Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный аппарат



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Государственный аппарат 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа по истории защиты информации

Тема: «Ответственность за правонарушения в области защиты

Информации в Российской Империи (на примере XIX века)»

 

 

Выполнила:

Студентка ФПКиФ III-5

Покладова Марьяна Сергеевна

Проверила:

Еремеева В.И.

 

 

Москва

2009 г.


Содержание

 

Введение

1. Организация защиты информации в первой половине XIX в

1.1 Государственный аппарат

1.2 Военное министерство

1.3 Правовые основы защиты информации

2. Организация защиты информации во второй половине XIX в

2.1 Основные направления деятельности учреждений, осуществляющих функции по ЗИ. Организация спецслужб России

2.2 Военное министерство

2.3 Цензура

3. Ответственность за правонарушения в области защиты информации

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Ответственность за правонарушения в области защиты информации является актуальной и важной темой для людей, работающих в данной сфере. Ведь как говорится: «Не знание закона не освобождает от ответственности». Поэтому необходимо уметь ориентироваться не только в нормативной базе, но и в самой структуре органов, связанных с защитой информации. На протяжении веков она постоянно изменялась и совершенствовалась, от самых первых зачатков основ защиты информации в X веке до современной развитой системы наших дней. Причем видоизменения претерпевали все три направления деятельности: внутреннее, внешнее и военное. Мы проследим эти процессы развития на примере Российской Империи XIX века (первой и второй половины). В организации защиты информации по отдельности рассмотрим: государственный аппарат, военное министерство, правовые основы защиты информации и цензуру.

Данный период выбран потому, что в это время организация защиты информации в различных сферах достигает своего пика в Российской Империи, но еще слишком контрастирует с XX веком и современной организацией; ее структура довольно сложна и интересна для изучения.

При создании данной работы помимо лекционных материалов были задействованы нормативные документы XIX века: «Устав о цензуре (июнь 1826г.)» и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (15 августа 1845г.)». Для более подробного рассмотрения государственных учреждений, имеющих отношение к защите информации или специфичных для данного века, была использована книга Н.П. Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России ».


Организация защиты информации в первой половине XIX в

Государственный аппарат

Впервые в Российской империи 8 сентября 1802 года был издан манифест «Об учреждении министерств в России». По инициативе Кочубеи в июне 1803 года были разделены находившиеся в составе министерства коллегии и создан, построенный на принципе единоначалия, департамент министерства.[1] Первые восемь министерств именовались: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Аппарат министерства состоял из министра, его товарища, совета («консультации»), канцелярии министра и департамента.[2]

 

Структура министерства

               
Канцелярия
 
Министр
 
Совет министерства
 
Департаменты
 
Товарищество министра
 
Отделения
 
Столы

 


Работа органов защиты информации разделялась по трем направлениям: внешнему, внутреннему и военному. Внешним направлением занимался МИД, внутренним – Особенная канцелярия МВД (Третье отделение Собственно Его Императорского Величества Канцелярия) и военным: с 1802 года министерство военно-сухопутных сил, с 1808 военное министерство (экспедиция секретных дел при военном министерстве и особенная канцелярия при военном министерстве).

Третье отделение С. Е. И. В. К. создается в конце XVIII века, как личная канцелярия императора. С 1826 по 1842 годы в ее составе создается 6 отделений, каждое из которых является самостоятельным государственным учреждением.

· Первое отделение – надзор за службой гражданских чиновников, инспекторский департамент гражданского ведомства, личная канцелярия императора.

· Второе отделение – совершенствование кодификации Российского законодательства.

· Третье отделение – главный орган государственной безопасности. В 1826 году расформирована особенная канцелярия МВД, ее сотрудники переведены в штат третьего отделения. Третье отделение состоит из 5 экспедиций. Первая экспедиция занималась обеспечением государственной безопасности, контролем за государственным аппаратом, расследование политических преступлений. Её деятельность была секретна. Вторая экспедиция занималась должностными и общеуголовными преступлениями, сбором сведений об открытиях и изобретениях, предупреждением недоброжелательной конкуренции. Так же вторая экспедиция являлась кадровой службой третьего отделения. Третья экспедиция вела контроль за иностранцами в России, противодействовала иностранным разведчикам, предупреждала шпионаж и выполняла контрразведывательные функции. Четвертая экспедиция собирала сведения о чрезвычайных происшествиях в России. Петая экспедиция представляла орган цензуры и вела секретный архив в третьем отделении.

· Четвертое отделение – благотворительные учреждения.

· Пятое отделение – разработка реформы о крестьянах.

· Шестое отделение – подготовка административной реформы в Закавказье.

Четвертое, пятое и шестое отделение являлись временными.

В 1801 году упраздняется тайная экспедиция сената. Функции по защите информации были переданы в особенную канцелярию МВД:

- контроль за иностранцами, их регистрация, выдача заграничных паспортов;

- цензура;

- государственная безопасность.

Разнородность задач Министерства внутренних дел тормозила управление полицией, полицейскую опеку и регламентацию отдельных административно-хозяйственных отраслей деятельности. Поэтому 17 августа 1810 года по проекту Сперанского из этого министерства выделилось Министерство полиции для управления административно полицейскими учреждениями и некоторыми наиболее важными полицейско-хозяйственными делами. Министерство внутренних дел получило новое устройство. При министерстве были созданы совет, канцелярии и департаменты. Департамент государственного хозяйства и публичных зданий ведал сбором статистических сведений, управлением иностранными поселениями, постройкой и эксплуатацией публичных зданий. В министерстве были созданы также департамент мануфактур и внутренней торговли и почтовый департамент.

Министерство полиции состояло из министра, двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов. Особенная канцелярия – орган политического сыска, осуществлявший борьбу с крестьянами и общественными движениями, цензуру, расследование важнейших уголовных дел, а так же функцию контрразведки.[3]

В 1819 году Министерство полиции упразднено. Департамент мануфактур и внутренней торговли был передан в Министерство финансов.[4]

Особенная канцелярия Министерства внутренних дел была упразднена в 1826году, в связи с созданием Третьего отделения[5] С.Е.И.В.К., куда были переданы ее функции. Министерство иностранных дел становится главной криптографической службой в России.

Рассмотрим изменения в структуре подразделений по защите информации в Министерстве иностранных дел с 1802 по 1846 годы.

В 1802 году Министру иностранных дел подчинялась канцелярия (хранение цифири) и цифирная экспедиция (технические операции шифрование и дешифрование корреспонденции); в 1823 году к ним добавился цифирный комитет; в 1846 году министру подчинялась особая канцелярия, состоящая из пяти экспедиций, и цифирный комитет.

Рассмотрим функции каждой экспедиции и цифирного комитета.

Первая экспедиция – служба делопроизводства, подготовка документов.

Вторая экспедиция – архив, канцелярия министра.

Третья экспедиция – цифирная шифровальная.

Четвертая экспедиция – цифирная дешифровальная.

Пятая экспедиция – газетная.

Третья, четвертая и пятая экспедиции составляли единый режимный секретный орган Министерства внутренних дел.

Цифирный комитет является производственно – техническим органом и состоит из специалистов криптографов из разных департаментов. В обязанности цифирного комитета входят: разработка шифров, составление пособий и инструкций к ним, контроль за их применением в системе Министерства и разработка отчетных и аналитических документов о деятельности криптографической службы.

Все текущие дипломатические дела с заграничными государствами, защита интересов русских подданных за границей, консульские дела находились в ведении департамента внутренних сношений.[6]

 

Военное министерство

Учрежденное в 1802 году Военное министерство (до 1808года оно называлось Министерством военно-сухопутных сил) включило в свой состав аппарат одной военной коллегии. При первом министре С. К. Вязьмитинове над министерством стояла Военно-проходная канцелярия.[7]

В 1810 году впервые в России создается центральный орган военной разведки – экспедиция секретных дел при военном министерстве. В январе 1812 года на министерство распространяется «Общее учреждение министерств». Военная коллегия и Военно-проходная канцелярия были упразднены. При министерстве учреждаются совет, общая и особенная канцелярия (переименованная экспедиция секретных дел при военном министерстве) и 7 департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиториатский (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссариатский (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием).[8] Однако в сентябре того же года Особенная канцелярия была упразднена. Ее функции:

- внешняя разведка;

- обобщение разведывательной информации;

- контрразведка;

- разработка военных планов и мероприятий;

- управление армией и войсками.

В составе министерства были созданы Военно-учебный комитет и Военно-топографическое дело.[9]

С созданием Особенной канцелярии создаются зарубежные силы у военного министерства. Появляется должность адъютанта посла. С 1856 их переименовали в «военных агентов». Утверждена инструкция агентам, посылаемым за границу.

27 января 1812 года утверждено «Учреждение для управления большой действующей армией». В отличие от предыдущих положений о полевом устройстве армии оно предоставляло главнокомандующему широкие полномочия, развязывающие его инициативу, ранее стесненную императором и различными высшими и центральными учреждениями. В «Учреждении» подчеркивалось, что главнокомандующий на театре военных действий «представляет лицо императора и облекается властью Его Величества». Ближайшим помощником главнокомандующего был начальник его штаба, которому подчинялись ведавшие военно-оперативными вопросами генерал – квартирмейстер и распоряжающийся административно– хозяйственными делами армий дежурный генерал.[10]

После окончания войны с Наполеоном был сохранен, существовавший во время войны, принцип разделения военного аппарата. Это было закреплено «Учреждением о действующей армии в мирное время» 12 декабря 1815 года, когда единое военное ведомство разделили на две самостоятельные части: Главный штаб его императорского величества и Военное министерство.[11]

Главный полевой штаб, возглавляемый князем П.М. Волконским (1815-1823 гг.) состоял из: квартирмейстерской части, включавшей первое отделение (разведка и картография) и второе отделение (секретное делопроизводство), дежурства армии и высшей воинской полиции.

В ведении военного министра остались Совет и хозяйственные департаменты. Военный министр своего доклада к царю не имел, и по его ведому царю докладывал начальник Главного штаба.[12]

Дежурство армии занималось ведением открытого делопроизводства, службой курьеров и охраной.

В функции высшей воинской полиции входило:

- военная контрразведка;

- контроль за армией;

- надзор за полицией и администрацией тех мест, где располагались армейские части;

- списочный учет армии;

- контроль доступа на охраняемую территорию;

- разведка;

- сбор сведений о неприятеле.

Высшая воинская полиция была упразднена в 1815 году.

Уже с 1827 – 1828 гг. должности начальника генерального штаба и военного министра были объединены в лице генерала А. И. Чернышева, а после реформы Военного министерства в 1832 году был упразднен аппарат Главного штаба и должность его начальника.

Правительство обращает внимание на военно-теоретическую подготовку командного состава, разработку планов военных операций. В 1827-1829 гг. «Свите Е. И. В. По квартирмейстерской части», состоявшая из наиболее подготовленных в теоретическом отношении генералов и офицеров, объединяется с Военно-топографическим делом и Корпусом топографов в Департамент генерального штаба. На департамент возлагают задачи изучения обстановки и данных для подготовки и проведения боевых операций, боевая подготовка войск, перемещение, военно-топографическое дело. В 1830 году создается высшее учебное заведение – Военная академия, переименованная в 1855 году в Николаевскую академию генерального штаба.[13] В 1836 году в аппарате Военного министерства учреждаются Военный совет и Канцелярия министерства, связавшая министра со всем обширным военным аппаратом. Вопросы военного управления осуществлялись с помощью девяти департаментов (добавилось еще два: генерального штаба и военных поселений).[14]

В последующие годы Военное министерство сохранило свое устройство, если не считать нового «Устава об управлении армией в военное и мирное время» от 5 декабря 1846 г., ухудшившего аппарат полевого управления. По новому «Уставу» в армии создавался громоздкий полевой аппарат с множеством коллегиальных управлений, бесполезных должностных лиц и сложным делопроизводством. В 1855 годы в ведении Военного министерства были созданы две новые академии – Военно-инженерная и Артиллерийская.

Крайняя централизация военного управления, мелочная регламентация деятельности его низших звеньев при почти полной бесконтрольности и другие пороки военной администрации – все это было полностью сохранено в военном аппарате и в период Крымской войны, которая вскрыла военную отсталость России.[15]

 



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Государственный аппарат 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный аппарат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)