Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие логопсихологии и психолингвистической безопасности



2020-03-17 311 Обсуждений (0)
Взаимодействие логопсихологии и психолингвистической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Логопедическое взаимодействие базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Результаты комплексного взаимодействия обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии.

Логопедическое взаимодействие раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).

Формирование речи основывается на следующих положениях: распознавание ранних признаков нарушения речи и его влияние на общее психическое развитие; своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности; учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения; учет закономерностей развития детской речи в норме; взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи различного происхождения и др.


Взаимодействие логопсихологии и психолингвистической безопасности

 

Активное развитие процесса обмена информации в обществе обусловливает необходимость дальнейшего изучения психологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на разных уровнях организации коммуникативных систем (микроуровень - индивидуально-психологические; мезоуровень - межличностные; макроуровень - крупные социально-психологические). Это обусловило создание информационно-коммуникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей универсальные механизмы психологических процессов приема, переработки и передачи коммуникативной информации.

Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особое значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зимняя, «многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, психосемантика, нейролингвистика, психофизиология, психология». Поэтому возникла необходимость обосновать междисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности психологической организации единой коммуникативной метасистемы, интегрирующей многоуровневую структуру языковых средств, речевой деятельности и способностей, процесса общения через коммуникативное взаимодействие.

Перед психологией коммуникации стоят следующие задачи: исследование психологических особенностей систем языка, речи, общения; разработка дифференцированного понятийного аппарата лингвистического, физического, интерактивного уровней организации процесса коммуникации; изучение интегративной структуры коммуникативной метасистемы, ее компонентов, блоков, принципов функционирования; анализ психологического содержания трех разделов психологии коммуникации: общего, частного и специального; обоснование особенностей синтологической психолингвистики, психосемантики; оценка современных принципов и содержания логопсихологии, ее частных направлений; создание и внедрение новых методов психодиагностики, психокоррекции, психотерапии.

Психология коммуникации как дисциплина имеет следующую структуру:

Общая психология коммуникации

Психология языка

Психология речи

Психология речевой деятельности

Психология речемыслительных процессов

Психология речевых способностей

Психология общения

Частная психология коммуникации

Синтологическая психолингвистика

Синтологическая психосемантика

Психоинформатика

Специальная психология коммуникации

Логонейропсихология

Логопсихология (общая)

Логопатопсихология

Логодиагностика

Логотерапия

Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.

1.Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Немов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматривается как единая система, которая включает контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

2. Немов Р..С. Психология. - М., Просвещение, 1994, Кн. 1, с. 435

2. Коммуникация как частный аспект общения (А.В. Петровский, 1995). С этой точки зрения общение оценивается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который рассматривается как коммуникативная сторона общения. Кроме этого также выделяются перцептивный (взаимовосприятия) и интерактивный (взаимодействие) аспекты.

В современном обществе продолжается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и психологию достижений такого раздела психологии коммуникации, как логопсихология и психолингвистическая безопасность.

Логопсихология и психолингвистическая безопасность только начинают складываться как самостоятельные области научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая система, нет методологической основы для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне. Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия - это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Существует дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.

При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь - это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование всех остальных функций.

В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации. И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории - это нарушение вербальной коммуникации.

В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации. И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории - это нарушение вербальной коммуникации.

 



2020-03-17 311 Обсуждений (0)
Взаимодействие логопсихологии и психолингвистической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие логопсихологии и психолингвистической безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)