Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательство о государственной гражданской службе, как самостоятельного вида государственной службы



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Законодательство о государственной гражданской службе, как самостоятельного вида государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 2. Особенности правового регулирования государственной гражданской службы, как самостоятельного вида государственной службы в Российской Федерации

 

Законодательство о государственной гражданской службе, как самостоятельного вида государственной службы

 

Согласно ст. 71 (п. «т№) Конституции РФ федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Исходя из п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в ведении Российской Федерации находятся как правовое регулирование, так и организация федеральной государственной гражданской службы. В отличие от федеральной государственной гражданской службы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

В настоящее время в систему федерального законодательства по вопросам государственной гражданской службы входят:

Федеральные законы, такие как: от 27 мая 2003 г. №58 «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и другие.

Одним из основных нормативных документов являются Указы Президента РФ (перечислим некоторые из них): от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»; от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»; от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»; от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»; от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и другие.

Постановления Правительства РФ, к которым относятся, например такие как: от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»; от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»; от 24 февраля 2010 г. № 79 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» и другие.

Наряду с нормативными актами высших федеральных органов государственной власти в сфере государственной гражданской службы действуют ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы государственной гражданской службы в пределах их компетенции. В частности, к таким актам относятся Приказы Минюста России, приведем некоторые из них: от 8 сентября 2011 г. № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России»; от 31 марта 2009 г. № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность»; Минздравсоцразвития России: от 31 марта 2009 г. № 143н «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»; от 26 августа 2011 г. № 989н «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну».

Кроме нормативных правовых актов общего характера в сфере государственной службы федеральными государственными органами издаются акты, связанные с реализацией ими функций представителя нанимателя в отношении гражданских служащих, работающих в соответствующем государственном органе, имеющие методологический, организационный и правоприменительный характер.

К ведомственным нормативным правовым актам организационного характера можно отнести такие акты, как Приказы: Роспотребнадзора от 29 декабря 2007 г. № 399 «Об организации проверок достоверности и полноты представленных государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении им ограничений, установленных федеральными законами»; Роструда от 26 сентября 2008 г. № 192 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в Федеральной службе по труду и занятости».

К нормативным правовым актам методологического характера относятся, в частности, Приказы Минздравсоцразвития России: от 21 ноября 2006 г. № 793 «О должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития России»; от 12 марта 2009 г. №111н «О Методике проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и другие.

Следует отметить, что в некоторых федеральных государственных органах до настоящего времени остается неурегулированным ряд вопросов прохождения в них гражданской службы. В частности, отсутствуют приказы: о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; о перечне должностей гражданских служащих помимо высших и главных, для которых в соответствии со служебным распорядком государственного органа устанавливается ненормированный служебный день; о примерных должностных регламентах гражданских служащих; о порядке рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов в отношении гражданских служащих территориальных органов; о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»). Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ принято более четырех тысяч нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ.

Законы субъектов РФ не могут противоречить положениям федеральных законов в сфере гражданской службы. Так, например, Конституционный Суд РФ в Определении от 3 апреля 2007 г. установил, что положения п. 3 ст. 4 и ст. 6 Закона Калининградской области от 13 октября 2005 г. «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области и признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области» не соответствуют ст. ст. 39 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции РФ. В соответствии с указанным Определением Конституционного Суда РФ установлено новое правовое регулирование дополнительного обеспечения к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Калининградской области.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам гражданской службы в субъектах РФ приняты законы: о государственной гражданской службе, о реестре должностей государственной гражданской службы, об оплате труда государственных гражданских служащих. За период с 2005 г. в субъектах РФ изданы нормативные правовые акты по большинству вопросов, правовое регулирование которых отнесено федеральным законодательством к компетенции субъектов РФ.

Правовая основа института государственной гражданской службы субъектов РФ всесторонне развивается и ежегодно пополняется новыми нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В настоящее время процесс нормотворчества в сфере государственной гражданской службы в субъектах РФ не завершен, что обусловлено отсутствием некоторых федеральных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы. Не приняты федеральные законы о медицинском страховании государственных служащих, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей. Не урегулированы вопросы формирования кадрового резерва на федеральной гражданской службе и его соотношения с федеральным резервом управленческих кадров, а также оплаты труда гражданских служащих в особом порядке в зависимости от достижения ими показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 10 марта 2009 г. №261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»» органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано в пределах своих бюджетных средств принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной программой, и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов РФ. Таким образом, названный Указ дал дополнительный импульс для совершенствования и развития законодательства субъектов РФ о гражданской службе.

Высокая нормотворческая активность субъектов РФ отмечается в сфере антикоррупционного законодательства в регионах в целях реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и изданных в его развитие нормативных правовых актов РФ. В частности, в большинстве субъектов РФ уже приняты законы о противодействии коррупции и региональные программы, направленные на противодействие коррупции.

В связи с введением на гражданской службе механизма ротации в субъектах РФ должны быть приняты их нормативные правовые акты об утверждении перечня должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и определен план проведения ротации на 2013 г. и последующие годы.

Особое место в системе законодательства о гражданской службе занимают методические рекомендации и другие материалы, одобренные решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Например, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (Протокол № 21 заседания от 23 декабря 2010 г.). Президиум Совета при Президенте РФ, призванный решать текущие вопросы по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»), рекомендовал Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих государственным органам и органам местного самоуправления для разработки на его основе своих кодексов.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности. В этой связи следует отметить эклектичность этого документа, поскольку Типовой кодекс этики содержит как положения нормативного характера, установленные федеральными законами и указами Президента РФ, так и нормы служебной этики, имеющие социально-нравственный характер.

Итак, законодательство о государственной гражданской службе представляет собой довольно большой объем федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства РФ, а также различных ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

 



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Законодательство о государственной гражданской службе, как самостоятельного вида государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательство о государственной гражданской службе, как самостоятельного вида государственной службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)