представляют собой индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному гражданскому делу.

Вспомогательные элементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Они примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на той или иной его стадии. Например, к нормам права примыкают такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям - юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей - акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права - акты толкования права, правосознание, правовая культура. Вспомогательные элементы механизма правового регулирования не всегда жестко привязаны к определенной стадии процесса правового регулирования. Некоторые из них могут включаться в процесс правового регулирования на разных его стадиях.

Нормативно-правовой акт, как документ содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования представляют собой документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты это факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Деление правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, на основные и вспомогательные является главным, но не единственным. В литературе можно встретить и другие классификации. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, административными, уголовными, гражданскими и т.д.; в зависимости от характера - материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли - регулятивными и охранительными; в зависимости от степени персонализации - нормативными (общими) и индивидуальными (персональными); в зависимости от информационно-психологической направленности - стимулирующими (поощрения, льготы, субъективные права) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Возможны и другие классификации.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически, но под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Таким образом, возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права является первой стадией правового регулирования. На этой стадии, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т.е. объем прав и обязанностей.

Изначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Александров Н.Г., который выделил следующие звенья механизма правового регулирования: 1) установление правового статуса лица; 2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит их индивидуализация и конкретизация. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации. Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, так как на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется, правообеспечительная, правоохранительная функции права.

Однако Алексеев С.С. рассматривает дополнительную, факультативную, четвертую стадию. Данная стадия либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это стадия применения права. Под применением права принято понимать деятельность государственных органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права.

Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т.е. их субъективные права и обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав и обязанностей.

Необходимость в стадии применения права возникает в двух случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором - между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной или факультативной.

Таким авторы как Матузов Н.И. и Малько А.В. выделяют пять основных стадий правового регулирования:

. Формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

. Происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.

. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. То есть, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению, либо осуществить активные действия в интересах управомоченного.

. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться.

. Факультативная стадия. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Основные отличия, от предыдущей классификации, заключаются в том, что вторая и третья стадии объединяются в одну - вторую стадию, в общей классификации и выделяется как и у С.С. Алексеева факультативная стадия.

Однако Пьянов Н.А., рассматривает стадии правового регулирования в широкой и узкой трактовке. При широкой трактовке в процессе правового регулирования представляется возможным выделить две стадии: стадию правовой регламентации общественных отношений и стадию действия норм права. Первая связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права. По своему характеру она является подготовительной, поскольку здесь правового регулирования как такового, т.е. реального, фактического воздействия права на общественные отношения, еще не существует. Вторая связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования (при его широкой трактовке) данная стадия является основной.

При узкой трактовке процесс правового регулирования представляет собой процесс функционирования, действия норм права. При таком подходе правотворчество из процесса правового регулирования исключается, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического воздействия норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования, при его узкой трактовке, можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии. К основным стадиям относятся: стадия общего действия норм права, стадия возникновения субъективных прав и обязанностей и стадия реализации субъективных прав и обязанностей. К дополнительной стадии относится стадия применения права. Таким образом, данная трактовка совпадает с классификацией стадий, которую предлагают большинство авторов.

 

Особенности эффективности правового регулирования

 

Исследуя механизм правового регулирования мы пришли к выводу, что он нацелен на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы. Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на особенностях его эффективности.

Эффективность правового регулирования в юридической науке условно можно рассматривать как соотношение цели принятия нормативного акта и результата её действия. Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы - эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется, прежде всего, отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую и слаженную работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей, которые стоят перед нормой права. Следовательно, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. При этом, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение. Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечить лишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменение здесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, с той только разницей, что предполагает в данном случае издание правоприменительного акта.

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Эффективность правового регулирования представляет собой соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования:

·   Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Необходимо усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.

·   Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования. Повышение уровня правовой культуры субъектов права непосредственно повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

·   Интересы человека это главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.

·   Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка.


Заключение

 

Таким образом, проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:

Правовые средства, не образуют каких - то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач.

Правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны, от явлений правовой деятельности - действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности - правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. Все это, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма.

Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Таким образом, проведенный анализ позволил нам сформулировать следующие выводы относительно понятия механизма правового регулирования, который позволяет:

· не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, но и обжаловать их как целостность, представить их в работающем, системно - воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;

· высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования - правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности, характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами, следовательно механизм правового регулирования - сложное явление, требующее дальнейшего углубленного изучения.

К элементам механизма правового регулирования относятся юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Данные элементы чаще всего подразделяют на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным - все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

Эффективность правового регулирования в юридической науке условно можно рассматривать как соотношение цели принятия нормативного акта и результата её действия. Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы - эффективности права. Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую и слаженную работу. Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей, которые стоят перед нормой права. Следовательно, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.


Библиографический список

 

Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:

1. Александров Н.Г. Теория государства и права. - М.: Юридическая литература, 2012.

.   Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. - М., 2002.

.   Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. 2009. - № 6.

.   Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000.

.   Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 2011. С. 30.

.   Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М.: 2008.

.   Боков Ю.А. Принцип правотворчества как один из факторов влияния на эффективность правового регулирования / Эффективность механизма правового регулирования: Сборник научных трудов / Под ред. С.А. Боголюбова. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001.

.   Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2.

.   Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 2012. С. 3.

.   Дмитрук В.Н. Теория государства и права./ Учебное пособие. - Минск.: Амалфея, 2000.

.   Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2002.

.   Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

.   Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М.: Юристъ, 2000.

.   Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. 136 с.

.   Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрист, 2002 г.

.   Основы государства и права: Учебное пособие/ Под ред. О.Е. Кутафина - М.: Юристъ, 2002.

.   Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 2010.

.   Пьянов Н.А. Правовое регулирование и его механизм// Сибирский юридический вестник. - №2.- 2003.

.   Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: Юнити: Закон и право, 2004. С. 355-371.

.   Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Былина, 2000.

.   Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2000.

.   Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 627.

.   Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. - М.: Юрист, 1999.

.   Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - Екатеринбург, 2002.

.   Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие/ Под ред. Бабаева В.Н., Баранова В.М., Толстик В.А. - М.: Юристъ, 1999.

.   Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 341.

.   Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов. государство и право. 2010. № 10. С. 124-125.



2020-03-17 175 Обсуждений (0)
Глава 2. Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Основные элементы и особенности правового регулирования в теории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)